Роль и назначение международных стандартов учета (финансовой) отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы реферата заключается в том, что комплексный пересмотр всей системы учета и отчетности, развитие и совершенствование ее в соответствии с международными правилами должны сочетаться с максимальным использованием многолетнего опыта и сохранением тех методов, инструментов и методологических решений, которые не только не противоречат мировой практике, но и обогащают ее.

Содержание

Введение
1. Сущность международных стандартов финансовой отчетности, принципы и история их развития
1.1 История развития международных стандартов финансовой отчетности
1.2 Цель и сущность создания международных стандартов финансовой отчетности
1.3 Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
2 Перечень действующих международных стандартов финансовой отчетности и их назначение
2.1 Перечень действующих международных стандартов финансовой отчетности
2.2 Понятие «справедливая стоимость»
2.3 Концепция контроля над активами
3 Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности. Совет по МСФО
3.1 Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета
3.2 Совет по международным стандартам финансовой отчетности и его деятельность
4 Реформирование бухгалтерского учета в РФ
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 89.33 Кб (Скачать)

Уменьшению на себестоимость  выкупленных акций подвержен  даже капитал, что означает преодоление  классического правила фиксирования капитала, в соответствии с которым  первоначально вложенная величина капитала остается в бухгалтерском  учете неизменной.

Поскольку МСФО не рассматривают  вопросы учетной регистрации, ограничиваясь  исключительно отчетностью, вопросы  ведения учетных записей, находящиеся  в центре внимания классического  учета, выводятся из сферы регулирования  и теоретических исследований. Записи становятся частным делом компаний, что резко расширяет раздел между  финансовым и управленческим учетом. Кроме учета затрат, из финансового  учета начинает исчезать и порядок  ведения регистров. Новое разделение между финансовым и управленческим учетом идет по линии противопоставления учета и отчетности. Отчетность все  больше переходит от бухгалтеров  к профессиональным пользователям, в качестве которых выступают  финансовые аналитики. Тем самым  МСФО не только формируют новые учетные  правила, но и повышают уровень профессии  бухгалтера.

3. Роль и значение  международных стандартов финансовой  отчетности. Совет по МСФО 

 

3.1 Роль и значение  международных стандартов финансовой  отчетности в гармонизации системы  бухгалтерского учета

 

Последние десятилетия XX в. и начало XXI в. были отмечены повышенным вниманием к проблеме международной  унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в  сфере экономики, предъявляло определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами на уровне организаций (предприятий), акционерных обществ и т. п.[9]

В настоящее время наибольшую известность получили два подхода  к ее решению: гармонизация и стандартизация. Они сначала различались как  по заложенной в них идеологии, так  и по принципам реализации. Однако в последние годы оба термина  зачастую используются как синонимы или как взаимодополняющие понятия.

Идея гармонизации различных  систем бухгалтерского учета реализуется  в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что  в каждой стране может существовать своя модель организации учета и  система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты  не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т. е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении  ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах  ЕС была сформирована исследовательская  группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась  как составная часть программы  гармонизации национальных версий закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных  документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета[9].

Идея стандартизации учетных  процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет  по международным стандартам финансовой отчетности, – КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО (International Accounting Standards – IAS). Суть этого подхода состоит  в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой  ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого  следует добиваться не законодательным  путем, а путем добровольного  соглашения профессиональных организаций  стран.

В настоящее время известны несколько систем бухгалтерского учета, в частности, англо-американская, европейская  и ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные МСФО, будут  использоваться большинством стран  мира в ближайшем будущем. Рост популярности международных стандартов был обусловлен двумя событиями. Первым событием было подписание соглашения между КМСФО  и Международной организацией комиссий по ценным бумагам – МОКЦБ (International Organization of Securities Commissions, IOSCO), в котором  нашло отражение стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь больше иностранных компаний к котировке  своих акций на американских биржах.

Второе событие, ускорившее переход к МСФО, произошло при  объединении Германии. Этот факт во многом предопределил рост потребности  привлечения капитала в страну. В  связи с этим финансовая отчетность компаний должна была больше ориентироваться  на внешнего пользователя, например на фондовые биржи или международных  инвесторов. Именно поэтому компании, входившие в листинг фондовых бирж и составляющие консолидированные  финансовые отчеты, вынуждены были принять МСФО.

В настоящее время существуют несколько форм использования странами Международных стандартов финансовой отчетности:

-                   применение МСФО в качестве национальных стандартов. К числу таких стран относятся: Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тринидад и Тобаго, Хорватия;

-                   использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные. Такими странами являются Малайзия и Папуа – Новая Гвинея;

-                   использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями. Это – Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка;

-                   национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения. Среди таких стран можно назвать Китай, Иран, Словению, Тунис, Филиппины;

-                   национальные стандарты основаны на МСФО, однако некоторые стандарты могут быть более детализированы, чем МСФО (Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Швейцария, Южная Африка);

-                   национальные стандарты основаны на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО (Австралия, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция).

Рассмотрим положительные  и отрицательные черты МСФО.

Их объективными преимуществами перед национальными стандартами  в отдельных странах являются:

-        четкая экономическая логика;

-        обобщение лучшей современной мировой практики в области учета;

-        простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.

При этом международные стандарты  позволяют не только сократить расходы  компаний на подготовку своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в  разных странах, но и снизить затраты  по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной  отдачей и рисками. Некоторые  из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны  недостатком информации, отсутствием  точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности  является отсутствие стандартизированной  финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Поэтому инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что  большая открытость информации снижает  их риски[9].

Совокупность данных преимуществ  во многом обеспечивает стремление различных  стран к использованию МСФО в  национальной практике учета.

Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:

-        обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие методов учета;

-        отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

К тому же внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также  нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом  в области регулирования и  методологии учета.

Комитет по международным  стандартам бухгалтерского учета принимает  во внимание эти негативные факторы  и ведет активную работу по их устранению. Так, 1 января 1989 г. Комитет опубликовал  документ Е32 «Сопоставимость финансовой отчетности», в котором приведено 29 предложений по ограничению возможностей выбора методов учета, разрешенных  действующими МСФО. Этот документ многими  специалистами рассматривается  как один из лучших проектов КМСФО. Он позволяет в известной степени  устранить ряд различий в содержании отчетности и упростить процедуры  ее трансформации при проведении сравнительного анализа в международном  контексте.[9]

Что касается разработки интерпретаций, то решение именно этой проблемы было признано одним из приоритетных направлений  деятельности КМСФО на ближайшие  годы. Более того, в 1996 г. было принято  решение о создании в рамках КМСФО  постоянного Комитета по интерпретации  стандартов (Standing Interpretations Committee, SIC).

Активная позиция страны, отстаивающей свои взгляды, может изменить точку зрения КМСФО, поскольку Комитет  стремится получить и обобщить опыт различных стран в организации  учетных систем. Вполне возможно, что  в течение ближайших лет конституция  Комитета претерпит некоторые изменения  в направлении крепнущего взаимодействия между КМСФО и национальными  организациями, устанавливающими стандарты  в своих государствах.

3.2 Совет по  международным стандартам финансовой  отчетности и его деятельность

 

Комитет по международным  стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC) был создан 29 июня 1973 года представителями профессиональных организация крупнейших развитых стран  мира: Австрии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании и Ирландии, США. В период с 1983 по 2001 год в состав членов КМСФО вошли  все профессиональные бухгалтерские  организации, состоящие членами  Международной Федерации бухгалтеров.

В 2001 году КМСФО (IASC) был реорганизован  в Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) (International Accounting Standards Board, IASB). СМСФО - это неправительственная  профессиональная организация[14].

В целом, как гласит устав  данной организации, ее деятельность преследует следующие цели:

1)                разработка единой системы высококачественных, понятных и применимых на практике глобальных бухгалтерских стандартов, предусматривающих формирование в финансовой отчетности качественной, прозрачной и сопоставимой информации с целью оказания помощи участникам мировых рынков капитала и др. пользователям информации в принятии экономических решений;

2)                распространение стандартов и обеспечение их единообразной интерпретации;

3)                активная работа в направлении конвергенции национальных стандартов с МСФО.

СМСФО имеет определенную иерархическую структуру. Он состоит  из четырех органов: Попечительского  совета, Правления, Консультативного совета и Комитета по интерпретациям.

Попечительский  совет - это орган управления СМСФО, не принимающий участия в разработке стандартов. Попечительский совет включает в себя 19 членов, которые назначаются согласно Уставу. Шесть членов совета - из Северной Америки, шесть из Европы, четыре из Азиатско-Тихоокеанского региона и три из любого региона, выбираемые с целью установления общегеографического баланса членов Совета.

В Правлении, отвечающем за разработку стандартов, участвуют 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе, а 2 - по совместительству. Члены правления выбираются с учетом их профессиональных знаний и прошлого опыта и (в отличие от попечителей) независимо от региональной принадлежности[14].

Как минимум пять членов правления должны иметь практический опыт работы аудиторами, минимум три - опыт подготовки финансовых отчетов, три - опыт пользования финансовой отчетностью  и как минимум один должен быть представителем академических кругов.

Консультативный совет по стандартам, состоящий из 49 членов, обеспечивает возможность участия в обсуждении стандартов организаций и частных лиц из разных регионов. В состав данной структуры входят представители национальных органов, устанавливающих учетные стандарты, и прочие заинтересованные стороны. Цель Консультативного совета состоит в том, чтобы консультировать СМСФО по приоритетным вопросам работы, информировать о позиции членов совета по основным аспектам, связанным с разработкой стандартов, а также предоставлять другие консультации попечителям и СМСФО.

Консультативный Совет по стандартам ежегодно проводит как минимум  три открытые встречи с СМСФО.

Председателем совета является председатель Правления.

В Комитет по интерпретациям входят 12 членов, назначаемых Попечителями. Роль Комитета заключается в разработке интерпретаций МСФО, выпускаемых СМСФО, в контексте Принципов составления и представления финансовой отчетности, для того чтобы обеспечить своевременное руководство при формировании финансовой отчетности по вопросам, которые непосредственно не рассматриваются в стандартах.

МСФО разрабатываются  с участием бухгалтеров, финансовых аналитиков и других пользователей  финансовой отчетности, делового сообщества, фондовых бирж, регулятивных и юридических  органов, представителей учебных заведений  и других заинтересованных физических лиц и организаций всего мира. На открытых встречах СМСФО консультирует  Консультативный совет по стандартам. Регламент деятельности по проектам, как правило, но необязательно, включает следующие этапы, представленные в  таблице 3.

 

Таблица 3 – Этапы разработки и принятия стандарта

№ п/п

Содержание этапа

1

Определение вопросов, требующих  стандартизации, рассмотрение возможности  применения к ним Принципов составления  и представления финансовой отчетности

2

Изучение требований национальных учетных стандартов и практики учета, а также обмен мнений с национальными  органами, устанавливающие эти стандарты

3*

Консультации с Консультативным  советом по стандартам в части  включения данного вопроса в  повестку дня СМСФО

4

Формирование консультативной  группы, которая будет оказывать  консультации СМСФО по проекту

5

Публикация Дискуссионного документа (discussion document, DD) для публичного обсуждения

6*

Публикация для публичных  комментариев Проекта положения (exposure draft, ED), одобренного не менее чем 8 членами СМСФО, включая особые мнения членов СМСФО

7

Публикация в составе  Проекта положения основы для  выводов

8*

Рассмотрение всех комментариев, пришедших в установленный срок для Дискуссионного документа и  Проекта положения,

9

Рассмотрение необходимости  проведения публичных слушаний и  опытных тестирований (апробаций), и  если будет установлена такая  необходимость, осуществление указанных  мероприятий

10*

Утверждение стандарта не менее чем 8-ю членами СМСФО  и включение в публикуемый  стандарт особых мнений членов СМСФО

11

Публикация в составе  стандарта основы для выводов  и других пояснения, которые раскрывают этапы разработки стандарта и  публичные комментарии к Проекту  положения

Информация о работе Роль и назначение международных стандартов учета (финансовой) отчетности