Право природопользования. Законодательство о недрах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

Содержание

Введение
1. Право природопользования
2. Законодательство о недрах
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

эколог право.docx

— 41.72 Кб (Скачать)

      

 

     

     2. Законодательство  о недрах

     Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Все недра Российской Федерации и ее субъектов составляют единый государственный фонд недр, в который входят как используемые, так и неиспользуемые части недр. В состав единого государственного фонда недр включаются недра, расположенные как над сушей, так и под водными объектами в пределах территории Российской Федерации и ее субъектов.

     Богатство недр земли относится к числу исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов, поскольку использование богатства недр сопровождается истощением их запасов.

     Недра как заполненное веществом природы пространство, находящиеся под поверхностью земли, являются естественной кладовой, в которой таятся разнообразные минеральные и другие природные ресурсы, жизненно необходимые для экономической жизни общества. Наряду с этим, выступая в качестве важнейшего элемента природной среды, недра являются базисом, фундаментом наземного рельефа, почему значительные изменения внутри недр сопровождаются существенными изменениями рельефа поверхности земли.

     В 1994 г. совместно с органами власти субъектов Федерации практически завершено формирование системы управления государственным фондом недр и организационного обеспечения лицензирования недропользования.

     Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

     Управление государственным фондом недр представляет собой основанную на правовых нормах деятельность соответствующих органов Российской Федерации по организации рационального использования недр для удовлетворения потребности в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечивая безопасности работ при пользовании недрами, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой области.

     Основными функциями управления государственным фондом недр являются: распределение и перераспределение участков недр между природопользователями, государственная регистрация и государственный учет работ по геологическому изучению недр, утверждение запасов полезных ископаемых, государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, разрешение споров по вопросам пользования недрами, государственный надзор и контроль за пользованием и охраны недр.

     Распределение и перераспределение недр между природопользователями производится соответствующими государственными органами посредством предоставление недр в пользование для геологического изучения, добыча полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также изъятия участков недр для других государственных и общественных нужд.

     Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

     Государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в пределах своих полномочий утверждают Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды.

     Под землями для пользования недрами понимаются земли, права на которые возникли у различных субъектов по основаниям, предусмотренным действующим земельным законодательством, для одного из видов пользования недрами, осуществление которого невозможно без пользования земельного участка.

     Особенность земель для пользования недрами состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории земельного фонда Российской Федерации. Они ограничиваются от других земель по непосредственному целевому значению.

     В соответствии со ст. 6 Закона о недрах виды пользования недрами предоставляются для:

     1) регионального геологического изучения, включающего региональные геологические и геофизические работы, геологическую съемку, инженерно- геологические изыскания, научно - исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общие геологическое изучения недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследований вулканической деятельности, создание и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

     2) геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

     3) разведки и добычи полезных ископаемых, в т.ч. использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

     4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых;

     5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

     6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

     Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, в точности юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и субъектов РФ они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

     Права и обязанности пользователей недр возникает с момента получения лицензии.

     Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия.

     Пользователь недр имеет право:

     1) эксплуатировать предоставленные ему участок недр в соответствии с целями, обозначенными в лицензии;

     2) самостоятельно выбирать формы предпринимательской деятельности;

     3) использовать результаты своей деятельности, в т.ч. добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством;

     4) проводить (без дополнительной лицензии) геологическое изучения недр за счет собственных средств в границах горного отвода;

     5) обращаться в органы, предоставившие лицензию по поводу пересмотра ее условий при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была представлена.

     Пользователь недр обязан обеспечить:

     соблюдение норм законодательства;

     2) соблюдение техники проектов, планов и схем развития горных работ;

     3) ведение геологической маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами;

     4) предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды;

     5) предоставление достоверных данных о разведанных, извлеченных и оставленных в недрах земли запасах полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах, об использовании недр, не связанных с добычей полезных ископаемых, и т.п.;

     6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.

     Земельным кодексом регламентированы лишь процессы предоставления и изъятия земельного участка для разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе возможного изъятия сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. Изъятие особо ценных продуктивных земель, а также земель природно-заповедного фонда, пригородных и зеленых зон, лесов группы, историко-культурного назначения и других, особо охраняемых территорий не допускается согласно Земельному кодексу РФ.

     Выдаче лицензий предшествует лишь предварительное согласование с органом управления земельными ресурсами либо с собственником земли отвода соответствующего земельного участка для целей недропользования, а при расположении земельного участка на территории исконной среды обитания малочисленных народов - с главой общины.

 

     

     Заключение

 

     

     Список  использованной литературы 

     5. Веденин Н.Н.  Экологическое право: Вопросы  и ответы. — М.:      Новый Юрист, 2003. — 112 с.

     6. Кузнецова Н.В.  Экологическое право: Учебное  пособие. – М. : Юриспруденция, 2002. – 168 с.

     7. Бринчук М.М.  Экологическое право (право окружающей  среды): Учебник для высших юриди-ческих  учебных заведений. – М.:Юристъ,2004.–688с.

     Закон Российской Федерации «О недрах» (с изм. от 10 февраля 1999г).

     2. Федеральный закон от 30 ноября № 187- ФЗ «О континентальном шельфе РФ» (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г.).

     3. Федеральный закон РФ от 26 марта 1998 г. № 41 -ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изм. от 31 марта 1999 г.).

     4. Постановление СМ РСФСР от 10 июня 1991 г. № 392 « О лицензировании информации о недрах».

     5. Распоряжение правительства РФ от 30 июня № 877-Р.

     6. Земельное право Гусев Р.К. Москва 2001г.

     7. Природно-ресурсное право и правовая охрана окружающей среды. Под. Ред. Докт. Юрид. Наук проф. Петрова В.В. Москва 1988 г.

     8. Заславская Л.А. Новый закон о недрах Государство и право 1993 г. № 2

     9. Теплов О.М. основания предоставления прав пользования недрами Государство и право 1995 г. № 12.

     10. Харьков В.Н. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование. Государство и право 2000 г. № 9

     11. Вылегжанин А. Права на морские природные ресурсы. Хозяйство и право 1997 г. № 5

Информация о работе Право природопользования. Законодательство о недрах