Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

В 1990 г. Был впервые учреждён целевой внебюджетный фонд охраны природы в Республике Беларусь, а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992г.), который четко определил следующие важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды:
республиканский и местные бюджеты;

Содержание

1.Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь за период 1991-2012гг.…………………………………………………
2.Экологические платежи мировой практики, регулирование рационального природопользования……………………………………………………………….
2.1.Экологическая политика использования природных ресурсов……………..
2.2.Виды платежей и порядок определения их размеров………………………..
2.3.Регулирование рационального природопользования………………….....
2.4.Анализ эколого-экономической системы России……………………………

Работа содержит 1 файл

реферат2.docx

— 190.27 Кб (Скачать)

Водные ресурсы. Государственная  политика в сфере использования  и охраны водных ресурсов направлена на обеспечение потребностей экономики  страны и населения в воде нормативного качества и в необходимых объемах, уменьшение загрязненности поверхностных  и подземных вод, снижение негативных последствий наводнений и засух, расширение использования водных объектов для рекреационных целей.

К 2016 году необходимо улучшить качество питьевой воды, прежде всего в сельской местности, снизить до 5 процентов  непроизводительные потери воды, удельное водопотребление в промышленности – на 2–3 процента, сельском хозяйстве  – на 1–2 процента, сократить на 20 процентов сброс загрязняющих веществ  в водные объекты, создать благоприятные  условия для развития водного  туризма и рекреации, улучшить экологическое  состояние малых рек.

Для реализации поставленных задач  предусматривается расширение использования  артезианских вод, строительство станций  обезжелезивания воды, увеличение до 92 процентов объемов оборотного и повторно-последовательного использования  воды, внедрение маловодных и безводных  технологий в промышленности, доведение  приборного учета расходования воды в сельском хозяйстве до 95–97 процентов.

Продолжится строительство современных  очистных сооружений и реконструкция  действующих, совершенствование технологических  схем отведения и утилизации стоков крупных животноводческих комплексов, снижение на 50 процентов площади  полей фильтрации, создание в городах  с численностью 100 тыс. человек и  более систем отведения и очистки  поверхностного стока с городских  территорий.

Повышение качества питьевой воды намечается за счет замены поверхностного водоснабжения  на подземное в городе Минске, строительства  новых и реконструкции действующих  станций обезжелезивания воды на отдельных крупных водозаборах, увеличения в сельской местности  доли централизованного водоснабжения.

Формирование рынка работ и  услуг в сфере использования  водных ресурсов будет осуществляться путем развития водного туризма, предоставления рекреационных услуг  населению Беларуси и иностранным  гражданам на наиболее привлекательных  для туризма реках и озерах, организации любительского рыболовства.

В рамках межгосударственного сотрудничества по трансграничным водным объектам намечена разработка совместных правовых актов  по мониторингу загрязнения рек  Днепр, Западный Буг, Неман и Западная Двина.

В целях сокращения водопотребления  будут оптимизированы тарифы на воду питьевого качества, используемую промышленными  предприятиями на технологические  нужды, а также введены смешанные  тарифы на потребляемую населением городов  воду.

Решение задач в сфере использования  и охраны водных ресурсов позволит сократить добычу подземной воды на 8–10 процентов, довести объемы использования  воды на хозяйственно-питьевые нужды  в расчете на душу населения до 130 литров в сутки, снизить потери воды при транспортировке от источника  к потребителю.

Земельные ресурсы. В качестве важнейших  направлений организации рационального  использования и охраны земельных  ресурсов определены дальнейшая экологизация сельского хозяйства на основе внедрения прогрессивных методов и технологий обработки почв, защита земель и почвенного покрова от деградации, водной и ветровой эрозии. Значительное внимание будет уделено реконструкции и ремонту мелиоративных систем, защите от наводнений и паводков пахотных и луговых земель Полесского региона, разработке схем землеустройства 75 административных районов. Будет завершен второй тур поучастковой кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения. Результатом проводимой политики в сфере использования и охраны земельных ресурсов станут повышение плодородия сельскохозяйственных земель и обеспечение оптимального водного режима на них, восстановление мелиорированных земель на площади около 420 тыс. гектаров. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир, природные ландшафты, леса как совокупность разнообразных организмов формируют биологические ресурсы страны. В настоящее время сохраняется угроза сокращения численности популяций биологических видов и природных ландшафтов главным образом в связи с антропогенным загрязнением окружающей среды и изменением климата. Вызывает обеспокоенность усиление негативного влияния инвазии чужеродных видов диких животных и растений.

В прогнозном периоде предусматривается  развитие экономических механизмов сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия. Пользование биологическим разнообразием в лесном и охотничьем хозяйствах будет организовано темпами, которые не приведут в долгосрочной перспективе к их истощению. Устойчивое использование рыбных ресурсов будет обеспечено за счет поддержания естественного воспроизводства на основе сохранения и восстановления среды обитания рыб, вселения в рыболовные угодья аборигенных и хозяйственно ценных видов рыб.

Ведущая роль в сохранении биологического разнообразия принадлежит особо  охраняемым природным территориям. К 2015 году предусматривается довести  площадь этих территорий до 8,1–8,3 процента от территории страны, разработать  схемы национальной экологической  сети с учетом общеевропейской, продолжить развитие охраняемых водно-болотных угодий, имеющих международное значение, обеспечить сохранение редких и типичных биотопов, природных ландшафтов, расширить  сотрудничество с сопредельными  странами в области создания и  функционирования трансграничных особо охраняемых территорий и биосферных резерватов.

Сформированная система природоохранных  территорий позволит сохранить в  естественном состоянии экосистемы, биологическое и ландшафтное  разнообразие. Атмосферный воздух. Основной целью в области защиты атмосферного воздуха является минимизация объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных и мобильных источников.

В качестве важнейших задач предусматривается  обеспечить улучшение качества атмосферного воздуха, в том числе в крупных  городах, уменьшить негативное воздействие  загрязняющих веществ на здоровье населения, снизить антропогенное влияние  на климат и озоновый слой земли.

Основные мероприятия, направленные на решение поставленных задач, включают переоснащение крупных промышленных предприятий современным эффективным  газоочистным оборудованием, сокращение потребления углеродного топлива, увеличение объемов использования  более экологичных видов топлива – сжатого и сжиженного газа, дизельного топлива с ультранизким содержанием серы, бензина стандарта Евро-4 и Евро-5. В практику проведения мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будут внедрены автоматизированные системы, функционирующие в непрерывном режиме. Получат дальнейшее развитие экологическая стандартизация и нормирование, контроль, сертификация, экспертиза. Обращение с отходами. Государственная политика в сфере обращения с отходами базируется на принципах ответственности производителя за сбор и переработку отходов или безвредную их утилизацию, приоритета переработки и вторичного использования отходов перед их захоронением. Основной целью деятельности в данной сфере является снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения путем минимизации образования отходов, увеличения уровня их вовлечения в гражданский оборот, обезвреживания накопленных опасных отходов.

Приоритетным направлением в сфере  обращения с отходами является внедрение  новых технологий переработки отходов, обеспечивающих их вторичное использование  в качестве материальных или энергетических ресурсов, а также создание безотходных  производств. В этих целях намечается совершенствование экономического стимулирования субъектов хозяйствования к освоению малоотходных технологий и переработке вторичного сырья. Увеличение объемов использования коммунальных отходов будет достигнуто путем строительства и ввода в эксплуатацию предприятий по их комплексной переработке в областных центрах и городе Минске, а также разработки и внедрения экономических инструментов, стимулирующих население к раздельному сбору отходов. Одновременно намечается поэтапное сокращение объемов субсидий, выделяемых организациям, осуществляющим вывоз таких отходов.

Для улучшения санитарно-гигиенической  и экологической обстановки в  пригородных зонах требуется  оптимизация сети объектов захоронения  коммунальных отходов. Реализации государственной политики ресурсосбережения будет способствовать расширение повторного использования упаковочных материалов путем организации системы возврата, сбора и переработки тары и упаковочных материалов. Организация безопасного хранения и обезвреживания опасных отходов будет направлена на реализацию международных обязательств в соответствии со Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, принятой в г. Стокгольме 22 мая 2001 года. Предусматривается снизить темпы образования отходов, довести долю использования отходов производства (без учета крупнотоннажных) до 85 процентов, охват населения раздельным сбором коммунальных отходов – до 100 процентов.

2.2. Виды платежей и порядок определения их размеров

 

Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей. К  ним относятся:

 — плата за выбросы  загрязняющих веществ (в том  числе от стационарных и передвижных  источников);

 — плата за сбросы  загрязняющих веществ в водные  объекты;

 — плата за размещение  отходов;

 — плата за другие  виды вредного воздействия на  окружающую среду.

Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее  по тексту — загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые  нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло  загрязнение в пределах установленных  норм или с их превышением. Соответственно в последнем случае размер ставок значительно выше.

Иными словами, установлены  два вида базовых нормативов платы  по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для  окружающей природной среды и  здоровья населения:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных  нормативов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Регулирование рационального природопользования.

 

Рациональное природопользование – это система взаимодействия общества и природы, построенная  на основе научных законов и в  наибольшей степени отвечающая задачам, как развития производства, так и сохранения биосферы.

 Общие принципы рационального использования:

1.Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов;

 

2.Управление природопользованием предполагает рациональное расходование природных ресурсов и основано на планировании и прогнозировнии их потребления.

В природопользование можно рассмотреть  два уровня управления:

1.Управление природными системами;

2.Управление природопользователями (управление охраной окружающей среды и рационализацией использования природных ресурсов).

 

Управление природными системами  может быть «жестким» и «мягким», а управление природопользователями – командно-административным и экономическим.

Примером  «жестокого» управления может служить  сплошное вырубка лесов и освоение целинных земель без соблюдения правильной агротехники, «мягкого» - выборочная вырубка  и использование научно обоснованных агроприемов, способных самовосстановлению лесных богатств и плодородия почвы. Эти уровни управления взаимосвязаны между собой - первый уровень управления основывается на изучении и использовании естественных законов, в частности, экологических и осуществляется через второй уровень, опирается на юридические и экономические законы.

Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые  использует человек в своей деятельности, направленных на поддержание своего существования.

Основные  положения рационального природопользования:

 

Совершение  ресурсных циклов базируется на ряде обычных принципов, на основе которых  строится природопользование в любой  отрасли производства.

К ним  относятся принцип системного подхода, который предусматривает всестороннюю комплексную оценку воздействия производства на среду и её ответных реакций.

С позиции  системного подхода ни один природный  ресурс не может использоваться или  охраняться независимо друг от друга. Так, например, повышение плодородия почв за счет орошения с помощью  оросительных систем может привести к истощению водных ресурсов, которые  необходимо предвидеть и предупредить.

Сбросы  отходов в реку должны оцениваться  не только по воздействию их на рыбу, но и на биохимию данного водного объекта и на всю систему водоснабжения района, где протекает эта река, включая тот водоём или водоток, куда эта река впадает.

Принцип оптимизации природопользования заключается  в принятии наиболее целесообразного  решения в использовании природных  ресурсов и природных систем, на основе одновременного экологического и экономического подхода, прогноза развития различных отраслей и географических регионов. В соответствии с этим принципом целесообразным является перемещение некоторых лесоперерабатывающих предприятий в восточные районы страны, ближе к запасам сырья, что снижает нагрузку на истощенные запасы древесины в Европейской  части России.

Информация о работе Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь