Экологические проблемы и инновационные технологии в информационном обслуживании организаций АРК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

Целевое задание дипломной работы: «Описать инновационные технологии, выявить и разработать рекомендации по устранению экологических проблем в информационном обслуживании организаций АРК»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРК
1.1. Понятия и особенности инновационной деятельности………….15
1.2. Направления инновационной деятельности в АРК……………...19
1.3. Нормативно- законодательная база для инновационной деятельности…………………………………………………………………...33
2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Объемы и виды информационного сервиса в Крыму…………...48
2.2.Экологические проблемы в информационном обслуживании организаций……………………………………………………………………68
2.3. Экологические нагрузки от оборудования, носителей информации и проблемы утилизации отходов……………………………...75
2.4. Эффективность экологического предпринимательства в сфере инновационных технологий…………………………………………...83
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ……………………………………………...90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 756.50 Кб (Скачать)

      Основные  принципы и приоритеты государственной политики в научной и инновационной деятельности определяют формы государственной поддержки инновационной деятельности :

- государственные  субсидии на осуществление крупных и особо значимых и ресурсосберегающих мероприятий;

- налоговые  льготы на определенный срок  при внедрении новых ресурсосберегающих технологий;

-  оказание поддержки малым предприятиям, специализирующимся на разработке и внедрении новых ресурсосберегающих технологий;

      - освобождение от импортных таможенных  тарифов на ввозимое имущество  научных организаций, необходимое  для проведения научных разработок;

      - создание венчурных инновационных  фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами ;

      - снижение государственных патентных  пошлин для индивидуальных изобретателей;

      - отсрочка уплаты патентных пошлин  по ресурсосберегающим изобретениям;

      - право на ускоренную амортизацию  основных фондов природоохранного назначения.

      В целях устойчивого развития важное значение имеет повышение уровня безотходности не отдельно взятого предприятия, а комплекса производств или региона в целом. Поэтому необходимо их ранжирование в порядке занимаемого среди однотипных производств места по уровню безотходности и экологичности по сравнению с прогрессивным отечественным или зарубежным аналогом, что достигается путем фиксации уровня безотходности с помощью системы натуральных показателей по отношению к объекту-аналогу. Это позволяет дифференцировать технологии по уровню их экологической предпочтительности и опасности:

   -  технологии, соответствующие прогрессивным техническим решениям;

   - технологии, не полностью отвечающие прогрессивным техническим решениям, где в результате их модернизации может быть достигнут требуемый уровень безотходности и экологичности;

   - технологии, не отвечающие предъявляемым требованиям, подлежащие выводу из производства и ликвидации.

      В связи с тем, что в рыночной экономике главным звеном программы является не план, а инвестиции и источники их формирования, возникает необходимость в составлении технико-экономического обоснования программных мероприятий, управленческих решений и ресурсного обеспечения. При этом главная сложность распространения нововведений - психологическая инерция, настороженность по отношению к новому, которая на первом этапе приводит к отрицательному результату, после чего возможна адаптация и признание первоначальной идеи [26]. Кроме того, принятие одного нововведения может создать более благоприятный климат для принятия других инноваций не только в одной, но и в других областях.

      Одна  из особенностей системы управления инновационной деятельностью состоит в том, что методы управления, как на разных этапах инновационного процесса, так и в пределах одного этапа, существенно различаются между собой. В научных исследованиях, выполняемых малым числом специалистов, целесообразно использовать неформальные методы управления, предполагающие коллективное участие в начальном периоде разработки. Однако применение таких методов управления на более поздних этапах может привести к замедлению работ и значительному росту затрат. Исходя из этого, система управления должна меняться по мере продвижения по стадиям инновационного цикла, а документальная реализация инновационной идеи осуществляется в форме бизнес-плана [26] .

      Большое значение для качества инновационной  деятельности имеет мониторинг. В частности, на федеральном и региональном уровнях, при реализации инновационной политики, мониторинг обеспечивает обратную связь, определяющую степень соответствия проводимой политики с результатами инновационной деятельности. Результаты мониторинга используются для подготовки решений по управлению инновациями и созданию инновационного продукта, в качестве которого могут выступать готовая продукция, проект (техническая документация), результаты НИОКР, патенты, лицензии и другие виды интеллектуальной собственности.

      Инновационный менеджмент как единая система в  каждом из своих компонентов (формирование и реализация основ государственной политики, экспертиза, процедуры разработки, оценка эффективности инновационных проектов, организация научно-технической деятельности, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в производственную сферу, регулирование коммерческого риска) представляет собой сложный, постоянно развивающийся процесс управления инновациями в стране с учетом национальных особенностей и зарубежного опыта. 

      Инновационный менеджмент представляет неограниченные возможности профессионального роста и приложения своих деловых возможностей для зрелых специалистов и молодежи в широком диапазоне специальностей и специализаций в области управления, производства, науки, сферы услуг и международного научно-технического и коммерческого сотрудничества, освоения современных информационных технологий. Формирование и практическая реализация основ государственной политики в области предупреждения и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций должны реализоваться через механизмы и элементы государственной политики в области инноваций.

     Таким образом, можно сделать вывод, что для преодоления инертности и депрессивности в развитии регионов требуется активная инновационная политика, включающая радикальное перераспределение ожидаемых инвестиций в пользу инновационного сектора, функционирование которого нацелено, в первую очередь, на улучшение параметров структурной эффективности (снижение производственных издержек, отходов и вредных выбросов на единицу продукции, на душу населения, сбережение сырья и ресурсов).

     Практические  меры по реализации инновационных проектов должны быть комплексными, объединяющими реструктуризацию и диверсификацию производств, обновление продукции, снижение затрат, применение новых ресурсосберегающих и природоохранных технологий, интенсификацию исследований и разработок, внедренческой и образовательной деятельности .

Эффективное управление социо-эколого-экономической  системой может быть осуществлено только с использованием рыночных механизмов, методов экологического менеджмента, отдающих предпочтение превентивным мерам и принципам распределения ответственности в вопросах охраны окружающей среды и информационного менеджмента, позволяющего активизировать процессы обмена информацией при формировании механизма перехода к устойчивому развитию. 

1.3. Нормативно-законодательная база для инновационной деятельности

     Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

        В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки. И сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.

    Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

    Современная ситуация, с точки зрения правового обеспечения инновационной деятельности в Украине, характеризуется отсутствием единых методологических подходов к созданию необходимой законодательной базы. Действующие законодательные акты почти не учитывают реально существующих экономических и социальных условий, правовое регулирование в сфере инновационной деятельности не имеет комплексного характера. По большей части законодательные акты, связанные нормативно-правовым регулированием инновационной деятельности, являются несогласованными между собой и, хотя и определяют общие, наиболее принципиальные положения, однако не регламентируют инновационную деятельность как логический инновационный процесс, направленный на ускорение экономического развития Украины.

    Нормативно-правовые акты, которые регулируют инновационную деятельность в Украине можно условно подразделить на общие и специальные.

    Общие нормативные акты определяют основные стратегические принципы осуществления инновационной деятельности в Украине. В Конституции Украины [19] заложены исходные правовые предпосылки государственной инновационной политики. Так, статья 54 гарантирует гражданам свободу научного и технического, а также других видов творчества, защиту интеллектуальной собственности и авторских прав. В этой же статье определено, что государство содействует развитию науки, становлению международных научных связей. Статья 116 Конституции Украины обязывает Кабинет Министров Украины обеспечить реализацию политики в сфере образования, науки и культуры согласованно с другими направлениями экономической деятельности. Согласно с пунктом 4 этой статьи Кабинет Министров Украины разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины. Кроме Конституции Украины, общие нормы относительно инновационной деятельности содержались в Законе Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности»[9], от 13 декабря 1991 года. В декабре 1998 года этот закон получил название Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности». Данный законодательный акт определяет цели государственной политики в научной и научно-технической деятельности, устанавливает основные принципы и направления государственного регулирования и управления инновационной сферой, определяет формы и методы влияния государства на развитие научно-технической сферы. Прежде всего, это касается финансово-кредитных и налоговых рычагов регулирования, использования средств программно-целевого планирования и прогнозирования, формирования государственных, научных и научно-технических программ, государственного заказа на научно-техническую продукцию, поддержки функционирования системы научно-технической информации. Предусмотрено также, что государство обеспечивает бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности (кроме расходов на оборону) в размере около 2% ВВП Украины. К сожалению, эта норма так и не была введена в действие. Реальные объемы расходов были и остаются значительно меньше установленной границы, что приводит к постепенному разрушению отечественного научно-технического потенциала [9].

     Следующим нормативным актом, который определяет общие принципы осуществления инновационной деятельности, является «Концепция научно-технологического и инновационного развития Украины»[20], одобренная Верховной Радой Украины Постановлением от 13 июля 1999 года. В Концепции отмечена необходимость разработки полномасштабной государственной инновационной политики. При этом, обязательным условием является создание соответствующего правого поля для ее осуществления, включая разработку методов стимулирования инновационной активности предприятий. В этой Концепции определены также главные цели, приоритетные направления и принципы государственной научно-технической политики включая ресурсное обеспечение ее реализации, механизмы ускоренного инновационного развития, ориентиры структурного формирования научно-технического потенциала. Концепция постулирует принципы взаимоотношений между государством и субъектами научной и научно-технической деятельности, которые основываются на необходимости приоритетной государственной поддержки науки, технологий и инноваций как источников экономического роста, составной части национальной культуры, образования и сферы реализации интеллектуального потенциала граждан. Действие Концепции рассчитано на период стабилизации экономики и достижения ею параметров устойчивого ее развития.

    При концентрации существующих в государстве ресурсов на поддержку конкурентоспособных отраслей научно-технологического прогресса власть должна руководствоваться Законом Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине»[10] от 16 января 2003 года. Показателями такой концентрации являются:

  - объем инновационных капиталовложений относительно годового уровня амортизационных отчислений;

  - размер дохода от инновационных капиталовложений за год относительного объема инновационных капиталовложений;

  - размер совокупного финансирования развития науки и техники относительно годового ВВП;

  - объем продажи вновь созданной в течение года продукции относительно общего годового объема продажи;

  - количество изобретений на 1 миллион населения;

  -. количество внедренных изобретений в год относительно их общего количества.

     Целью данного Закона является не только концентрация ресурсов государства на ведущих направлениях научно-технологического обновления производства и сферы услуг в стране, но и обеспечение внутреннего рынка конкурентной наукоемкой продукцией и выхода с этой продукцией на мировой рынок. Приоритетные направления инновационной деятельности должны определяться как научно, экономически и социально обоснованные.     Конкретные приоритетные направления инновационной деятельности должны быть зафиксированы законодательно и направлены на обеспечение потребностей общества в высокотехнологической конкурентоспособной, экологически чистой продукции, высококачественных услугах и увеличении экспортного потенциала государства.

Информация о работе Экологические проблемы и инновационные технологии в информационном обслуживании организаций АРК