Экологические проблемы и инновационные технологии в информационном обслуживании организаций АРК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

Целевое задание дипломной работы: «Описать инновационные технологии, выявить и разработать рекомендации по устранению экологических проблем в информационном обслуживании организаций АРК»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРК
1.1. Понятия и особенности инновационной деятельности………….15
1.2. Направления инновационной деятельности в АРК……………...19
1.3. Нормативно- законодательная база для инновационной деятельности…………………………………………………………………...33
2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Объемы и виды информационного сервиса в Крыму…………...48
2.2.Экологические проблемы в информационном обслуживании организаций……………………………………………………………………68
2.3. Экологические нагрузки от оборудования, носителей информации и проблемы утилизации отходов……………………………...75
2.4. Эффективность экологического предпринимательства в сфере инновационных технологий…………………………………………...83
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ……………………………………………...90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 756.50 Кб (Скачать)

     Специальными  нормативно-правовыми актами, которые  регулируют инновационную деятельность, являются законы и подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере осуществления конкретной инновационной деятельности. К ним можно отнести, прежде всего, Закон Украины «Об инновационной деятельности»[8] от 4 июля 2002 года. В соответствии с этим законом инновационной является деятельность, которая направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг. То есть действие закона не распространяется на все этапы жизненного цикла инноваций.

        Предложенное в этом законе определение инновационной деятельности охватывает лишь завершающую часть инновационного цикла, а именно этапы «внедрение – производство – потребление». Использование и коммерциализация результатов научных исследований и разработок является промежуточным и конечным звеном цепи инновационного цикла, которому предшествуют проведения исследований и разработок. Правовое регулирование первого звена инновационного цикла «возникновение- разработка новых знаний» осуществляется Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 1 декабря 1998 года, которым предусмотрено, что научно-техническая деятельность – это интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех отраслях техники и технологий. Основными формами научно-технической деятельности являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, поисковые и проектно-поисковые работы, изготовление опытных образцов или партий научно-технической продукции, а также другие работы, связанные с доведением научных и научно-технических знаний до стадии практического их использования.

        На формулировку понятия «инновационная деятельность» в Законе Украины «Об инновационной деятельности» [8] повлияли положения Закона Украины «Об инвестиционной деятельности»[28] от 18 сентября 1991 года, где инновационная деятельность рассматривается как одна из форм инвестиционная деятельность, которая осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производстве и социальную сферу [1].

    В конце 1990-х годов основными претендентами на воплощение в жизнь приоритетов инновационной политики в Украине становятся технологические парки. Предполагалось, что именно с помощью технопарков будет решаться большинство вопросов внедрения рыночных механизмов, развития прикладных исследований и разработок, расширения участия малого и среднего бизнеса в научно-техническом и инновационном развитии. Технопарки должны были открыть дорогу другим организационным формам инновационной деятельности и, в первую очередь, технополисам и бизнес-инкубаторам.

    Так, законодательные и нормативные акты по вопросам поддержки инновационных структур появились в Украине в самом начале 1990-х годов 13 октября в 1992году был принят Закон Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон»[13], в котором специальная (свободная) экономическая зона определялась как часть территории Украины, на которой устанавливается и действует специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц. Технологический парк был определен этим законом как один из типов специальных (свободных) экономических зон.

     Распоряжение  Президента Украины от 16 апреля 1999 года№84/99, определяло технологические парки  как структуры, задачами которых  является объединение научных исследований, разработка новых технологий с внедрением в производство и выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологической продукции.

    В упоминавшейся выше «Концепции научно-технологического и инновационного развития Украины, основными задачами создания технопарков как базы инфраструктуры инновационного развития определены [20]:

- сохранение  в условиях перехода к рыночной  экономике научно-технического потенциала  Украины и его использование  для решения актуальных проблем  промышленного производства и  сельского хозяйства, преодоления  кризисных явлений в экономическом и социальном развитии страны;

- содействие  переходу отечественной промышленности  на инновационный путь развития;

- разработка, внедрение в производство и  выпуск высокотехнологической наукоемкой  продукции, для обеспечения конкурентоспособности  продукции и услуг отечественного производства на мировых и внутренних рынках, что должно содействовать увеличению экспортного потенциала Украины и снижению зависимости от импорта;

- привлечение  внутренних и внешних инвестиций  в научно-техническую сферу. 

    Основным законодательным актом Украины, регулирующим деятельность технопарков, является Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков»[11] от 12 января 2006 года. В этом законе содержатся положения относительно особенностей создания специального режима инновационной деятельности, установления налоговых и таможенных льгот, а также предоставления государственной поддержки, стимулирования деятельности технологических парков, их участников, дочерних и совместных предприятий, которые выполняют инновационные проекты по приоритетным направлениям научно-технической деятельности.

     Реально технопарки Украины начали выполнять  инвестиционные и инновационные  проекты в 2000 году. На сегодня через  Верховную Раду Украины проведено 15 технопарков, из которых 8 развернули определенную деятельность. Это – «Институт монокристаллов», «Институт электросварки им. Е.О. Патона», «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Углемаш», «Институт технической теплофизики», «Киевская политехника», «Укринфотех», «Интеллектуальные информационные технологии». Из перечисленных технопарков наиболее активно функционирует первые четыре. Каждый из технопарков имеет свою специфику и направленность деятельности [3].

     Анализ четырехлетней деятельности технопарков показывает высокую результативность выполнения инновационных проектов технопарками, созданными на основе « Института электросварки им. Е.О. Патона» и «Институт монокристаллов» НАН Украины. Оценка деятельности остальных технологических парков весьма противоречива. Конечно, в условиях низкого уровня технологической модернизации производства в целом и низких показателей инновационной активности предприятий, технопарки, нацеленные на высокие технологии, создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции, должны были бы стать первичной базой новой украинской технологической платформы и заслуживать всемерной поддержки государства. Но, к сожалению, специальное законодательство по технопаркам оказалось ориентированным в основном на крупные научно-технические комплексы в качестве их учредителей и инновационные проекты в качестве основной формы инновационной деятельности. Это существенно ограничило сферу применения данного закона.  

     Рассматривая  правовое регулирование инновационной деятельности в Украине, особенное внимание следует уделить Закону Украины «О научной и научно-технической экспертизе»[12] от 10 февраля 1995 года, который определяет правовые, организационные и финансовые основы и принципы регулирования общественных отношений при организации и проведении экспертной деятельности. Именно научная научно-техническая экспертиза относит проект к категории инновационных, что влечет за собой государственную поддержку в виде прямого государственного финансирования или налоговых и других льгот.

     Научная и научно-техническая экспертиза – это деятельность. Целью которой  является исследование, проверка, анализ и оценка научно-технического уровня объектов экспертизы и подготовка обоснованных выводов для принятия решений  относительно таких объектов.

     Научная и научно-техническая экспертиза в сфере научно-технических разработок и опытно-конструкторских работ, фундаментальных и прикладных исследований, в том числе стадии их практического  применения (внедрения, использования, анализа последствий использования), проводится научно-исследовательскими организациями и отдельными юридическими и физическими лицами, которые аккредитованы на этот вид деятельности.

     Основными заданиями научной и научно-технической  экспертизы является [12]:

 - объективное, комплексное исследование объектов экспертизы;

 - проверка соответствия объектов экспертизы современному уровню научных и технических знаний, тенденциям научно-технического прогресса, принципам государственной научно-технической политики, требованиям экологической безопасности, экономической целесообразности;

 - анализ уровня научно-технического потенциала, оценка результативности научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок;  

 - прогнозирование научно-технических, социально-экономических и экологических последствий реализации или деятельности объекта экспертизы;

 - подготовка научно обоснованных экспертных выводов.

     Обязательной  научной и научно-технической  экспертизе подлежат: национальные и  государственные научные и научно-технические программы; межгосударственные научные и научно-технические программы, которые реализуются на основании международных договоров Украины в пределах ее территории; отраслевые и межотраслевые программы в сфере научной и научно-технической деятельности; инновационные программы и проекты государственного значения.

     Анализ  нормативно-правового регулирования  инновационной деятельности в Украине  показывает, общее законодательство, которые закрепляет основы государственной  политики в сфере инновационной деятельности, достаточно развито, но носит преимущественно декларативный характер, так как не предлагает эффективных механизмов обеспечения выполнения государственной политики в сфере инновационной деятельности на уровне специальных нормативно-правовых актов. Не действуют реально механизмы косвенной государственной политики, хотя блок финансового законодательства и позволяет это делать. Так, например, в налоговом законодательстве Украины среди принципов построения и назначения системы налогообложения первым принципом значится стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции. Однако на деле финансовые институции чаще противодействует инновационному развитию, нежели содействуют ему, являясь инициаторами приостановки статей законов, касающихся предоставления налоговых льгот исполнителям инновационных проектов.  

     Следует подчеркнуть, что экономика высокоразвитых стран мира уже больше полувека существует в условиях инновационного пути развития. Украина в этом пути предпринимает лишь первые шаги. И от того, насколько удачным будет старт при переходе экономики Украины на инновационную модель развития, настолько позитивные результаты будем иметь в будущем.

     В условиях реформирования экономики  Украины переход на инновационную  модель развития означает в первую очередь поиск новых финансовых источников для активизации инновационной  деятельности. Для этого необходимо дополнительно принять соответствующие правовые акты, устанавливающие льготы для «инноваторов», создающие условия для привлечения частного капитала в инновационную сферу, стимулирующие развитие венчурного предпринимательства.

     Существует  ряд важных проблем, связанных с  определением субъектов льготного налогообложения и кредитования по критериям, связанным с инновационной деятельностью. Для активизации инновационной деятельности в Украине необходимо разработать и ввести механизм усиления заинтересованности коммерческих банков в увеличении объема инвестиций, в первую очередь путем долгосрочного кредитования инновационной деятельности.

     В связи с тем, что объем инвестиций из Государственного бюджета на инновационные  цели составляет незначительные суммы  от его общего объема, важное значение приобретает проблема поиска новых  нетрадиционных источников финансирования инвестиций. В частности, для Украины вопросом является поиск и разработка схем привлечения средств населения для финансирования приоритетных инновационных проектов и программ.

     Необходимость повышения эффективности правового  регулирования инновационной деятельности предполагает, в частности, усовершенствование методики проведения экспертизы инновационных проектов, что является важным рычагом влияния со стороны государства на инновационные процессы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экологические проблемы в информационном обслуживании организаций
 

     Важность  решения экологических проблем  сегодня признается всеми. Но решать их без информационной поддержки  невозможно.

Информация о работе Экологические проблемы и инновационные технологии в информационном обслуживании организаций АРК