Экологические требования к производственным процессам и производственному оборудованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход не возобновляемых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы – той части нашей планеты, в которой существует жизнь

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Экологические требования к производственным процессам
и производственному оборудованию…………………………………..4
Заключение…………………………………………………………….. 12
Список использованной литературы…………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Экологические требования к производственным процессам.docx

— 36.36 Кб (Скачать)

Применительно к оборудованию и технологическим процессам, не имеющим аналогов, производится идентификация  опасностей и связанных с их возникновением негативных факторов. Здесь для выявления  производственных опасностей применяют  метод моделирования с использованием диаграмм влияния причинно-следственных связей на реализацию этих опасностей.

Экологическая экспертиза техники, технологий, материалов включает отраслевую и государственную экспертизу. Отраслевая экологическая экспертиза проводится организациями, определенными в  качестве головных, которые рассматривают  документацию новой продукции или  ее образцы. Государственная экологическая  экспертиза осуществляется экспертными  подразделениями органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды на республиканском  и региональном уровне.

Экологическая экспертиза направлена на предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия  на окружающую среду в процессе ее эксплуатации, переработки или уничтожения. Следовательно, главная задача экологической  экспертизы заключается в определении  полноты и достаточности мер  по обеспечению требуемого уровня экологической  безопасности новой продукции при  ее разработке.

 

Такими мерами по обеспечению  экологической безопасности могут  быть:

 

* определение соответствия  проектных решений создания новой  продукции современным природоохранным  требованиям;

 

* оценка полноты и эффективности  мероприятий по предупреждению  возможных аварийных ситуаций, связанных  с производством и потреблением (использованием) новой продукции,  и ликвидации их возможных  последствий;

 

* оценка выбора средств  и методов контроля воздействия  продукции на состояние окружающей  среды и использование природных  ресурсов;

 

* оценка способов и  средств утилизации или ликвидации  продукции после отработки ресурса.

По результатам экологической  экспертизы составляется экспертное заключение, включающее вводную, констатирующую и  заключительную части.

В вводной части содержатся сведения об экспертируемых материалах, организации, их разработавшей, сведения о заказчике, органе, утверждающем указанные материалы. Здесь же приводятся данные об органе, осуществляющем экспертизу, и времени ее проведения

В констатирующей части дается общая характеристика отражения  экологических требований в представленном на экспертизу проекте.

Заключительная часть  экспертного заключения содержит оценку всего комплекса мероприятий  по рациональному использованию  природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Завершается эта  часть рекомендациями к утверждению  представленных материалов либо решением о направлении их на доработку. При  возвращении на доработку должны быть конкретно сформулированы замечания  и предложения по проектным решениям с указанием срока доработки  и представления проекта на повторную  экспертизу.

Экспертное заключение в  полном объеме является обязательным для организаций - авторов проекта, заказчиков и других исполнителей.

Государственной экологической  экспертизе предшествует (как правило) отраслевая экспертиза.

При постановке продукции  на производство обязательно учитываются  требования безопасности и экологичности, предусмотренные ГОСТ 15.001--88. Согласно данному стандарту проверка новых технических решений, обеспечивающих достижение новых потребительских свойств продукции, должна осуществляться при лабораторных, стендовых и других исследовательских испытаниях моделей, макетов, экспериментальных образцов продукции в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации.

Опытные образцы подвергают приемочным испытаниям, в которых  независимо от места их проведения вправе принять участие изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и  природы.

Оценку выполненной разработки и принятия решения о производстве и применении продукции проводит приемочная комиссия, в состав которой  входят представители заказчика, разработчика, изготовителя и Государственной  приемки. При необходимости к  работе комиссии могут быть привлечены органы, осуществляющие надзор за безопасностью, эксперты сторонних организаций.

Для исключения возможности  эксплуатации оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, на предприятии  проводится его проверка как перед  вводом в эксплуатацию, так и в  процессе эксплуатации. Новое оборудование и машины при поступлении на предприятие  проходят входную экспертизу на соответствие требованиям безопасности.

В процессе эксплуатации оборудования ежегодно проводится проверка его соответствия требованиям безопасности и экологичности. Отдел главного механика и энергетика обязан ежегодно проводить проверку состояния всего парка станков, машин и агрегатов по техническим показателям, показателям безопасности, по результатам которых составляются планы ремонтов и модернизации.

Важнейшей составной частью по обеспечению экологичности оборудования и технологических процессов при эксплуатации является составление экологического паспорта предприятия согласно требованиям ГОСТ 17.0.0.004-90.

Экологический паспорт состоит  из следующих разделов: титульный  лист; общие сведения о предприятии  и его реквизиты; краткая природно-климатическая  характеристика района расположения предприятия; краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков; сведения о использовании земельных ресурсов; характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов; характеристика выбросов в атмосферу; характеристика водопотребления и водоотведения; характеристика отходов, сведения о рекультивации нарушенных земель, сведения о транспорте предприятия, сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию  отходов, формы государственной  статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические  документы.

Экологический паспорт разрабатывается  предприятием и утверждается его  руководителем, согласуется с территориальным  органом экологического надзора, где  и регистрируется.

Хранится экологический  паспорт на предприятии и в  территориальном органе по охране окружающей природной среды.

 

 

Заключение

 

В последнее десятилетие  все большее признание получало существование взаимного влияния  здоровой окружающей среды и устойчивого  экономического развития. В это же время в мире происходили крупные  политические, социальные и экономические  изменения, по мере того, как многие страны начинали осуществление программ радикальной структурной перестройки  своей экономики. Таким образом, изучение влияния на окружающую среду  общеэкономических мероприятий  стало проблемой, имеющей серьезное  значение и требующей скорейшего решения.

В данной работе сделана  попытка рассмотреть экологические  проблемы при развитии промышленного  производства и в частности энергетической отрасли, а также в других смежных  областях, в том числе в области  ограничения вредных выбросов, рационального  пользования природными ресурсами, стоимостной оценки объектов окружающей среды и показателей состояния  окружающей среды, национальных планов действий в области охраны окружающей среды и социальной политики.

Следует также сказать, что  общеэкономические реформы иногда приводят к непредвиденному ущербу для окружающей среды. Существование  отжившей политики, несовершенство рынка  и организационных структур где-либо в экономике могут непредусмотренным  образом взаимодействовать с  более общими экономическими реформами  и создавать стимулы для чрезмерного  использования природных ресурсов и деградации окружающей среды. Исправление  такого положения обычно не требует  отказа от первоначальной экономической  политики. Вместо этого требуются  определенные дополнительные меры, устраняющие  несовершенство рынка, организационных  структур или отжившую политику. Такие  меры обычно не только благоприятно сказываются  на окружающей среде, но и являются решающим компонентом успеха общеэкономических  реформ.

Хотя общеэкономические  мероприятия не направлены на то, чтобы  целенаправленно влиять на состояние  природы и окружающей среды, но они  могут повлиять на нее, как в лучшую, так и в худшую сторону. К числу  таких мероприятий относятся: изменение  обменных курсов или ставок процента, сокращение дефицита государственного бюджета, освобождение рынков, либерализация  торговли, усиление роли частного сектора  и укрепление организационной базы. Они часто сопровождаются реформами  цен и другими реформами в  основных секторах экономики, таких  как промышленность, сельское хозяйство  и энергетика. Изучение связей между  общеэкономическими мероприятиями и окружающей средой в настоящее время основано на эмпирическом анализе материалов по конкретным странам (т.е. ориентировано на разбор конкретных примеров). При проведении исследований для выявления таких связей применяется набор аналитических методов и подходов. Анализ показывает трудность разработки общей методологии для выявления всех воздействий реформ общеэкономической политики на окружающую среду. Однако он также свидетельствует о том, что тщательная проработка конкретных случаев существенных воздействий на окружающую среду может помочь найти более эффективные способы справляться с ними и дает несколько практических рекомендаций для применения его результатов в работе.

Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и  продуманные действия. Ответственная  и действенная политика по отношению  к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим  надёжные данные о современном состоянии  среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. "Порядок начисления и внесения в бюджетные фонды охраны природы в 1998 г." (Утвержден ГКН РБ №02/62, Минприроды РБ №02-8/2528, Минфином РБ №17 от 22 июля 1998 г.)

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. Учебное пособие. –                   М.: Издательство Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, 1994. – 312 с.

3. Голуб А.А., Струкова  Е.Б. Экологические методы управления природопользованием. –М.: Наука, 2005. –136 с.

4. Неверов А.В. Экономика природопользования. Учебное пособие для вузов. –Минск: Высшая школа, 1990. –216 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологические требования к производственным процессам и производственному оборудованию