Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении экологических прав граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Содержание

Введение

1. Понятие правового экологического статуса и источники его формирования.

2. Экологические права граждан.

3. Способы защиты экологических прав.

4. Экологические обязанности граждан.

5. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении экологических прав граждан

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

экол.реф Зверева.doc

— 110.50 Кб (Скачать)
lign="justify">     Вместе  с тем перечисленные выше конституционные  и производные от них экологические  права, также как и схожие по смыслу с ними иные права, закрепленные в  других законах, относятся к группе прав в сфере охраны окружающей среды, что, безусловно, является важной составляющей в эколого-правовом статусе личности, но не дает полного представления о правомочиях физических лиц. С точки зрения классификации, такие экологические права можно отнести к категории общих прав.

     В тоже время необходимо говорить и  об отдельных правах граждан и  иных лиц, осуществляемых в процессе природопользования, которые относятся  к категории специальных прав. Такие права закреплены в природоресурсных законодательных актах и их реализация в полном объеме также зависит от волеизъявления соответствующего субъекта. Например, согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр, а это может быть и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе:

     - использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей обозначенной в лицензии цели;

     - самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

     - использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств, если иное не оговорено в лицензии;

     - проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией и т. д.

     Возможность осуществления правомочий в определенных законом случаях обусловлена наличием специальных разрешений (лицензий). Так, согласно ст. 35 Федерального Закона «О животном мире» пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. В ст. 46 Водного Кодекса Российской Федерации закреплено, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Содержание самих специальных прав водопользователя раскрывается в нормах названного Кодекса и заключается в возможности:

     - использовать водные объекты для собственных нужд, либо для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27);

     - получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности (ст. 92);

     - отказываться от пользования водным объектом (ст. 60) и др.

     Наконец, участники общественных отношений, которые относятся к сфере обеспечения экологической безопасности, наделяются самостоятельной группой прав. Эти права можно классифицировать как особые экологические права.

     Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что граждане имеют  право:

     - на защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

     - в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

     - быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

     - обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

     - участвовать в установленном законом порядке в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

     - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

     Приведенный выше перечень позволяет говорить об определенной схожести прав граждан  в сферах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, однако индивидуальная специфика особых и общих экологических прав все-таки очевидна и их разделение предопределено ст. 42 Конституции Российской Федерации.

     Давая определение экологическим правам граждан, следует отметить, что это закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, а также допускаемые (не запрещенные) ими формы волеизъявления граждан в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание препятствий, в реализации которых может повлечь за собой негативные для нарушителей этих прав последствия в установленном законом порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Способы защиты экологических прав 
 

     Любые закрепленные в Конституции РФ и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и должностными лицами не принимаются меры к их надлежащему обеспечению. Поэтому федеральное законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, содержит определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.

     К несудебным способам защиты экологических  прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в  ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно:

     - непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

     - обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

     - активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

     - выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;

     - оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

     - обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

     Кроме того, граждане могут обращаться в  правоохранительные органы с заявлениями  по фактам совершения теми или иными  субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также  обжаловать действия (бездействия) и  решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

     Что касается обращения физических лиц  в суды общей юрисдикции и арбитражные  суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или  иного права. Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

     - о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

     - об обязании уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

     - об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

     - об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

     В свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве таких фактов можно выделить:

     - нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

     -  принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

     Различают  административный  и судебный  порядок  защиты  прав  граждан, в том числе  экологических. Административный  порядок  регламентирован  Указом  Президиума  Верховного Совета СССР от 12  апреля 1968г. « О порядке  рассмотрения  предложений, заявлений и жалоб граждан» в редакции от 4 марта  1980г.1 Согласно ему:

      - жалобы подаются   в те государственные  органы, к непосредственному ведению   которых относится  разрешение  вопроса  и которые  являются  вышестоящими  по отношению   к тем, чьи действия  или решения обжалуются;

     - если жалоба подается  в тот  орган, к ведению  которого  рассмотрение  жалоб  не относится,  в течение 5 дней  жалоба  направляется   в соответствующий  орган   с уведомлением  об этом заявителя;

      - все   государственные органы  должны систематически  проверять  состояние  дел по рассмотрению  жалоб   в подчиненных   им предприятиях, учреждениях, организациях и принимать  меры  для устранения  причин, выявления  нарушений  прав граждан.

       В настоящее время действует новая редакция  Закона РФ « О прокуратуре», утвержденная  Федеральным законом РФ от 17 ноября  1995г. с последующими  изменениями и дополнениями.

       В  соответствии с этим Законом   одна из основных  функций   прокуратуры РФ- это надзор  за  соблюдением  прав и свобод  человека и гражданина федеральными  министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами  местного самоуправления, органами военного управления  и руководителями  коммерческих  и некоммерческих организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     \ 
 
 
 
 
 

     4 Экологические обязанности граждан 
 

     Экологические обязанности граждан в общем  виде закреплены в ст. 58 Конституции  РФ, которая обязывает каждого  сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

     Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», практически дословно дублируя конституционную норму, вменяет  обязанность гражданам соблюдение иных требований законодательства.

     В перечисленных нормах правомерно классифицировать экологические обязанности как общие, поскольку приведенные формулировки не раскрывают способы осуществления обязанностей, что по сути своей исключает возможность привлечения физического лица к ответственности за их неисполнение.

     В самом деле, сохранять природу  можно путем активного волеизъявления, например, делая добровольные взносы на реализацию природоохранных мероприятий. Но такие действия, как указывалось выше, относятся к правам граждан. В тоже время непринятие гражданином никаких мер для сохранения окружающей среды в своей повседневной жизни тоже нельзя вменять ему в вину в случае фактического отсутствия вреда окружающей среде от его бездействия.

     А ведь смысл установления любых обязанностей заключается в том, что неисполнение их субъектами, на которых возложены такие обязанности, должно влечь за собой негативные последствия для нарушителей.

Информация о работе Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении экологических прав граждан