Правоведение экологической экспертизы

Дата добавления: 11 Февраля 2012 в 18:47
Автор: o***************@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (29.73 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

  —  32.16 Кб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

               Заочное отделение 
           

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:  

                  Проверил:

                    
                   

                                     
     
     
     
     
     

                                               Киров 2010 
 

    Содержание

    1. Введение
    2. Экологическая экспертиза
      1. Понятие экологической  экспертизы
      1. Виды экологической экспертизы
      2. Объекты экологической экспертизы
      3. Права общественных объединений и граждан в проведении экологической экспертизы
      4. Задача
    1. Заключение
    1. Библиографический список
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Экологическая экспертиза расценивается многими  специалистами как один из важных и эффективных правовых инструментов, который предотвращает нанесение  вреда окружающей природной среде.

     В настоящее время уже никто  не сможет отрицать, что негативное воздействие людей на окружающую природную среду с целью удовлетворить  различные, прежде всего, материальные потребности человека. Из-за этого  вот отрицательного воздействия  на природу люди уже давно живут  в экологическом кризисе. Об этом говорит нарушение равновесия в  экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.

       «По некоторым оценкам, предотвращение  загрязнения природной среды  обходится в четыре - пять раз  дешевле, чем ликвидация негативных  последствий экологически необоснованных  решений» Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ. 2005. С.236..

     Цель  данной работы рассмотреть понятие  экологической экспертизы и  охарактеризовать ее виды; определить объекты экологической экспертизы; изучить права общественных объединений и граждан в проведении экологической экспертизы.

1. Понятие экологической экспертизы

     Термин  «экспертиза» происходит от латинского «expertus» - «опытный». «Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений , не поддающихся непосредственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов» Ерофеев Экологическое право России. - М. 1999. С. 262..

Г.С. Чегасов в свое время предлагал следующее определение экологической экспертизы: «Это обязательная процедура в системе принятия решения о социально-экономическом развитии отдельно рассматриваемой территории или страны в целом, с целью подготовки заключения о возможных экологических и других последствиях реализации предлагаемого решения» Чегасов Г.С. О работе управления Государственной экологической экспертизы в 1998 г. // Экологическая экспертиза и ОВОС. 1999. №1. С.11.. Однако такое определение не в полной мере отражает характер экологической экспертизы.

     Согласно  ФЗ «Об экологической экспертизе»  от 23 ноября 1995 г. экологическая экспертиза - «установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта  экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду» Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ // СПС Консультант Плюс..

     В отношении определения понятия  экологической экспертизы существует две точки зрения. Во-первых, такое  широкое определение экологической  экспертизы позволяет сделать ее более комплексной, учесть не только экологические, но и тесно связанные с ними социальные, экономические, а также иные последствия. Во-вторых, включение в понятие экологической экспертизы требования о выяснении всех без исключений последствий реализации хозяйственной деятельности размывает предмет экологической экспертизы, делает ее неформализованной.

     «Экологическая  экспертиза должна иметь более формализованный  характер, т.е. быть основанной на точных и четких требованиях законодательства, а также технических норм и  нормативов. Вместе с тем в рамках ее проведения необходимо рассматривать  не только экологические, но и иные последствия (социальные) реализации планируемой  деятельности» Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. - М., Издательство Проспект. 2007. С. 6..

     Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной  проверки соответствия хозяйственных  решений предприятий, их деятельности и ее результатов требованиям  охраны окружающей среды, рационального  использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

     Целью экологической экспертизы является обеспечение предупреждения вредных  последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

2.  Виды экологической экспертизы.

2.1. Государственная экологическая экспертиза.

     Согласно  ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация и  проведение государственной экологической  экспертизы относится к полномочиям  органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных  с охраной окружающей среды.

     Статья 10 Федерального закона «Об экологической  экспертизе» устанавливает, что  «государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным  органом исполнительной власти в  области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации» Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ // СПС Консультант Плюс. .

     Статья 11 Федерального закона «Об экологической  экспертизе» устанавливает объекты  именно государственной экологической  экспертизы, причем федерального уровня. Объектам государственной экологической  экспертизы регионального уровня посвящена ст. 12 этого же закона.

     «Объекты  государственной экологической  экспертизы федерального уровня, во-первых, определены исходя из степени сложности  и значимости для целостности  Российской Федерации, экологической  безопасности, во-вторых, определены исходя из предметов ведения, федеральной  собственности, исключительной компетенции  федеральных органов государственной  власти в соответствии как с конституционными положениями, так и положениями  федеральных законов»Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. - М., Издательство Проспект. 2007. .

     Перечень  объектов государственной экологической  экспертизы федерального уровня, данный в ст. 11, не является исчерпывающим, поскольку содержит в себе положение, согласно которому обязательной государственной  экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат иные виды документации, обосновывающей хозяйственную  и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное  воздействие на окружающую природную  среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации.

«Условно  содержание ст. 11 можно разделить  на две составляющие: 

объекты государственной экологической  экспертизы, ранее не получавшие положительное  заключение государственной экологической  экспертизы, требующие обязательной государственной экологической  экспертизы, проводимой на федеральном  уровне; объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне».

     Перечень  объектов государственной экологической  экспертизы регионального уровня не является исчерпывающим, поскольку  содержит в себе положение, согласно которому обязательной государственной  экологической экспертизе, проводимой на региональном уровне, подлежат иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.

     Статья 14 Федерального закона «Об экологической  экспертизе» устанавливает требуемый  состав документов для государственной  экологической экспертизы, в том  числе повторной. Документация должна соответствовать по форме и по содержанию установленным требованиям.

     Также она устанавливает, что повторное  проведение государственной экологической  экспертизы возможно только на основании решения суда или Арбитражного суда.

     Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным  органом исполнительной власти в  области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта. Статья 15 посвящена  экспертной комиссии государственной  экологической экспертизы. В состав комиссии входят руководитель, ответственный секретарь, внештатные эксперты, эксперты штата федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы и его территориальных органов.

     Руководитель  и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают качественное проведение государственной экологической  экспертизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии, в том числе: формируют экспертные группы по основным направлениям государственной экологической экспертизы; составляют календарный план работы экспертной комиссии; разрабатывают задание экспертам на проведение государственной экологической экспертизы; обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;

организуют  в случае необходимости выезд  на место членов экспертной комиссии; организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы этих заседаний.

     В процессе работы экспертной комиссии: проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии; подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии; составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений; обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.

     Статья 16 устанавливает требования к эксперту государственной экологической  экспертизы, а именно: требования к  нему как к специалисту по определенному  направлению, обладающему научными или практическими знаниями; как  к личности, не заинтересованной в  объекте государственной экологической  экспертизы и в субъекте, представившем  материалы на государственную экологическую  экспертизу (отсутствие трудовых, договорных отношений с заказчиком или с  разработчиком объекта государственной  экологической экспертизы и т.п.). Этой статьей определены также в  закрытом перечне права эксперта государственной экологической  экспертизы при проведении государственной  экологической экспертизы и его  обязанности.

     Статья 18 посвящена важному документу, относящемуся к разряду разрешительной документации, - заключению государственной экологической  экспертизы. Заключение государственной  экологической экспертизы является результатом работы экспертной комиссии. Заключение должно содержать: выводы о  допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной  и иной деятельности; выводы о возможности  реализации объекта государственной  экологической экспертизы. Заключение должно получить квалифицированное  большинство (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Цель данной работы рассмотреть понятие экологической экспертизы и охарактеризовать ее виды; определить объекты экологической экспертизы; изучить права общественных объединений и граждан в проведении экологической экспертизы.
Содержание
I. Введение
II. Экологическая экспертиза
1. Понятие экологической экспертизы
2. Виды экологической экспертизы
3. Объекты экологической экспертизы
4. Права общественных объединений и граждан в проведении экологической экспертизы
5. Задача
III. Заключение
IV. Библиографический список