«Законодательные и правовые акты по охране окружающей среды. Виды ответственности за нарушение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:02, реферат

Описание работы

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Работа содержит 1 файл

ответ по экологии на 7 вопрос.doc

— 153.50 Кб (Скачать)
 

       Статья 58 Конституции РФ (ст.65 Конституции  РБ) закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

       С развитием научно – технического прогресса увеличилось отрицательное  воздействие человеческой деятельности на окружающую природную среду, вследствие чего загрязняются атмосферный воздух, вода, земля. В результате катастроф  и стихийных бедствий деградируют земли. От пожаров, загрязнения воздуха и подземных вод гибнут леса. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. Ученые утверждают, что в настоящее время перед Россией стоит задача экологического выживания. Необходимо прекратить дальнейшее разрушение природы.

       Конституционная обязанность граждан сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах. Прежде всего это предусмотрено  в новом Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

       Согласно  ст.11 этого Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную  окружающую среду, на ее защиту от негативного  воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, чрезвычайными  ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

       Граждане  имеют право:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

       Граждане  обязаны:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства. 

       Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве. Так, в ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению  почв и их плодородия;

2) защите  земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий;

3) защите  сельскохозяйственных угодий и  других земель от заражения  бактериально – паразитическими  и карантинными вредителями и  болезнями растений, зарастания  сорными растениями, кустарниками  и мелколесьем, иных видов ухудшения  состояния земель;

4) ликвидации  последствий загрязнения, в том  числе биогенного загрязнения,  и захламления земель;

5) сохранению  достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации  нарушенных земель, восстановлению  плодородия почв, своевременному  вовлечению земель в оборот;

7) сохранению  плодородия почв и их использованию  при проведении работ, связанных  с нарушением земель.

       В целях охраны земель разрабатываются  федеральные, региональные и местные  программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

       Оценка  состояния земель и эффективности  предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных  законодательством санитарно – гигиенических и иных норм и требований. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

       Для оценки состояния почвы в целях  охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации  устанавливаются нормативы предельно  допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

       Лица, виновные в совершении земельных  правонарушений, несут административную или уголовную ответственность  в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в  совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред11.

       Ряд обязанностей по охране вод возлагает  на граждан Водный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ. Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. При использовании водных объектов граждане обязаны осуществлять производственно – технологические, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них.

5. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

 

     Принципиальное  значение для экологии имеет регулирование  имущественных отношений в сфере  природопользования, поскольку от форм собственности на природные объекты  во многом зависят рациональность и  эффективность их использования, сочетание  экологического, административного, публичного и гражданско-правового, частного подходов к владению, пользованию и распоряжению природными объектами, возможности государственного, производственного, общественного и муниципального экологического контроля.12

     За  нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством (ст.75-76 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

     Имущественная (гражданско-правовая) ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителей обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

     Вред, причиненный нарушением правовых экологических  требований, называется в доктрине права окружающей среды экологическим  или экогенным вредом.13

       Под экологическим вредом понимается - вред окружающей среде (негативное  изменение окружающей среды в  результате ее загрязнения, повлекшее  за собой деградацию естественных  экологических систем и истощение  природных ресурсов (ст.1 ФЗ «Об  охране окружающей среды)), а также материальное и нематериальное благо, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.14

     Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

     Вред  окружающей среде, причиненный субъектом  хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой  имеется положительное заключение государственной экологической  экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

       Вред окружающей среде, причиненный  субъектом хозяйственной и иной  деятельности, возмещается в соответствии  с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

       Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

     Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

     На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

       Иски о компенсации вреда окружающей  среде, причиненного нарушением  законодательства в области охраны  окружающей среды, могут быть  предъявлены в течение двадцати  лет (ч.3 ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

       Вред, причиненный здоровью и  имуществу граждан негативным  воздействием окружающей среды  в результате хозяйственной и  иной деятельности юридических  и физических лиц, подлежит  возмещению в полном объеме.

       Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

     Особенностью  гражданско-правовой ответственности  является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

     Возмещение  экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений  содержится также в экологическом  законодательстве, хотя и в нем  дается отсылка к гражданскому законодательству.

     Дисциплинарная ответственность за экологический проступок регламентируется ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» и гл. 30 Трудового кодекса РФ. Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

     Субъективной  стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность.

     За  совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

Информация о работе «Законодательные и правовые акты по охране окружающей среды. Виды ответственности за нарушение