«Законодательные и правовые акты по охране окружающей среды. Виды ответственности за нарушение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:02, реферат

Описание работы

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Работа содержит 1 файл

ответ по экологии на 7 вопрос.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

     1) замечание;

     2) выговор;

     3) увольнение по соответствующим основаниям.

     Федеральными  законами, уставами и положениями  о дисциплине для отдельных категорий  работников могут быть предусмотрены  также и другие дисциплинарные взыскания.

     Не  допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 ТК РФ).

     Дисциплинарное  взыскание может быть применено  к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения (не считая времени болезни работника или  пребывания его в отпуске).

     Наложение дисциплинарного взыскания не исключает  возможности применения более строгих  видов ответственности при наличии  правовых оснований – административной, уголовной, гражданской.

     Административная ответственность за экологические правонарушения – это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» и экологическим законодательством. Так ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе» перечисляет нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе лицами виновными в административном правонарушении, такие как: непредставление документации на экологическую экспертизу; фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;  принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы  и тд.

     Гл. 8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» перечисляет административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Эта глава очень обширная и содержит сорок статей такие как: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие или искажение экологической информации; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение требований по рациональному использованию недр и т.д.

     Главой  восьмой Кодекса установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф, при этом с юридических лиц взыскивается более крупная денежная сумма, чем с граждан и должностных лиц (достигая четырехсот МРОТ); конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права на охоту). Хочу заметить, что в КоАП РСФСР добавлялись более жесткие санкции, такие как: исправительные работы и административный арест.

     Решение о наложении штрафа (как и любое  другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в  суд. Привлечение к ответственности  в виде штрафа, независимо от его  суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер. Является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

     Уголовная ответственность за экологические преступления прямо предусмотрена УК РФ где сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина. Собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

     Состояние здоровья человека в значительной степени  зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов. Которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о том, сколько человек  в России умирает в связи с  воздействием на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды, встречать не приходилось. Однако известно, что продолжительность жизни мужчин в России в последние 25 лет (до 2002г.) сократилась с 71 года до 57 лет, в том числе в связи с деградацией природы.15

     Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими  функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно  подразделить на три категории: специальные  экологические составы, смежные, дополнительные.

     Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»  и содержит следующие составы:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 246-262 УК РФ).

К специальным  экологическим составам относится  ряд составов, сформулированных в  статьях, содержащихся в других главах Кодекса:

  • нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215);
  • сокрытие информации об обстоятельствах. Создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
  • жестокое обращение с животными (245);
  • экоцид (ст. 358).

     Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими.

     Смежные составы преступлений в области  природопользования и охраны окружающей среды  следует считать те из них, которые выполняют экологические  функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140); регистрация незаконных сделок с землей (ст.170); терроризм (ст.205)4 нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.217) и др. эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

     Некоторые составы, не являясь по своей природе  экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы  в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

     За  совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие  виды наказаний: штраф, лишение права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок.

     Субъективная  сторона составов экологических  преступлений выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда  лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

 

      Заключение.

 

     В одном из наиболее основательных  аналитических трудов о современном  состоянии окружающей среды в  России утверждается, что человечество уже живет в разрушающемся  мире в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации.

     Современный глобальный экологический кризис может  быть определен как нарушение  равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого  общества с природой. Он является следствием несоответствия развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе экологическим возможностям окружающей среды. Кризис в природе характеризуется такими основными чертами, как нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности и неспособность человеческого общества переломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды.

     Природа деградирует, вместе с ней деградирует  и человечество. Здоровье населения, безусловно, ухудшается в результате загрязнения, хотя человек, по-видимому, хорошо адаптирован к продуктам сгорания древесины и ископаемого топлива, так как всегда вдыхал их в пещерах, землянках, курных избах, освоив культуру использования огня на самых ранних стадиях существования. Гораздо существеннее влияет на здоровье человека то, что он разрушил свою экологическую нишу на значительной территории суши, а так как нет никаких доказательств того, что биологические законы не распространяются на человека, то очевидно, что идет распад генома человека в результате прекращения действия механизмов, удерживающих распадность вида на определенном уровне в естественной экологической нише.

     В современных условиях ученный предсказывают  гибель человечества в обозримом  будущем. Это произойдет, если мы не сумеем в ближайшее время – в XXI в. - сменить доминирующие тенденции мирового развития и наше отношение к природе.

 

 

7.  Использованная литература

  1. Конституция РФ. – М.: «Умеренков», 2002.
  2. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях». от 30.12.2001. №195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12. 2004.).
  3. Уголовный кодекс РФ. от 13.06. 1996. №63-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004.).
  4. Гражданский кодекс РФ. (часть вторая) от 26.01.1996. №14-ФЗ  (в ред. Федеральных законов от 23.12.2003.).
  5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». от 10.01.2002. №7-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004.).
  6. Федеральный закон «Об экологической экспертизе». от 23.11.1995.  №174-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004).
  7. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодеку РФ «Об административных правонарушениях». Расширенный с использованием материалов судебной практике. -  2-е изд. перераб. и доп. – М.: «Статут», 2004.
  8. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды. //Журнал Российского права. – 2003. – 11.
  9. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 2002.
  10. Бринчук М.М. О достоинствах нового федерального закона «Об охране окружающей среды» // Экологическое право. – 2002. -  3.
  11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под. ред. Л.А. Окунькова, - М.: БЕК, 1998;
  12. Комментарий к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // рук. авторского коллектива – д.ю.н., профессор С.А. Боголюбов.- М.: НОРМА, 2000. 

Информация о работе «Законодательные и правовые акты по охране окружающей среды. Виды ответственности за нарушение