Введение. Предмет, цели и задачи курса «Охрана окружающей среды и энергосбережение». Проблемы взаимоотношения человека общества и природы

Дата добавления: 20 Февраля 2012 в 02:14
Автор: h****************@tut.by
Тип работы: лекция
Скачать полностью (15.26 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Лекция 1.doc

  —  70.50 Кб


Лекция № 1. Введение. Предмет, цели и задачи курса «Охрана окружающей среды и энергосбережение». Проблемы взаимоотношения человека общества и природы. Влияние среды на здоровье человека

 

1. Актуальность, цели, задачи, содержание курса.

С целью обобщения и углубления экологических зна­ний и привития профессиональных навыков рационально­го использования энергии и материалов в программы сред­них специальных учебных заведений в соответствии с за­коном "Об образовании в Республике Беларусь" введен предмет "Основы экологии, рационального природопользо­вания и эффективного энергосбережения".

В процессе изучения предмета будущие специалисты на­учатся критически анализировать и оценивать собственную производственную и бытовую деятельность с точки зрения рационального природопользования и энергосбережения. Ос­новными задачами курса являются: получение учащимися необходимых знаний об экосистемах, биосфере, источниках и способах получения, распределения, транспортировки и по­требления энергии; ознакомление с показателями исполь­зования энергии в нашей стране и других странах мира; ознакомление с основными законами и нормативно-право­выми актами по энергосбережению; изучение методов вне­дрения энергосберегающих технологий; ознакомление с по­рядком разработки энергосберегающих программ, норми­рованием топливно-энергетических ресурсов. Для понимания процессов, происходящих в природе, и последствий, ко­торые может повлечь за собой тот или иной вид деятель­ности, в пособии рассмотрены следующие вопросы:

-   основы общей экологии;

-   природные ресурсы и основы рационального природо­пользования, в том числе эффективное использование топ­ливно-энергетических ресурсов;

-   классификация вредных антропогенных факторов, воз­действующих на окружающую среду; изменение состояния биосферы в результате хозяйственной деятельности;

-   основные источники загрязнения окружающей среды;

-   основные направления природоохранной деятельнос­ти, в том числе принципы организации мало- и безотход­ных технологий;

-   нормирование предельно допустимых выбросов вред­ных веществ в атмосферу и поверхностные воды;

-   современные технологии и техника очистки и обезвре­живания газо-воздушных выбросов и сточных вод;

-   основные направления переработки и утилизации от­ходов производства;

-   энергосбережение как природоохранная деятельность;

-   функционирование органов государственного управле­ния и контроля в области охраны окружающей среды;

-   основные программы и мероприятия по охране окру­жающей среды;

-   структура энергопотребления;

-   структура и функционирование топливно-энергетичес­кого комплекса республики;

-   энергосберегающие технологии в промышленности, , сельском хозяйстве, энерго­сбережение в быту;

-   управление энергосбережением на предприятии;

-   возможности использования возобновляемых и нетра­диционных источников энергии.

 

2. Глобальные экологические проблемы.

Бурный рост промышленного производства в XX в. спо­собствовал росту благосостояния людей, но при этом нега­тивно сказался и продолжает сказываться на состоянии окружающей среды. Неблагоприятное влияние на окру­жающую среду оказывают объекты энергетики, транспорт, химическое производство, сельское хозяйство. Масштабы извлечения полезных ископаемых постоянно возрастают, но потребляется лишь незначительная доля сырья: более 90 % его массы в виде отходов возвращается в окружаю­щую среду. Значительная часть отходов не участвует в кру­говороте веществ, накапливается и ведет к нарушению эко­логического равновесия в биосфере. Постоянно расширя­ется спектр синтезируемых химических соединений (поли­меров, моющих и лекарственных средств, пестицидов и т. д.), которые являются чужеродными для биосферы и часто токсичными для живых организмов. В результате комп­лексного воздействия этих факторов происходит деграда­ция почвы, загрязнение атмосферы и поверхностных вод, сокращаются площади сельскохозяйственных угодий, умень­шаются площади лесов и болот ("легких" планеты), снижается биоразнообразие, истощаются недра. Повышение содержания парниковых газов (углекислого газа, метана, оксидов азота и др.) вызывает климатические изменения (парниковый эффект), оксидов серы и азота - кислотные дожди. Неблагоприятная экологическая ситуация, особенно в городах, отрицательно вли­яет на здоровье людей.

Все заметнее проявляется дефицит энергоресурсов. Неф­тяной кризис 1973-1974 гг. явился сигналом того, что че­ловечество вскоре может оказаться в состоянии, когда невоз­можно будет вести привычный образ жизни: пользоваться транспортом, электричеством, централизованным отопле­нием, телевизором, радио и т. д. Дальнейшее развитие про­изводства и увеличение потребления энергии может при­вести к истощению источников сырья и энергоресурсов, а также к усилению негативного воздействия на окружа­ющую среду. В этом случае человечество окажется в со­стоянии экологического, сырьевого и энергетического кри­зисов, т. е. будет не в состоянии удовлетворять свои по­требности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Международное сотрудничество в вопросах охраны окружающей среды.

Для сохранения жизни на планете важно сделать так, чтобы ущерб, наносимый природе деятельностью человека, был сведен к минимуму. Можно сформулировать главные принципы, которыми необходимо руководствоваться чело­вечеству:

-  человечество как часть глобальной экосистемы долж­но считаться с действием объективных законов природы и подчиняться им;

-  общество должно отказаться от сугубо потребительско­го отношения к природе и перейти к партнерским взаимо­отношениям с ней;

-  человечеству следует научиться жить в условиях огра­ниченности ресурсов.

Проблема экологического, сырьевого и энергетического кризисов является глобальной, поэтому проведение в жизнь главных принципов, позволяющих предотвратить эти кри­зисы, возможно лишь, если она будет воспринята на меж­дународном, национальном и личностном уровнях.

На уровне мирового сообщества были созданы органи­зации, занимающиеся проблемами взаимодействия-челове­ка и окружающей среды. Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН), ее Генеральной Ассамблее, Эко­номическому и социальному совету (ЭКОСОС), постоянно действующей комиссии ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и другим специализированным учреждениям ООН (по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО, Международный союз охраны природы и природных ресур­сов - МСОП, Всемирная организация здравоохранения -ВОЗ, Сельскохозяйственная и продовольственная ООН ФАО, Всемирная метеорологическая организация ООН -ВМО и др.)- Разработаны и приняты программы по охране окружающей среды: Международная программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАВ), Программа ООН по охране ок­ружающей среды ЮНЕП, Международная программа по об­разованию в области окружающей среды и другие междуна­родные документы (декларации, конвенции); проводятся меж­дународные конференции.

Саммит по проблемам охраны окружающей среды и раз­витию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) призвал государства раз­работать Национальную стратегию устойчивого развития. Национальная стратегия - это документ, определяющий те шаги, которые необходимо предпринять государству и обществу, чтобы приблизиться к идеалу устойчивого раз­вития. Устойчивым является такое развитие, которое удов­летворяет потребности нынешних поколений, не подрывая способности будущих поколений удовлетворять их собствен­ные нужды.

Для поддержания приемлемого экологического состоя­ния и устойчивого энергетического и ресурсного обеспече­ния на национальном уровне государства пересматривают и корректируют экологическую и энергетическую полити­ку. Создается благоприятная экономическая ситуация для достижения эффективного использования топливно-энер­гетических ресурсов, финансирования научных разработок, обеспечения и внедрения в энергетику и производство но­вых технологий. Внедрение современных мало- и безотход­ных технологий позволяет значительно снизить неблагоп­риятное влияние на окружающую среду.

Беларусь - одна из первых стран с переходной экономи­кой, в которой разработана Национальная стратегия устой­чивого развития и созданы национальные органы для ее осуществления.

Участие Беларуси в международном сотрудничестве но­сит разнообразный характер. С 1979 г. Беларусь - член Совета ЮНЕП. Специалисты, ученые и эксперты из Бела­руси участвуют в работе общеевропейского Совета по охране окружающей среды, групп экспертов и рабочих групп, ко­торые специализируются на частных проблемах охраны природы. Ведутся исследования по международной про­грамме "Человек и биосфера". В г. Минске в рамках ЮНЕСКО - МАВ состоялся первый Международный конг­ресс по биосферным заповедникам (1983 г.). После образо­вания СНГ государствами-участниками (в том числе и Рес­публикой Беларусь) было подписано Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружаю­щей природной среды. Беларусь ратифицировала ряд меж­дународных конвенций по вопросам охраны окружающей среды: Базельскую конвенцию о контроле за трансгранич­ной перевозкой опасных отходов и их удалением, Венскую конвенцию об охране озонового слоя, Конвенцию о биоло­гическом разнообразии, Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение глав­ным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Рамочную конвенцию об изменении климата, Конвенцию об охране персонала от ионизирующего излучения, Кон­венцию о предотвращении загрязнения морей сбросом от­ходов и других материалов, Конвенцию о запрете военного использования средств воздействия на окружающую сре­ду, Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и др. Кроме того, Беларусь подписала Декларацию Рио-де-Жанейро по проблемам окружающей среды и развития, Стокгольмскую Декларацию ООН по ок­ружающей среде, Конвенцию о доступе к информации, уча­стии общественности в процессе принятия решений и дос­тупе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды.

На личностном уровне важно сформировать экологи­ческий образ мышления, экологическое сознание у каждо­го человека в отдельности. Базовое, или общее, экологичес­кое сознание формируется в дошкольном и младшем школь­ном возрасте. В создании и развитии партнерских взаимо­отношений с природой существенную роль играют сказки, в которых описываются явления природы, пейзажи, а также литературные произведения писателей-натура­листов. Не менее важны экскурсии в мир природы, участие в посадке растений и уход за ними, уход за домашни­ми животными и птицами, воспитание бережного отноше­ния к природе, предметам быта, а также развитие навыков рационального потребления тепловой и электрической энер­гии, экономного расхода топлива, воды и газа. В старшем школьном возрасте в процессе изучения предметов есте­ственного цикла формируется научно обоснованное эколо­гическое сознание и прививаются навыки рационального использования материалов и энергии. В средних специаль­ных учебных заведениях формируется профессиональное экологическое сознание, позволяющее в конкретной сфере деятельности обеспечивать функционирование производства с минимальным воздействием на окружающую среду и наи­более эффективным использованием сырьевых и энергети­ческих ресурсов.

6.Участие Беларуси в международном сотрудничестве. Национальная стратегия устойчивого развития.

Беларусь - одна из первых стран с переходной экономи­кой, в которой разработана Национальная стратегия устой­чивого развития и созданы национальные органы для ее осуществления.

Участие Беларуси в международном сотрудничестве но­сит разнообразный характер. С 1979 г. Беларусь - член Совета ЮНЕП. Специалисты, ученые и эксперты из Бела­руси участвуют в работе общеевропейского Совета по охране окружающей среды, групп экспертов и рабочих групп, ко­торые специализируются на частных проблемах охраны природы. Ведутся исследования по международной про­грамме "Человек и биосфера". В г. Минске в рамках ЮНЕСКО - МАВ состоялся первый Международный конг­ресс по биосферным заповедникам (1983 г.). После образо­вания СНГ государствами-участниками (в том числе и Рес­публикой Беларусь) было подписано Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружаю­щей природной среды. Беларусь ратифицировала ряд меж­дународных конвенций по вопросам охраны окружающей среды: Базельскую конвенцию о контроле за трансгранич­ной перевозкой опасных отходов и их удалением, Венскую конвенцию об охране озонового слоя, Конвенцию о биоло­гическом разнообразии, Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение глав­ным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, Рамочную конвенцию об изменении климата, Конвенцию об охране персонала от ионизирующего излучения, Кон­венцию о предотвращении загрязнения морей сбросом от­ходов и других материалов, Конвенцию о запрете военного использования средств воздействия на окружающую сре­ду, Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и др. Кроме того, Беларусь подписала Декларацию Рио-де-Жанейро по проблемам окружающей среды и развития, Стокгольмскую Декларацию ООН по ок­ружающей среде, Конвенцию о доступе к информации, уча­стии общественности в процессе принятия решений и дос­тупе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды и др.

 

7.Роль экологического воспитания и образования в природоохранной деятельности.

На личностном уровне важно сформировать экологи­ческий образ мышления, экологическое сознание у каждо­го человека в отдельности. Базовое, или общее, экологичес­кое сознание формируется в дошкольном и младшем школь­ном возрасте. В создании и развитии партнерских взаимо­отношений с природой существенную роль играют сказки, в которых описываются явления природы, пейзажи, а также литературные произведения писателей-натура­листов. Не менее важны экскурсии в мир природы, участие в посадке растений и уход за ними, уход за домашни­ми животными и птицами, воспитание бережного отноше­ния к природе, предметам быта, а также развитие навыков рационального потребления тепловой и электрической энер­гии, экономного расхода топлива, воды и газа. В старшем школьном возрасте в процессе изучения предметов есте­ственного цикла формируется научно обоснованное эколо­гическое сознание и прививаются навыки рационального использования материалов и энергии. В средних специаль­ных учебных заведениях формируется профессиональное экологическое сознание, позволяющее в конкретной сфере деятельности обеспечивать функционирование производства с минимальным воздействием на окружающую среду и наи­более эффективным использованием сырьевых и энергети­ческих ресурсов.

Страницы:12следующая →
Описание работы
С целью обобщения и углубления экологических зна¬ний и привития профессиональных навыков рационально¬го использования энергии и материалов в программы сред¬них специальных учебных заведений в соответствии с за¬коном "Об образовании в Республике Беларусь" введен предмет "Основы экологии, рационального природопользо¬вания и эффективного энергосбережения".
Содержание
содержание отсутствует