Экологическая экспертиза и ОВОС

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:09, реферат

Описание работы

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года глава VI (ст. 32, 33) посвящена оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе. Эти процедуры являются обязательной мерой в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности, способной оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности субъектов этой деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза являются взаимосвязанными элементами единого правового института – оценки воздействия и экологической экспертизы.

Содержание

Введение
1. Организационно-правовые основы экологической экспертизы и ОВОС
2. Понятие экологической экспертизы и ОВОС
2.1 Цели экологической экспертизы
2.2 Задачи экологической экспертизы
2.3 Принципы экологической экспертизы
2.4 Виды и типы экологической экспертизы
2.5 Субъекты экологической экспертизы
2.6 Объекты экологической экспертизы
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 38.78 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 

1. Организационно-правовые  основы экологической экспертизы и ОВОС

2. Понятие экологической экспертизы и ОВОС

2.1 Цели экологической  экспертизы

2.2 Задачи экологической  экспертизы

2.3 Принципы экологической  экспертизы

2.4 Виды и типы экологической  экспертизы

2.5 Субъекты экологической  экспертизы 

2.6 Объекты экологической  экспертизы

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Одним из механизмов реализации правовой охраны природы является оценка воздействия на окружающую среду  и экологическая экспертиза, которые  являются наиболее эффективными управленческими  рычагами рационального природопользования и охраны окружающей среды, что в конечном счете должно решать экологические проблемы России.

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года глава VI (ст. 32, 33) посвящена оценке воздействия на окружающую среду  и экологической экспертизе. Эти  процедуры являются обязательной мерой  в отношении намечаемой хозяйственной  или иной деятельности, способной  оказывать прямое или косвенное  воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности и ведомственной  принадлежности субъектов этой деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду  и экологическая экспертиза являются взаимосвязанными элементами единого  правового института – оценки воздействия и экологической  экспертизы.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится на стадии разработки обосновывающей документации, нередко еще до начала процесса проектирования. Оценку выполняет сам заказчик. Экологическая  экспертиза осуществляется в отношении  уже законченной проектной и  предпроектной документации, которая представляется на экспертизу; она проводится специальными экспертными комиссиями, образованными органами Минприроды России.

Экологическая экспертиза выполняет роль предупредительного экологического контроля, а также инструмента поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности. Ее проведение обеспечивает соблюдение и охрану конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

Анализ правовой природы  рассматриваемых процедур позволяет  дать им следующую характеристику. Оценка воздействия на окружающую среду  – это обязанность заказчика  обосновывающей документации, выполнение которой служит одной из гарантий права на благоприятную окружающую среду.

Государственная экологическая  экспертиза является важнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды России, а общественная экологическая экспертиза – неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических  организаций как юридических  лиц.

Общественные отношения  по оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе тесно связаны между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет  свою функцию в механизме действия экологического права. Правовое значение экологической экспертизы более  широкое. Задача государственной экологической  экспертизы – гарантировать, чтобы  в процессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены  меры по охране окружающей среды и  рациональному использованию природных  ресурсов, адекватные требованиям законодательства.

 

1. Организационно-правовые  основы экологической экспертизы  и оценки воздействия на окружающую  среду

 

В российском законодательстве центральное место среди источников экологического права, обладая высшей юридической силой по отношению  ко всем иным законодательным актам, занимает Конституция РФ. Важную роль играет конституционная норма ст. 42 о праве каждого на благоприятную  окружающую среду (ОС), достоверную  информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его  здоровью или имуществу экологическим  правонарушением. Основы регулирования  отношений в сфере охраны ОС определяют ст.ст. 9, 17, 36,58, 67, 72 Конституции РФ.

Закон "Об охране окружающей среды" содержит специальную главу VI "Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза" и главу УП "Требования в области  охраны окружающей среды при осуществлении  хозяйственной или иной деятельности". Федеральный закон "Об экологической  экспертизе" подробно регулирует отношения  в области ЭЭ, т. е. является целевым  законом.

К нормативно-правовым подзаконным  актам в области ЭЭ и ОВОС относятся  следующие:

  • указы Президента РФ, регулирующие различные аспекты охраны ОС.
  • постановления Правительства РФ ;
  • нормативные документы специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ ;
  • нормативные документы других ведомств по ОВОС и ЭЭ:
  • документы строительных ведомств;
  • документы Росгидромета ;
  • документы Госатомнадзора России ;
  • документы Госгортехнадзора и иных ведомств;

Важнейшим международным  документом в изучаемой области  является Международная конвенция  об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Конвенция Россией пока не ратифицирована, хотя участие в ней подтверждено. Конвенция впервые определила на международном уровне обязанности  официальных лиц и права общественности в тех ситуациях, когда на территории одной страны планируется осуществление  деятельности, которая может оказать  неблагоприятное воздействие на среду обитания и население другой страны.

Вторым по значимости международным  документом в области ОВОС и ЭЭ является Директива ЕЭС № 337/85 об оценке воздействия некоторых государственных  и частных проектов на окружающую среду. В ней закреплены основные принципы экологической оценки (ОВОС и ЭЭ), необходимость информирования общественности и ее активное участие  на всех стадиях проведения ЭЭ, обязательность проведения консультаций между заинтересованными  ведомствами, а также публикации результатов экспертизы.

Нормативными документами, которые используются при проведении ОВОС и ЭЭ являются: Государственные стандарты, нормы, правила, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВП и др.), а также руководства, методики, методические и другие рекомендации, справочные и иные пособия. Это нормативно-технические документы, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и критерии для проверки предлагаемых решений на соответствие экологическим требованиям.

 

2. Понятие экологической  экспертизы и оценки воздействия  на окружающую среду

 

Закон Российской Федерации  «Об экологической экспертизе»  определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям  и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы». При этом в российском законодательстве существует и правовое определение  более частного понятия — «государственная экологическая экспертиза» (ГЭЭ). Оно  содержится в ст. 35 и 36 Закона «Об  охране окружающей природной среды»: «Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая  проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может  оказывать вредное воздействие  на окружающую природную среду». Комментарий  к данному закону определяет экологическую  экспертизу как «организационно-правовую форму предупредительного контроля и самостоятельный вид управленческой деятельности». А эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению «предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ, решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)». В сопоставлении с западной терминологией предлагается рассматривать ГЭЭ, как стадию экологической оценки. На первый взгляд похожие понятия ЭЭ и оценка воздействия на окружающую среду, имеют и некоторые различия, требующие пояснений (ОВОС).

1. ОВОС — это «процедура  учета» экологических требований  или их выявление и обоснование  (т.е. чисто информационная мера). Она реализуется при подготовке оптимального решения (на стадии намерений или проектирования). В отличие от нее ЭЭ — это «установление соответствия» экологическим требованиям уже готового проекта и «определение допустимости» принятия решения о его реализации (т.е. административная мера).

2. ОВОС по своей сути  является процессом исследования  воздействия проектируемой деятельности  и прогноза его последствий  для окружающей среды и здоровья  человека, в то время как экологическая  экспертиза (прежде всего государственная  ЭЭ) является процессом предварительной  контрольной проверки принимаемых  хозяйственных решений на соответствие  требованиям экологического законодательства.

3. Целью ОВОС и экологического обоснования является «выявление и принятие» (т.е. исследование, разработка и внедрение необходимых природоохранных мер, адекватных существующей и прогнозируемой экологической ситуации, в то время как цель ЭЭ — «предупреждение» (т.е. запрет, доработка проекта или выбор лучшей альтернативы) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или только предполагаемые) профилактические меры.

 

2.1 Цели экологической  экспертизы

 

Цели ОВОС и ЭЭ в общем  виде принципиально совпадают и  заключаются на основании закона "Об экологической экспертизе" в предупреждении возможных неблагоприятных  воздействий хозяйственной и  иной деятельности на окружающую природную  среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий  реализации объекта ЭЭ; а также  в обеспечении реализации конституционных  прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду  и экологическую безопасность. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в ст. 32 определяет: "Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной или иной деятельности", а в ст. 33 говорит о цели экологической экспертизы: "Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды".

Более подробно определены цели ОВОС в приказе Госкомэкологии 2000 г. № 372 ст. 16: "Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий".

 

2.2 Задачи экологической  экспертизы

 

Задачи ЭЭ и ОВОС в действующем  российском законодательстве до сих  пор практически не раскрыты, но в общем виде их можно сформулировать следующим образом:

а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) все  сторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с  позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки, вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т. е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий (задачи ОВОС);

б) оценка соответствия экологическим  стандартам экспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных научно обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решения о реализации объекта экспертизы (задачи ГЭЭ);

в) информирование всех заинтересованных лиц (в том числе общественности) о возможных неблагоприятных  воздействиях на окружающую природную  среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях  нахождения баланса интересов и  компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических  напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).

 

2.3 Принципы экологической  экспертизы

 

Принципы экологической  экспертизы в действующем российском законодательстве довольно хорошо проработаны  и закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 35), выделяющем среди них принципы: обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а также в законе «Об экологической экспертизе», добавляющем принципы презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации, гласности, ответственности. Кроме того, в неявном виде существует и действует принцип «платности» экологической экспертизы. Остановимся на важнейших из указанных принципов.

Информация о работе Экологическая экспертиза и ОВОС