Теоретические проблемы развития экологического законодательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:37, автореферат

Описание работы

Реформирование системы хозяйствования происходит в период экономического спада, который, естественно, негативно сказывается на решении экологических проблем, усугубляет и без того кризисное состояние окружающей среды. В условиях нарастания структурных диспропорций в производстве, роста внутреннего и внешнего долга и усугубления социальных проблем внимание к состоянию окружающей среды свелось к минимуму. Деятельность исполнительных и законодательных структур власти сконцентрирована в основном на оперативном решении краткосрочных хозяйственных и социальных вопросов. Экологические проблемы отнесены на второй план, что не может негативно не сказаться на долгосрочных перспективах развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД.
§ 1. Понятие экологического законодательства.
§ 2. Тенденции и цели как объективные и субъективные начала, определяющие развитие экологического законодательства.
§ 3. Юридическая техника и ее значение для развития экологического законодательства.
ГЛАВА 2. КОДИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
§ 1. Понятие кодификации.
§ 2. Концепция Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды».
§3. Общая характеристика институтов Закона «Об охране окружающей среды».*.
§ 4. о взаимосвязи природоресурсного и экологического законодательства в процессе кодификации.
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЧАСТНОГО ПРАВА НА РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
§ 1. О соотношении публично-правовых и частно-правовых начал в экологическом законодательстве.
§ 2. Роль частно-правовых институтов в системе экологического законодательства.
§ 3. Проблемы гражданско-правовой ответственности по экологическим обязательствам.
ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
§ 1. Согласованное развитие правовых систем как современная тенденция развития экологического законодательства.
§ 2. Модельный закон об охране окружающей среды Совета Европы и казахстанское экологическое законодательство: тенденции и возможности согласованного развития.
§ 3. Сравнительный анализ казахстанского экологического законодательства с институтами законодательства США об охране окружающей среды.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.02 Кб (Скачать)

Высказываемые в  настоящей работе суждения о комплексном, системном характере экологического права, становление которого определяется как закономерностями социального, так и биосферного развития, о  соотношении сущего и должного в  выборе целей эколого-правового  регулирования, о взаимовлиянии  частно- и публично-правовых начал в законодательстве, об исторической предопределенности развития тех или иных правовых институтов, об оценке антропоцентристского подхода и ряд других опирались во многом на исследования в области теории и истории права, цивилистики, осуществленные С.С.Алексеевым, М.И.Брагинским, Р.З.Лившицем, А.Л.Маковским, О.С.Иоффе, И.А.Покровским, С.В.Полениной, Ю.А.Тихомировым, Б.Н.Топорниным, Ю.К.Толстым, Р.О.Халфиной, Л.С.Четверниным; а также на идеи, высказанные мыслителями - философами, экономистами и учеными в области естественных наук - Н.А.Бердяевым, В.И.Вернадским, Л.Н.Гумилевым, Д.Медоузом, А.Печчеи, Ф.Энгельсом и другими.  

Научная новизна  диссертационного исследования заключается  в следующем:  

- работа представляет  собой первое монографическое  исследование опыта реформирования  системы экологического законодательства  в рамках общей правовой реформы,  осуществленной в одном из  постсоветских государств;  

- выявлены и проанализированы  новые тенденции развития экологического  законодательства;  

- предложен подход  к исследованию целей развития  экологического законодательства  в контексте философской проблемы  сущего и должного в праве,  разрешение которой должно быть  увязано с необходимостью учета  закономерностей существования  биосферы;  

- установлено, что  наблюдаемое усиление значения  юридической техники в становлении  экологического законодательства  обусловлено действием тенденции  разрастания законодательного массива;  

- объектом теоретического  анализа впервые выступают концептуальные  подходы к кодификации экологического  законодательства нового поколения;  

- проникновение частно-правовых начал в экологическое право впервые исследуется как тенденция развития экологического законодательства, это явление в работе получает качественную характеристику;  

- в сравнительно-правовом  аспекте выявляются и анализируются  возможности и перспективы согласованного  развития казахстанского экологического  законодательства с законодательством  зарубежных стран.  

Предложения и выводы диссертационного исследования могут  быть рассмотрены как решение  научной задачи, имеющей значение для выработки экологической  политики государства и подготовки законопроектов.  

На защиту выносятся  следующие основные положения и  выводы, определяющие научную новизну  диссертационного исследования.  

1. Обосновывается  вывод о том, что понятийный  аппарат, составляющий основу  эколого-правового регулирования,  до настоящего времени не устоялся. Его основная проблема заключается  в отсутствии достаточного уровня  формализации и единообразия как в понимании, так и в использовании его элементов в законодательном обороте, научной и учебной литературе. В работе сформулированы критерии признания определений, словосочетаний, названий и т.п. в качестве элементов понятийного аппарата.  

2. В дополнение  к уже исследованным в правовой теории выявлен ряд тенденций развития экологического законодательства и впервые проанализированы их взаимосвязь и влияние на процесс кодификации. В их числе тенденции: экологизации неэкологических отраслей законодательства, проникновения частно-правовых начал в экологическое право, глобализации экологических процессов и проблем, а также тенденции разрастания законодательного массива и др.  

3. Прогнозируется  усиление роли юридической техники  как непременного атрибута формирования  основ правового государства  в условиях законодательной реформы,  затрагивающей все отрасли законодательства. Обосновывается насущная необходимость  учета в отечественной юриспруденции  общепринятых в международной  практике стандартов, приемов и  методов юридической техники  в целях обеспечения аутентентичности  переводов текстов зарубежных  нормативных правовых актов, судебных  и арбитражных решений, для  нужд делового оборота, а также  для универсализации и совершенствования  приемов юридической техники.  

4. Высказано предложение  о необходимости внесения уточняющих  поправок в акты экологического  законодательства для устранения  имеющихся в них расхождений  относительно круга органов государственной  власти, наделяемых полномочиями  принимать нормативные правовые  акты в сфере эколого-правового  регулирования. Это позволит решить  проблему разнящихся по объему  понятий «законодательство» в  действующих законодательных актах.  

5. Выдвигаются и  обосновываются предложения (в  виде проектов конкретных норм, статей и разделов) по созданию  ряда новых и / или развитию  существующих правовых институтов, таких как: экологическое нормирование  и сертификация, ОВОС, лицензирование, экологический контроль, экологический аудит, отдельные элементы экономического и юридического механизма охраны окружающей среды и ряд других элементов.  

6. Обосновывается необходимость сохранения существующих темпов кодификации экологического законодательства, несмотря на принятие нового Закона РК «Об охране окружающей среды" и других законодательных актов в рассматриваемой сфере отношений: а) высказываются предложения относительно принятия ряда специальных актов экологического законодательства, в частности, об отходах, об использовании агрохимикатов, об опасных веществах, об экологической информации (статистике), об экологически неблагоприятных территориях, об экологическом страховании; б) доказывается потребность в обеспечении концептуальной согласованности и единообразия основных требований экологического законодательства с требованиями, содержащихся в других отраслях законодательства уже на стадии их разработки и принятия.  

7. Высказано предложение  о необходимости теоретического  переосмысления такого объекта  «экологизации», каковым является  правовое регулирование отношений  в сфере использования природных  ресурсов. Уже будучи предметом регулирования экологического законодательства, эти отношения не могут быть объектом экологизации. Такой подход, предоставляющий ряд преимуществ с точки зрения усиления эффективности эколого-правового регулирования, иллюстрируется конкретными примерами.  

8. В качестве одной  из основных закономерностей  развития экологического законодательства  выделяется существенное расширение  сферы частноправового регулирования,  в том числе, путем включения  в нее экологических правоотношений. Одновременно с этим подвергаются  критическому анализу тезисы  об утрате самостоятельности  соответствующими отраслями законодательства. Процесс проникновения частно-правовых норм в сферу действия экологического права получает в диссертации качественную характеристику.  

9. Выделены, исследованы и упорядочены следующим образом имеющиеся в экологическом законодательстве частно-правовые институты и нормы: право собственности на отдельные виды природных объектов и ресурсов, различные виды природопользования, экологические сервитуты и другие вещные права; обязательственные отношения (договор на природопользование и иные сделки в этой сфере); гражданско-правовые способы защиты экологических прав (экологические деликты, защита прав кредиторов по экологическим обязательствам, и другие); комплексные институты экологического законодательства, включающие частно-правовые нормы (лицензирование природопользования, платность воздействия на окружающую среду, экологический аудит, экологические требования при переходе права собственности на предприятие-загрязнитель окружающей среды и др.).  

10.Выявлена необходимость  совершенствования механизма учета  публичных интересов в частно-правовых нормах, регулирующих эколого-правовые отношения, и проблемность так называемого обратного проникновения публично-правовых начал в современное частное право. При этом мы основываемся на существующем в теории права положении, в силу которого «чистых» отраслей права не существует или почти не существует, и одни и те же отношения могут входить в предмет не одной, а нескольких отраслей права. Взаимопроникновение публично- и частноправовых начал порождает необходимость развития современной теории экологического права в направлении поиска путей их оптимального соотношения и взаимодействия.  

11.Высказаны предложения  о способах разрешения следующих проблем перехода права собственности на предприятие - загрязнитель окружающей среды от одного субъекта к другому. В их числе: оценка прежних загрязнений и связанных с ними будущих экологических рисков; проблема возложения на причинителя ретроспективной ответственности; соотношение механизмов законодательного и контрактного урегулирования вопросов возмещения экологического вреда; возможность исключения действия принципа универсального правопреемства в эколого - правовых отношениях; проблема возложения бремени доказывания причинной связи между противоправной деятельностью и наступившим экологическим вредом; учет интересов кредиторов по экологическим обязательствам и др.  

12. Сделан и обоснован  вывод о неэффективности применения  объективной ответственности к новым собственникам предприятия при причинения ими экологического вреда в результате деятельности предшествующего собственника.  

13. В целях упорядочения  хаотически используемых понятий  "сближение законодательства»,  «гармонизация», «модельное законодательство»  и «унификация» преложено распространить  в эколого-правовом обороте следующий  подход, обоснованный с точки  зрения современной теории права.  В качестве родового понятия  использовать «согласованное правовое  развитие государств», объединяющее  указанные четыре основные формы  или направления и перечисленные  в порядке возрастания степени  их согласованности по содержанию  этих понятий.  

14. Обосновываются  выводы о сближении систем  экологического законодательства, что подтверждается анализом  ситуации в Казахстане, других  странах СНГ и дальнего зарубежья.  Выявляются существующие и возможные  направления гармонизации законодательства, которые анализируются на примере  таких правовых институтов, как  экологическое нормирование и  стандартизация, режим особо охраняемых  природных территорий и объектов, экологическое лицензирование и  др.  

15.Предложено дополнить  эколого-правовое регулирование  таким нетрадиционным для практики  отечественной кодификации подходом, как казуальность. Правовое регулирование  способом «от проблемы» позволило  бы сократить число возможных  пробелов, если бы заблаговременно предусматривались соответствующие правовые нормы (например, экологические требования к отдельным видам производственной деятельности и др.).  

Практическая значимость содержащихся в диссертации выводов  и рекомендаций подтверждается тем, что многие из них нашли воплощение в разработанных при непосредственном участии автора проектах законодательных  актов Республики Казахстан, принятых и действующих в настоящее  время:  

Об охране окружающей среды», «О лицензировании», «О приватизации», «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об экологической экспертизе», «О земле», «Об особо охраняемых природных территориях», «О недрах и недропользовании», «О внешних  заимствованиях», «О нормативных правовых актах», главе 11 «Экологические преступления»  Уголовного кодекса и других; а  также при подготовке проекта  закона о концессии, находящегося в  настоящее время на рассмотрении Правительства. Апробация работы и  внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, содержащиеся в ней выводы и рекомендации были изложены в опубликованных работах, а также в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях, совещаниях и школах по правовым вопросам охраны окружающей среды в г. Алма-Ате (1993, 1994, 1995, 1997г.г.), Лейдене, Голландия (1993г.),  

Москве (Софрино-3, Софрино -5) 1997г., 1999г., Санкт-Петербурге (1997г.), на совещании комитета по экологии и  природопользования Мажлиса (нижней палаты) Парламента Республики Казахстан (Алма-Ата, 1996г.), в международной школе, посвященной  реформам стран СНГ (Вашингтон, 1998г.), на заседании Центра эколого-правовых исследований ИгиП РАН (Москва, ИгиП РАН 1999г.), на заседании Ученого Совета ИгиП РАН (Москва, 1999г.). Автор был привлечен в качестве эксперта сводного доклада по проекту Центра международных проектов и ЮНЕП «Разработка согласованного подхода к гармонизации законодательства об окружающей среде стран-членов СНГ» (Москва, 1999г.).

Заключение:  

Выводы о сближении  законодательства различных государств находят свое подтверждение в  результате анализа соответствующих  процессов в Республике Казахстан  и других странах СНГ. Процесс  гармонизации законодательства прослеживается в практике применения таких правовых институтов, как экологическое страхование, правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, экологическое лицензирование. Унификацию можно наблюдать в области  экологического нормирования и стандартизации. Все большую поддержку и распространение  получает разработка национального  экологического законодательства на базе модельного.  

Информация о работе Теоретические проблемы развития экологического законодательства в Республике Казахстан