Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении экологических прав граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Содержание

Введение

1. Понятие правового экологического статуса и источники его формирования.

2. Экологические права граждан.

3. Способы защиты экологических прав.

4. Экологические обязанности граждан.

5. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении экологических прав граждан

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

экол.реф Зверева.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, правомерно говорить о специальных экологических обязанностях, которые закрепляются в законодательных актах, конкретизируя общие экологические обязанности. То есть в отличие от перечисленных выше самостоятельных групп экологических прав граждан и иных лиц, в данном случае отмечается обусловленность (зависимость) специальных экологических обязанностей от общих.

     Содержательная  сторона экологических обязанностей может выражаться как в форме закрепленных в законодательных и подзаконных актах требований воздержаться от совершения чего-либо, так и форме требований совершить какие-либо действия.

     В первом случае в качестве примера  можно привести ситуацию, когда физическое лицо – предприниматель, у которого решением уполномоченного органа приостановлено действие лицензии на природопользование, должен соблюдать требования, выданного ему предписания и воздерживаться от запрещенных при этом действий.

     В свою очередь исполнение обязанностей в форме совершения действия осуществляется, например, при направлении гражданином-предпринимателем платежа за пользование природными ресурсами. Неисполнение таких обязанностей будет влечь за собой конкретные негативные последствия, предусмотренные нормами соответствующих законов.

     Установленные в нормативных правовых актах  требования могут носить как прямой, так и опосредованный характер.

     Например, ст. 92 Водного кодекса РФ прямо  обязывает водопользователей, в  том числе и граждан, соблюдать  режим использования водоохранных зон, который в свою очередь установлен Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства от 23.11.1996.№ 1404. То есть на лицо, хотя и конкретизированное в подзаконном правовом акте, но достаточно ясное (прямое) требование по соблюдению установленного режима.

     В тоже время ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет  государственным экологическим  инспекторам право предъявлять  требования и выдавать предписания физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля. Этому праву корреспондирует обязанность физического лица выполнять требования, содержащиеся в предписании.

     Исходя  из вышесказанного, следует отметить, что круг экологических обязанностей граждан и иных физических лиц  достаточно широк и может устанавливаться  органами публичной власти в рамках предоставленной им компетенции путем принятия (издания) нормативных правовых актов (законов, постановлений и т. д.). В этом смысле главная задача участников нормотворческого процесса при установлении правообязывающих, ограничительных и запрещающих норм заключается:

     - в учете общественной потребности в установлении экологических обязанностей;

     - в необходимости четкого формулирования существа экологических обязанностей в целях единообразного понимания их в правоприменительной практике;

     - в обеспечении законными, своевременными и адекватными средствами принуждения любого факта уклонения от исполнения экологических обязанностей.

     Целью установления экологических обязанностей является обеспечение рационального  природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

     Давая определение экологическим обязанностям граждан, следует отметить, что это закрепленные в нормативных правовых актах в форме запретов, правообязывания и ограничений и адресуемые гражданам требования, неисполнение либо не надлежащее исполнение которых может повлечь за собой негативные для нарушителей последствия в установленном законом порядке. 
 

    5 РОЛЬ  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ В  ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН 
     

     Особая  роль в защите экологических прав граждан отводится Конституционному Суду РФ- судебному органу конституционного контроля, в компетенцию которого входит разрешение дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и проверка по запросам конституционности закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле (п. «з» ч.1 ст. 3 Федерального конституционного закона РФ от 21 июля 1994г. «О Конституционном Суде РФ»).2

     В соответствии со ст. 97 Закона жалоба допустима в том случае, если закон затрагивает конституционные  права и свободы  граждан.

     По  итогам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений:

     - признать закон либо отдельные его положения соответствующими Конституции РФ;

     - признать закон либо отдельные  его положения не соответствующими Конституции РФ.

     Тогда дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, а судебные расходы граждан и их объединений возмещаются ( ст. 100)

     Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

     Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционном не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а решения, на них основанные, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены (ст.79)

     Таким образом, решение Конституционного Суда РФ  позволяет предотвратить массовые нарушения прав граждан, в том числе и экологических. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     Сегодня в России продолжается кропотливая  работа по кодификации экологического законодательства - упорядочивается  система существующего экологического законодательства, принимаются обобщенные системные и дополняющие нормативные акты.

     Для применения экологического законодательства предусматривается деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленных на выполнение экологической  функции государства, осуществляемой в установленном законом порядке и выражающейся в принятии необходимых организационных и правовых мер по практической реализации эколого-правовых мероприятий.

     С начала 90-х годов экологическая функция государства во всем мире претерпевает ряд изменений. Её особенностью становится ориентация на соединение экологических проблем с проблемами выживания человеческой цивилизации целом, то есть она приобретает общечеловеческое значение.

     Для обеспечения соблюдения конституционных  экологических прав государства  всего мира в лице законодательных органов создают систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений.

     В связи с этим, законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованию экологического законодательства РФ в целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решений, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

     Хотя  закрепленные в Конституции РФ экологические  права являются непосредственно  действующими, для последовательного их соблюдения, на мой взгляд, требуется создание юридических механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России, что в целом позволит государству осуществлять экологические функции более эффективно.

 

      Библиографический список  

     1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 12.12.1993 г.

     2. "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

     3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

     4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЕ" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)

     5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЖИВОТНОМ МИРЕ» от 24.04.1995 № 52-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями.

     6. ЗАКОН РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 01.12.2007) "О НЕДРАХ"

     7. "ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 19.06.2007)

     8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.10.2007) "О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ  И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА" (принят ГД ФС РФ 11.11.1994) 

     9. ПОЛОЖЕНИЕ О ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОСАХ. Утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404.

     10. Экологическое право. Курс лекций и практикум. Под редакцией доктора юридических наук, профессора Ю. Е. Винокурова. 2007 г.

     11.Баглай  М.В. Конституционное право   Российской Федерации: Учебник  для вузов.- 3-е изд.-М.:  Из-во  НОРМА-ИНФРА, 2001.

     12.Ерофеев  Б.В. Экологическое право: Учебное пособие для студентов .-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003

Информация о работе Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении экологических прав граждан