Использование технических средств обучения дошкольников экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на то, что основой познания ребёнком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составит его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Место и значение наглядных методов в экологическом образовании детей……....4
Виды иллюстративного материала. Требования к иллюстративно-наглядному материалу……………………………………………………………………………….4
Методика использования технических средств и иллюстративного материала в воспитательно-образовательной работе с детьми:
а) использование картин;……………………………………………………....5
б) использование экранных средств на занятиях;…………………………….7
в) применение аудио в работе с детьми;………………………………………9
г) демонстрация моделей………………………………………………….......10
4. Методика использования пейзажной живописи и натюрмортов в старших и подготовительных к школе группах…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………….14
Литература
Практическое задание

Работа содержит 1 файл

место и значение.docx

— 46.82 Кб (Скачать)

г) демонстрация моделей

Модели —  это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи  между структурными частями или  между отдельными компонентами.

Демонстрация  моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем  другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи  и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей  успешно осуществляются обобщение  и систематизация знаний детей о  природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.

1. Предметные  модели воспроизводят структуру  и особенности, внутренние и  внешние взаимосвязи реальных  объектов и явлений. К ним  относятся различные предметы, конструкции.  Примером такой модели может  служить аквариум, моделирующий  экосистему в миниатюре (биом  водоема). Самая простая предметно  ная модель — заводная игрушечная  золотая рыбка, с помощью которой  можно сформировать у детей  представление о внешнем виде  и движении рыбы.

2. Предметно-схематические-  модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены  в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков  зеленого цвета можно использовать  при абстрагировании цвета листьев  растений; изображения геометрических  фигур на карточке — при  абстрагировании и замещении  формы листьев; полоски бумаги  разной фактуры (гладкая, бугристая,  шероховатая) — при абстрагировании  и замещении характера поверхности  частей растений — листьев,  стеблей и т. д. (Данные модели  разработаны Н. И. Ветровой.) Модель-макет  рекомендует использовать С. Н.  Николаева для усвоения детьми  понятия «мимикрия» как проявление  одного из способов защиты  от врагов. Это лист картона,  окрашенный в два цвета. Накладывая  на него цветные изображения  различных геометрических фигур,  обращают внимание детей на  то, что при совпадении цвета  поля и геометрической фигуры  она становится невидимой. Такая  модель помогает детям понять  значение покровительственной окраски  животных.

3. Графические  модели (графики, схемы и т.  д.) передают обобщенно (условно)  признаки, связи и отношения природных  явлений. Примером такой модели  могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания (рис. 10).

Модель как  вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том  случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы  существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии  предварительного ознакомления детей  с природой с помощью других методов, обеспечивающих живые представления  о признаках, свойствах, связях и  отношениях ее объектов. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Демонстрация  моделей используется и для обобщений, а на этой основе — для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия «птицы» модель помогает вычленить и осознать общие для  этого класса животных признаки: среда  обитания, форма тела, покров, наличие  конечностей для передвижения по земле и воздуху, способ передвижения. Воспитатель демонстрирует модель во время беседы о птицах. В первой части беседы идет рассматривание птиц по картинам и сравнение их, а  также обсуждение вопросов об образе жизни некоторых из них. Во второй части — нахождение общих для  всех птиц признаков и демонстрация их в модели, в третьей — обобщение. С этой целью воспитатель показывает детям картины с изображением неизвестных им птиц и некоторых  насекомых и просит доказать, опираясь на модель, принадлежность животного  к определенному классу.

Демонстрация  моделей позволяет воспитателю  научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых  природных явлений, устанавливать  связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание  фактов и явлений окружающей действительности.

Обучение с  использованием моделей по экологии подводит детей к осознанию своих  возможностей,приучает быть внимательными. Опираясь на модели,дошкольники успешнее рассказывают о природных явлениях и признаках того или иного  времени года. 
 

4.Методика  использования пейзажной  живописи и натюрмортов  в старших и  подготовительных  к школе группах  (по Н.М. Зубаревой,  по программе « Детство»).

Об эстетическом восприятии дошкольников написано много  интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня  возникла необходимость взглянуть  на предшествующий опыт с современных  позиций, актуализировать некоторые  проблемы.

В последние  годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования  изобразительного искусства в работе с детьми.

Н.М. Зубарева доказывает доступность восприятия детьми пейзажа  в живописи, и в практической педагогической работе использует различные методы и приемы художественного восприятия картин пейзажной живописи. Педагог  использует беседы об искусстве, игровые  ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности  художественные образы. Педагог комплексно использует различные дополнительные средства воздействия на эстетическое восприятие детей. Кроме художественных произведений Н.М. Зубарева рекомендует  использовать музыкальное сопровождение  восприятия пейзажей, поэзию, прозу.

Начиная со старшей  группы, в работе с детьми для  ознакомления с пейзажной живописью  применяются разнообразные формы  и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту  окружающей природы в разное время  года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны) Дети овладевают умением  не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел  передать художник, изображая природу (радость, грусть).подбор художественный произведений в жанре пейзажной  живописи по программе «Детство»  отличается разнообразием имен русских  художников, работавших в разные исторические периоды, имеющих разную творческую манеру. Содержание художественных произведений многогранно. Здесь представлены разные виды пейзажей, в них передаются разные настроения, применяется индивидуальная цветовая гамма, художники применяют  разные изобразительные техники. Например, произведения Шишкина И. отличаются реалистичностью, правдоподобием, детальностью, умением показать красоту русской  природы. А пейзажи Рериха Н. декоративны, абстрактны, в них художник передает красоту незнакомых земель, но делает это притягательно.При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми, учитывают принцип актуальности выраженного в живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а так же произведения, посвященные знаменитым событиям и сезонным изменениям в природе.

Для более глубокого  понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств  выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается  принцип разнообразия используемых художников средств выразительности  и манеры использования. Картины  разных художников отличаются манерой  исполнения, ритмичностью линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или  детализацией образов, объемным или  плоскостным изображением. Учитывают  также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринимаемым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение  учебного года и в разных группах  неоднократно предлагается для рассматривания детьми.

Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в пейзажной живописи: действенная любовь и бережное отношение  человеком к земле, природе. Есть еще один принцип, который учитывается  при отборе художественных произведений - индивидуальное творческое видение  реальной действительности в сходных темах произведений. Дошкольников знакомят с пейзажами разных художников на одну и ту же тему. Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления различными художниками, выделять их отношение к изображаемому. Одной из основных задач образования является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств.В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста.

1. Доступность  содержания пейзажной живописи  для детского восприятия. Тематика  картин обязательно должна быть  созвучна интересу детей, соответствовать  их возрасту и опыту.

2. Содержание  картины должно носить воспитывающий  гуманистический характер, способствовать  формированию нравственно-эстетических  качеств, чувств, отношений.

3. Яркая выраженность  эмоционального состояния. Чем  эмоциональнее, ярче, убедительнее  произведение, тем сильнее оно  действует на чувства и сознание  зрителей, глубже раскрывает само  содержание изображения.

4. Разнообразие  используемых художником средств  выразительности (цвет, композиция, ритм). 

                                                            Заключение  

Каждое средство обучения, входящее в комплекс, должно выполнять определенные дидактические задачи, вытекающие из общих задач урока, обеспечивать активную умственную деятельность учащихся, помогать в преодолении трудностей изложения и усвоения учебного материала. Входящие в комплекс части должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. 

При составлении  и использовании комплекса средств обучения следует избегать применения однотипных, близких по содержанию пособий (например, таблицы и аналогичного кадра диафильма, непосредственной демонстрации опыта и воспроизведения его на телеэкране), а также дублирования в процессе изложения учебного материала воспитателем и при демонстрации фильма (например, такие случаи, когда воспитатель полностью объясняет какой-то вопрос темы, а затемдля большей убедительности демонстрирует соответствующий фрагмент кинофильма). Структура занятий с комплексным использованием средств обучения по возможности должна отвечать таким требованиям: смена видов восприятия и равномерное распределение нагрузки на различные анализаторы, постоянная активизация мыслительной и речевой деятельности обучаемых. Большую помощь воспитателю в подготовке комплекса средств обучения может оказать картотека средств обучения, имеющихся в кабинете, составленная для каждого учебного предмета по классам. Картотека может быть подобрана по темам программы - тематическая картотека и по урокам поурочная. В каждой карточке указываются тема программы и урока, методы и организационные формы обучения, перечень имеющихся по данному вопросу средств обучения с указанием места их хранения.  
 

                                                              Литература 

1. Дошкольная педагогика./ под редакцией В.И.Логиновой,П.Г.Саморуковой.-М.,1983.2 часть

2. Зубарева Н.М. программа «Детство»

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей -М.,2002.(с.175-177)

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников 3-е издание – М.,2005(с.224)

5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте - М.,2006 (с.208) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Практическое  задание

1.Конспект занятия с использованием иллюстративно-наглядного материала во второй младшей группе.

Тема: « Наш край»

Цели:

  • Развивать представление об улице и городе, где живут дети;
  • Развивать умение узнавать объекты на фотографиях;
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Словарь: адрес, символ.

Материалы: фотографии города, игрушки.

Предварительная работа: рекомендации родителям: провести экскурсию по городу в выходной день.

Ход занятия

Дети сидят  полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Ребята к нам в гости пришел Незнайка. Давайте расскажем ему, в какие игры мы играем. (Ответы детей)

Незнайка: Молодцы! Я тоже люблю играть. Больше всего мне нравится играть в « Путешествие». Путешественники любят ходить и ездить по разным местам. А потом рассказывают о том, что видели. А вы знает что на земле очень много городов. И ваш город один из тысячи городов? А знаете ли вы как он называется?

Дети: Наш город называется Нижневартовск (Если дети не могут ответить, нужно им помочь)

Незнайка: Очень красивое название Нижневартовск! Думаю, что в городе с таким названием непременно должны жить только хорошие люди. Много городов я видел, но ваш впервые.

Воспитатель: Не волнуйся Незнайка, мы тебе покажем город. Он тебе обязательно понравится. Так что можно отправляться в путешествие.

Информация о работе Использование технических средств обучения дошкольников экологии