Право собственности на природные ресурсы

Дата добавления: 19 Октября 2011 в 14:17
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (23.53 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Экологическое право.doc

  —  91.50 Кб

Право собственности на природные ресурсы. 

      Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе общественных отношений по природопользованию и  охране окружающей природной среды.

     Право собственности как юридическая категория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном.

     Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться  природными ресурсами. В объективном  смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

     Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном кодексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном мире» (ст. 4) и др.

     Осуществляемые  в нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной экономики, затрагивают  в первую очередь отношения собственности. Конституция РФ и действующее  законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Российской Федерации юридически признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы. 

      Классификация основных форм собственности на природные  ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать  государство (Российская Федерация  и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

     Крупнейшим  собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадлежит большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

     Наиболее  важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В частности, такими объектами являются:

     - земельные участки и другие  природные объекты, предоставленные  для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ  и осуществления других функций  федеральных органов государственной власти;

     - земельные участки, занятые федеральными  энергетическими, транспортными  и космическими системами, объектами  ядерной энергетики, связи, метеорологической  службы, историко-культурного и природного  наследия, а также другими объектами,  находящимися в федеральной собственности;

     - земельные участки и другие  природные объекты государственных  природных заповедников, национальных, природных парков, государственных  природных заказников, лечебно-оздоровительных  зон и курортов, других особо  охраняемых территорий федерального значения;

     - виды растений и животных, занесенные  в Красную книгу Российской  Федерации;

     - виды животных, ценные в хозяйственном  отношении и отнесенные к особо  охраняемым, естественная миграция  которых проходит по территории  двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

     - месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

     - лесной фонд РФ и леса на  землях обороны;

     - водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ;

     - естественные ресурсы морской  экономической зоны и континентального  шельфа РФ;

     - иные природные ресурсы по  взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.     

     В муниципальной собственности - собственности муниципальных образований (городов, районов, поселков и т. д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

     Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность - деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.

     В содержание права собственности  на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения.

     Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

     Право пользования - это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

     Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

     Согласно  гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

     Вместе  с тем в сфере экологических  отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

     Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории         (ст. 9).

     Учитывая  большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

     В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении  владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять  обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

     Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

     Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные  ресурсы состоит в том, что  его правомочия владения и пользования  находят свое реальное воплощение в  хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю над использованием и охраной окружающей природной среды и др.

     Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены  характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.

Право природопользования.

     Институт  права природопользования занимает одно из центральных мест в системе  экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

     Право природопользования можно рассматривать  и в субъективном смысле как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование.

     Право природопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям.

     В зависимости от того, какие природные  ресурсы являются объектами права  природопользования, выделяются землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др.

     По  порядку и условиям пользования  различаются право общего и специального природопользования.

     Право общего природопользования - это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека, поэтому является общедоступным и не требует какого-либо разрешения компетентных государственных органов.

     Право общего природопользования непосредственно  вытекает из Конституции РФ, предусматривающей  право граждан на благоприятную  окружающую среду (ст. 42), и конкретизируется в нормах текущего законодательства - земельного, водного, лесного и др.

     Лесной  кодекс РФ предусматривает возможность  для граждан бесплатно находиться на территории лесов (ст. 36), Водный кодекс РФ - право общего водопользования  граждан для питьевых и хозяйственно-бытовых  нужд (ст. 88), Земельный кодекс РСФСР  - право общего землепользования на землях населенных пунктов (ст. 76). Примерами установления права общего природопользования могут служить также нормы законодательства о разработке гражданами общераспространенных полезных ископаемых и использовании недр для строительства подземных сооружений в пределах своих земельных участков, использовании природной среды пригородных, зеленых зон, национальных, природных парков, курортных и лечебно-оздоровительных местностей и т. д.

     Право специального природопользования означает возможность использовать в установленном законом порядке и на основе специального юридического документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества. Оно, как правило, является платным.

     Субъектами права природопользования являются лица, которые обладают правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. Это могут быть юридические лица - предприятия, организации и учреждения, а также граждане.

     Необходимой предпосылкой приобретения права природопользования является правосубъектность - наличие  правоспособности и дееспособности, причем для юридических лиц - как  общей правоспособности, так и специальной, если последняя предполагает возможность использования природных ресурсов в соответствии с целями их деятельности, предусмотренными в уставе или других учредительных документах.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.
Содержание
содержание отсутствует