Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Дата добавления: 23 Января 2011 в 13:11
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (14.07 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

контр 2.doc

  —  84.00 Кб

1. Правовое регулирование  возмещения вреда,  причиненного окружающей  среде. 

  Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной  среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно–правовых актов, к которым относятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директивы Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

   Экологическое законодательство определяет права  и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; устанавливает компетенции специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды; а также лимиты на пользование природными ресурсами и платежи за природопользование; определяет экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, меры и условия наказания за нарушение природоохранного законодательства.

   Основу  современного законодательства в области  охраны окружающей среды и природопользования составляют:

  • Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
  • Кодекс Республики Беларусь о земле от 30 июля 2008 г.
  • Кодекс Республики Беларусь о недрах от 23 июля 2008 г.
  • «Лесной кодекс Республики Беларусь» (2000)
  • Воздушный кодекс Республики Беларусь от 19 мая 2006 г.
  • Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 26 июня 2002 г.
  • Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. №126-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
  • Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 №205-З "О растительном мире"
  • Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 года «О животном мире»
  • Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 года «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года)
  • Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 года «Об охране атмосферного воздуха»
  • Закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 года «Об охране озонового слоя»
  • Закон Республики Беларусь от 12.11.2001 № 56-З "Об охране озонового слоя"
  • Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. №271-з "Об обращении с отходами"
  • Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О государственной экологической экспертизе» (в редакции Закона Республики Беларусь от 14 июля 2000 года)
  • Указ Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. №348 "О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде"
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042 "Об утверждении Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь"

   Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с  обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба.

   В области  природопользования наиболее распространенными  являются меры административной ответственности  — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие предприятий  или запрет на пользование природными ресурсами). В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или общественного имущества. Административными правонарушениями считаются также неиспользование земель; несоблюдение требований природоохранного режима их использования; нарушение правил землепользования в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению; порча земель; нарушение требований по охране недр; несоблюдение правил водопользования, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, сбор растений, занесенных в Красную книгу и др.

   Дисциплинарная  ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения материального ущерба, если таковой образовался в результате содеянного нарушения.

   Материальная, или имущественная, ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специальным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства на основании решения суда по иску потерпевшей стороны.

   К уголовной  ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного  ущерба природной среде, повлекшего гибель людей или особо крупные  материальные потери. Конкретные составы  экологических преступлений установлены в Уголовном кодексе , в частности умышленное уничтожение или значительное повреждение лесных массивов путем поджога или неосторожного обращения с огнем, незаконная порубка леса и др. К лицам, совершившим подобные преступления, могут применяться такие меры воздействия, как лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и другие виды наказаний, предусмотренные законодательством. 
 

   Задача 2 

   НИИ зоологии осуществлял изъятие птичьих кладок водоплавающих птиц для научно-исследовательских целей на территории Национального парка «Браславские озера». Администрация Национального парка выразила протест, так как данные действия не были с ней согласованы.Представители НИИ обосновали свои действия тем, что у них имеется разрешение на изъятие птичьих кладок, полученное в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды.

   Проанализируйте ситуацию. Взимается ли плата за изъятие объектов животного мира из природной среды в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях? 

Согласно Постановлению  Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 700

«Об утверждении  Правил пользования дикими животными  в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности»:

   Пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности с изъятием их из среды обитания осуществляется для:

  • изучения биологических параметров диких животных в научных и образовательных целях;
  • использования их в экспериментах, биологическом тестировании и для иных целей, предусмотренных в научно-исследовательских работах и учебных планах, в научных и образовательных целях;
  • изготовления наглядных пособий в научных и образовательных целях;
  • создания и пополнения зоологических коллекций;
  • изготовления сувениров, бижутерии и других изделий;
  • иных случаев, предусмотренных законодательством в области охраны и использования животного мира.

   Пользование дикими животными с изъятием их из среды обитания осуществляется в  соответствии с требованиями настоящих  Правил:

  • в научных целях – научными организациями, государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями, Министерством сельского хозяйства и продовольствия (для проведения ихтиологических наблюдений) и иными организациями, которые в соответствии с программами, планами и другими документами должны проводить научные и иные исследования;
  • в воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности – учреждениями образования и культуры, другими юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

   Пользование дикими животными, включенными в  перечень диких животных , в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности осуществляется юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, без разрешений на пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в установленном порядке (далее – разрешение).

   В разрешенное  время, разрешенными орудиями и способами, в разрешенных местах:

  • изъятие охотничьих животных нормированных видов в арендованных охотничьих угодьях осуществляется (в пределах согласованных и утвержденных в установленном порядке планов изъятия охотничьих животных нормированных видов) работниками пользователя охотничьих угодий в порядке, установленном Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 196, 1/6996; 2010 г., № 188, 1/11816), на основании гражданско-правового договора, заключенного между юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, и юридическим лицом, ведущим охотничье хозяйство. Представитель юридического лица или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заключившие договор, присутствуют при изъятии диких животных;
  • изъятие диких животных, относящихся к объектам рыболовства, в арендованных рыболовных угодьях осуществляется (в пределах утвержденных в установленном порядке квот на вылов рыбы) работниками арендатора (пользователя) рыболовных угодий в порядке, установленном Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580, на основании гражданско-правового договора, заключенного между юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом, ведущим рыболовное хозяйство. Представитель юридического лица или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заключившие договор, присутствуют при изъятии диких животных;
  • изъятие диких животных, за исключением охотничьих животных нормированных видов, и диких животных, относящихся к объектам рыболовства, в арендованных охотничьих и рыболовных угодьях, а также диких животных в охотничьих и рыболовных угодьях, составляющих фонд запаса охотничьих и рыболовных угодий, осуществляется лицами, участвующими в изъятии диких животных, указанными в разрешении, на основании разрешения и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение оружия – при изъятии диких животных с его использованием.

   В запретное  время, в запрещенных местах, запрещенными орудиями и способами допускается изъятие диких животных в научных и образовательных целях, которое осуществляется на основании разрешения и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение оружия, – при изъятии диких животных с его использованием под контролем должностных лиц Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь:

  • охотничьих животных нормируемых видов в арендованных охотничьих угодьях (в пределах согласованных и утвержденных в установленном порядке планов изъятия охотничьих животных нормированных видов) – работниками пользователя охотничьих угодий на основании гражданско-правового договора, заключенного между юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, и юридическим лицом, ведущим охотничье хозяйство. Представитель юридического лица или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заключившие договор, присутствуют при изъятии диких животных;
  • диких животных, относящихся к объектам рыболовства, в арендованных рыболовных угодьях (в пределах утвержденных в установленном порядке квот на вылов рыбы) – работниками арендатора (пользователя) рыболовных угодий на основании гражданско-правового договора, заключенного между юридическим лицом или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом, ведущим рыболовное хозяйство. Представитель юридического лица или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заключившие договор, присутствуют при изъятии диких животных;
  • диких животных, за исключением охотничьих животных нормируемых видов и диких животных, относящихся к объектам рыболовства, в арендованных охотничьих и рыболовных угодьях, а также диких животных в охотничьих и рыболовных угодьях, составляющих фонд запаса охотничьих и рыболовных угодий, – лицами, участвующими в изъятии диких животных, указанными в разрешении.

   Изъятие диких животных на основании разрешения осуществляется лицами, участвующими в изъятии диких животных, указанными в этом разрешении, в присутствии лица, ответственного за изъятие диких животных в угодьях, в сроки, орудиями и способами, указанными в данном разрешении.

   ПОРЯДОК ВЫДАЧИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ  В НАУЧНЫХ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, А ТАКЖЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ИНЫХ ЦЕЛЯХ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИЗЪЯТИЕМ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ИЗ СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ

Страницы:12следующая →
Описание работы
Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно–правовых актов, к которым относятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директивы Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Содержание
содержание отсутствует