Использование технических средств обучения дошкольников экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на то, что основой познания ребёнком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составит его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Место и значение наглядных методов в экологическом образовании детей……....4
Виды иллюстративного материала. Требования к иллюстративно-наглядному материалу……………………………………………………………………………….4
Методика использования технических средств и иллюстративного материала в воспитательно-образовательной работе с детьми:
а) использование картин;……………………………………………………....5
б) использование экранных средств на занятиях;…………………………….7
в) применение аудио в работе с детьми;………………………………………9
г) демонстрация моделей………………………………………………….......10
4. Методика использования пейзажной живописи и натюрмортов в старших и подготовительных к школе группах…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………….14
Литература
Практическое задание

Работа содержит 1 файл

место и значение.docx

— 46.82 Кб (Скачать)

                                                       Содержание                                                 стр.

      Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Место и значение наглядных методов в экологическом образовании детей……....4
  2. Виды иллюстративного материала. Требования к иллюстративно-наглядному материалу……………………………………………………………………………….4
  3. Методика использования технических средств и иллюстративного материала в воспитательно-образовательной работе с детьми:

      а)  использование  картин;……………………………………………………....5

      б) использование  экранных средств на занятиях;…………………………….7

      в) применение аудио в работе с детьми;………………………………………9

      г) демонстрация моделей………………………………………………….......10

4. Методика использования  пейзажной живописи и натюрмортов  в старших и подготовительных  к школе группах…………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………….14

Литература

Практическое  задание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Несмотря на то, что основой познания ребёнком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления  природы ребенок не может воспринять непосредственно. Основу воспитания ценностного  отношения ребенка к окружающему  миру природы составит его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать  данную задачу возможно через использование  всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

От живого созерцания - к абстрактному мышлению и от него - к практике! Именно таков путь познания человеком окружающей действительности. И именно поэтому наглядные методы играют значимую роль в организации  процесса ознакомления с окружающим миром.

Рассматривая  вопрос использования наглядных  методов в системе работы с  детьми дошкольного возраста, необходимо также ориентироваться на специфические  особенности детей дошкольного  возраста, а именно на наглядный  характер мышления дошкольников. Как  отмечает Н.Н.Поддьяков, правильно построенное  обучение  дошкольников с точки  зрения решения задачи формирования представлений о закономерных явлениях природы включает во- первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразие природных объектов и явлений , а также зависимостей ,которые существуют в мире природы; во- вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах и уже на этой основе происходит их осмысление. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Место и значение наглядных методов в экологическом образовании детей.

Знакомя детей  с природой, педагог использует разнообразный  иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции  с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

Наглядно-иллюстративный материал помогает уточнить представления детей, полученных в ходе непосредственных наблюдений. С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности)  наблюдать невозможно. Кроме того, в процессе использования наглядного иллюстративного материала дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе (сезонные изменения). Использование данного материала способствует  обобщению и систематизации у детей информации природоведческого характера и содержания.

Необходимо выделить также  значение наглядного иллюстративного  материала для эстетического  развития детей, обогащения эстетических и эмоциональных переживаний  и чувств. Особое значение здесь  имеет использование  в работе по экологическому образованию детей  репродукций картин, просмотр видео-и  кинофильмов. Использование  наглядного материала также стимулирует  познавательную активность детей ,их интерес  к явлениям природы.

Положительных результатов в работе по экологическому образованию детей можно достичь  только в результате комплексного использования  всех наглядных методов.

2. Виды иллюстративного материала. Требования к иллюстративно-наглядному материалу.

Обобщение теоретико-практических наработок позволяет выделить следующие  виды наглядно-иллюстративного материала:

  • картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие  серии картин о природе: « Домашние животные» (С.А.Веретенникова),  « Дикие животные с детенышами» (С.А.Веретенникова), « Времена года» (С.Н. Соловьева), «Картины о сельской местности» (С.Н.Соловьева) и некоторые другие;
  • картинки, иллюстрации, фотографии;
  • гербарии, коллекции;
  • кинофильмы, диафильмы, диапозитивы;

К наглядному  иллюстративному  материалу предъявляются  определенные требования:

  • реалистичность изображаемых предметов и явлений;
  • ясность замысла художника;
  • художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания.

Необходимо учитывать  также возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше  использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и  детей в одежде, соответствующей  сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет малышу опереться  на собственный опыт. Распознавание  сезонов по пейзажным картинам для  детей затруднительно, особенно если предлагаются картины с изображением весны и осени.

Животные и  растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях. Предпочтительнее, если в основе диафильма  или кинофильма лежит несложный  сюжет, в живой и образной форме  показывающий природу. 
 

3.Методика использования технических средств и иллюстративного материала в воспитательно-образовательной работе с детьми

а) Использование картин

. При  ознакомлении детей с природой  используются предметные, сюжетные  и художественные картины. Картины  помогают подробно, внимательно  рассмотреть то или иное явление  природы, более пристально сосредоточиться  на тех явлениях, которые в  естественных условиях часто  уходят из поля зрения в  силу их изменчивости, динамичности.

Картины используются воспитателем во всех возрастных группах. В младшей группе они  помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в  ходе наблюдений, закреплять их. Так, после  наблюдения за воробьями на прогулке воспитатель рассматривает с  детьми соответствующую иллюстрацию, просит их повторить названия птиц, рассказать, какого они цвета, величины, указать некоторые части тела (голова, крылья, ноги). Педагог помогает воспитанникам припомнить, где они  видели воробьев, что делали птицы. Он побуждает повторить некоторые  движения птиц: «помахать крыльями», «поклевать крошки».

Предметные  и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят  о ранее виденном, а также давать новые' знания о том, что увидеть  непосредственно невозможно.

Рассматривание  картин с воспитанниками можно использовать, если требуется обобщить знания об объекте или о явлении природы, привести их в систему. По ходу рассматривания воспитатель задает детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.

В старшем  дошкольном возрасте, кроме указанных  выше целей, рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т. д. В  этом случае воспитатель подбирает  серию картин, отражающих существенное в том или ином явлении. Предлагает детям рассмотреть каждую картину  в отдельности, а затем сравнивать их по выделенным существенным признакам. Сравнивая явления природы по картинам, дети с помощью воспитателя  выделяют общие, одинаковые признаки в  явлении, делают обобщения. Так, например, при формировании понятия «животные» воспитатель готовит картины  с изображениями животных разных систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные и т. д. Рассматривая с детьми каждую из картин, он обращает их внимание на те общие для всех животных черты, которые  позволяют объединить их в одну группу — животные. С этой целью задает примерно такие вопросы: кто это? Где живет? Как передвигается? Как  добывает пищу? Как спасается от врагов? Каким одним словом можно  назвать зверей, птиц, рыб? Какие  условия нужны для жизни животных в природе? Могут ли жить животные, если не будет какого-либо условия? Почему? И т. д.

Рассматривание  картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом. Художественные картины — пейзажи, натюрморты —  необходимы для развития эстетического  восприятия и чувств у детей. Они  широко используются в старшем дошкольном возрасте. 

б) использование экранных средств на занятии

Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют  расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в  естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, активную деятельность животногр, рост и развитие растений и животных. Аудиовизуальные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние  и на формирование элементов материалистического  мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты  — в связях и отношениях.На занятиях в детском саду могут быть использованы различные экранные средства, формирующие  знания о природе: , кино1 фильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы. Воспитатель, готовясь к  занятиям с использованием учебного экрана, прежде всего знакомится с  содержанием диа- и кинофильмов  о природе для детей дошкольного  и младшего школьного возраста. Необходимо хорошо знать" содержание кинофильма или кинофрагмента для целенаправленного  руководства познавательной деятельностью  детей.Кинофильмы обладают огромной силой  эмоционального воздействия на детей, вызывают интерес к природе, непроизвольное внимание. Однако при непроизвольном внимании содержание фильма усваивается  поверхностно и не всегда правильно  осмысливается. Для сохранения устойчивого  внимания на протяжении всего времени  демонстрации фильма и правильного  усвоения содержания нужна специальная  работа воспитателя.В зависимости  от содержания фильма и степени подготовленности детей к его восприятию проводятся беседы, с помощью которых воспитатель  выявляет их знания. Затем он проводит экскурсии, организует чтение книг и  беседы по содержанию фильма. Непосредственно  перед показом фильма педагог  проводит установочную беседу, во время  которой обращает внимание детей  на те моменты киноленты, которые  нужно запомнить. Устойчивость внимания в процессе просмотра фильма будет  обеспечена ясно поставленной целью  и четкими вопросами. Воспитателю  следует также предупредить детей  о последующей работе после просмотра  фильма.После первого просмотра  фильма большое значение имеет проверка правильности его восприятия. Воспитатель  с помощью вопросов направляет внимание детей на наиболее существенные моменты  содержания. Дети испытывают удовлетворение в том случае, если убеждаются в  правильности восприятия фильма, и  неудовлетворение, если содержание фильма было непонято. При повторном просмотре они стараются быть более внимательными.Контроль проводится и после вторичного восприятия фильма. С этой целью могут быть организованы беседа, рисование на соответствующую тему. В заключение всей работы проводится итоговая беседа, в которой систематизируются и обобщаются знания детей.Сюжетные и очерковые диа-, кино- и телефильмы используются во всех возрастных группах, однако в младшем дошкольном возрасте рекомендуется показывать неозвученные фильмы. Рассказ воспитателя, сопровождающий изображение, составляется с учетом особенности восприятия детей его группы. Кроме того, педагог в этом случае имеет возможность вернуться к любому кадру и еще раз прокомментировать его. Лишь постепенно, приучив малышей к просмотрам неозвученных фильмов, можно перейти к демонстрации звуковых.

Диапозитивы —  это серии отдельных кадров, посвященные  определенной теме. По статичности  изображения они напоминают дидактические  картины. Порядок демонстрации кадров в серии диапозитивов определяет воспитатель. Этот порядок зависит  от логики подачи учебного материала. Основное назначение диапозитивов —  иллюстрировать рассказ, объяснение воспитателя. Но они могут быть использованы и  при обобщении знаний.Использовать диапозитивы рекомендуется начиная  с младшего дошкольного возраста. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране получается увеличенное изображение, хорошо воспринимаемое всеми детьми; подготовка диапозитивов занимает мало времени; смена кадров осуществляется по мере необходимости (если дети усвоили  материал); имеется возможность вернуться  к прежнему кадру.

Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенной последовательности и связанных  между собой текстом. Диафильмы  содержат определенный сюжет или  последовательно освещают содержание какой-либо темы. Кадры диафильмов снабжены субтитрами.Диафильмы о природе  широко используются в работе с дошкольниками, помогая воспитателю решать многие задачи: закреплять и расширять представления  об известном, знакомить с новыми явлениями, систематизировать и  обобщать знания.Используются диафильмы  во всех группах детского сада, начиная  с младшего возраста. При этом, демонстрируя диафильм малышам, не всегда следует  пользоваться имеющимся текстом (субтитрами). Текст к диафильму может быть адаптирован воспитателем применительно  к восприятию детей данной группы. По усмотрению педагога в зависимости  от поставленной цели часть информации может быть опущена либо, напротив, расширена. Методика показа диафильмов сходна с методикой демонстрации кинофильмов.

  в) применение  аудио в работе  с детьми

Звуковые средства обучения наряду с диафильмами можно считать наиболее часто используемыми техническими средствами обучения и воспитания. Звуковые записи позволяют на урокахвоспроизвести рассказ о научной экспедиции, научном эксперименте или об открытии, услышать репортаж с космического корабля, с подводного батискафа и многое другое.

Для прослушивания  записеймагнитофон или аудиосистему устанавливают так, чтобы звучание записи в классе было достаточно громким и разборчивым. Звукосистемы с выносными колонками позволяют маневрировать ими до тех пор, пока всем детям не будет четко слышен звук. Голоса детей обычно записывают возле воспитателя при помощи микрофона. При удлинении провода воспитатель сможет подходить с микрофоном к любому из детей. Можно также использовать радиомикрофоны, которые легко перемещать в любое место класса или зала.Современная аудиоаппаратура позволяет составить музыкальную программу, которая будет автоматически воспроизводиться по ходу занятия в установленное время и в установленном режиме.Все звуковые записи, используемые в детском саду, можно разделить на две группы: учебные и художественные. Учебные записи имеют рабочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок.Но музыка выступает не только как предмет изучения. С помощью музыки создается исторический фон, который вводит в атмосферу времени. Она способствует раскрытию содержания литературного произведения, повышает настроение, создает общий эмоциональный фон, стимулирует работоспособность. Музыка должна соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной подготовке детей.Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, промышленные звуки и т. п. 
 

Информация о работе Использование технических средств обучения дошкольников экологии