Право природопользования. Законодательство о недрах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

Содержание

Введение
1. Право природопользования
2. Законодательство о недрах
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

эколог право.docx

— 41.72 Кб (Скачать)

     Плата вносится единовременно (при получении  данного природного объекта в  пользование) или систематически (постоянно) (в виде годичных, квартальных, ежемесячных  платежей).

     Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. В соответствии со ст. 20 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в сфере природопользования применяются два вида платы:

     1) плата за природные ресурсы  (земли, воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные  и другие природные ресурсы).

     Она подразделяется в свою очередь на плату:

     - за право пользования природными  ресурсами в пределах установленных лимитов;

     - за сверхлимитное и нерациональное  использование природных ресурсов;

     - на воспроизводство и охрану  природных ресурсов.

     2) плата за загрязнение окружающей  природной среды и другие виды  вредных воздействий. Она взимается  за:

     - выбросы, сбросы загрязняющих  веществ в пределах установленных  лимитов;

     - выбросы, сбросы загрязняющих  веществ сверх установленных  лимитов;

     - за размещение отходов и другие  виды загрязнения в пределах  установленных лимитов;

     - за размещение отходов и другие  виды загрязнения сверх установленных лимитов.

     Конкретные  виды и ставки платежей установлены  в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным ресурсам. Так, за пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103 Лесного кодекса РФ). Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодекса РФ). При пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов (ст. 39 Закона РФ «О недрах»).

     Ставки  платы устанавливаются специальными нормативными актами: Законом РСФСР  «О плате за землю»1991 г., Федеральным  Законом «О плате за пользование водными объектами» 1998 г., постановлениями Правительства РФ «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 № 1199, «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (в ред. от 15 ноября 1997 № 1433), «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992 № 632, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна», утвержденным Постановлением Правительства от 28 октября 1992 № 828 и др.

     Лицензирование природопользования

     Поскольку большая часть природных богатств страны находится в собственности государства, оно предоставляет их в пользование гражданам и юридическим лицам посредством выдачи специальных документов на пользование - лицензий. Лицензирование - это один из способов, с помощью которого государство осуществляет регулирование и контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

     Лицензия  представляет собой разрешение на ведение  определенного вида деятельности до использованию природных ресурсов, например, заготовку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разработку земель, осуществление охоты и т. д.

     В каждой сфере природопользования применяются  свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании лесов - лесорубочный и лесной билеты, вод - лицензии на водопользование  и разрешительные лицензии, недр - лицензии на пользование недрами, животного мира - долгосрочные и именные разовые лицензии, атмосферного воздуха - разрешения на выброс загрязняющих веществ и др.

     Виды  лицензий, их форма и содержание, а также порядок и условия  выдачи регулируются законодательством: федеральными законами «О лицензировании отдельных видов деятельности» 1998 г., «О животном мире», Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и др., а также подзаконными нормативными актами, например, Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды 1996 г., Положением о лицензировании пользования недрами 1992 г., Положением о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков 1996 г. и др.

     В содержание лицензий на право пользования  природными ресурсами, как правило, входят сведения о предоставляемом  природном объекте, субъекте права природопользования, о целях и способах использования природного объекта, его пространственных границах, сроках, объемах и условиях пользования, требованиях по рациональному использованию и охране окружающей природной среды и др.

     Лицензии  выдаются специально уполномоченными  федеральными органами экологического управления и их территориальными подразделениями. Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

     Лицензия  предоставляется на основании заявления  лица, желающего стать природопользователем. В большинстве случаев процедура  предоставления лицензии достаточно сложна и предполагает принятие компетентным государственным органом (Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, специально уполномоченным органом экологического управления) решения о предоставлении природного ресурса в пользование, а также может включать предварительное проведение конкурсов или аукционов (например, при получении концессии на пользование недрами и лесами) или последующее заключение договора на пользование природным ресурсом в соответствии с лицензией (например, при предоставлении водных объектов). Предусмотрена также обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование1.

         

     Государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет право приостановить или  аннулировать ее действие при наличии  оснований, установленных законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования. Так, согласно ст. 53 Водного кодекса РФ лицензия на водопользование может быть аннулирована до истечения срока ее действия по решению специально уполномоченного органа управления использованием и охраной водного фонда по основаниям прекращения права водопользования, предусмотренным Водным кодексом.

     Лимитирование природопользования

     В связи с тем, что запасы природных  ресурсов небезграничны и необходимо их рационально эксплуатировать и охранять, устанавливается система определенных экологических ограничений в использовании природных ресурсов - лимиты природопользования.

     Лимиты  природопользования представляют собой  предельные нормы воздействия на окружающую природную среду. Применительно  к двум основным формам такого воздействия (использованию и охране окружающей среды) законодательством предусмотрено два вида лимитов: объемы предельного использования природных ресурсов (предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из окружающей среды) и предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды (выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов) (ст. 19 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»). Например, лимиты водопотребления, расчетная лесосека (объем вырубки леса), квоты вылова рыбы, объемы добычи полезных ископаемых, нормы отстрела диких животных, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т. д.

     Лимиты  природопользования устанавливаются  специально уполномоченными органами экологического управления (например, Министерством природных ресурсов РФ, Федеральной службой лесного хозяйства России и др.) конкретным природопользователям по отдельным территориям и на определенные сроки, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки (ст. 19 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

     Виды  лимитов природопользования, порядок  их разработки и утверждения определяются экологическим законодательством - Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и другими федеральными законами, а также специальными нормативными актами, посвященными данным вопросам2. 
 

     Типичными основаниями прекращения права  природопользования являются:

     - отказ природопользователя от  дальнейшего пользования природным  объектом;

     - истечение срока природопользования;

     - смерть гражданина или прекращение  деятельности юридического лица;

     - не использование природного  объекта в течение установленного  законодательством срока;

     - использование природного объекта  не по целевому назначению, указанному  в лицензии и договоре;

     - нарушение условий и требований, установленных лицензией. договором  и законодательством;

     - изъятие природного объекта для  государственных или муниципальных  нужд.

     Законодательством о природных ресурсах предусмотрены  и иные основания прекращения  права природопользования.

     В случае осуществления производного природопользования переуступка права  пользования не допускается. Переход  права природопользования возможен лишь в случае смерти гражданина к  его наследникам или реорганизации  юридического лица. Условия перехода: 1) правопреемники должны пользоваться природным объектом для собственных  нужд, 2) цель природопользования не должна меняться. Лицензия в этом случае переоформляется, в договор вносятся изменения. 
 
 

     Объем и состав прав и обязанностей природопользователей обусловлен видом природного объекта, предоставленного в пользование, целями использования, статусом субъектов  природопользования. Вместе с тем  все природопользователи имеют  право:

     - осуществлять пользование природным  объектом в пределах установленных  законодательством, лицензией и  договором;

     - получать информацию о состоянии  природного объекта, предоставленного  в пользование.

     Общими  обязанностями природопользователей являются:

     - осуществлять использование природными  объектами рационально, в соответствии  с их целевым назначением, способами,  не наносящими вреда окружающей  природной среде и здоровью  человека;

     - осуществлять природоохранные мероприятия,  предусмотренные законодательством  и договором;

     - своевременно и правильно вносит  платежи за пользование природными  ресурсами и загрязнение окружающей  природной среды;

     - обеспечивать соблюдение экологических  нормативов;

     - предоставлять специальным государственным  органам информацию о состоянии  природного объекта в порядке,  установленном законодательством;

     - восстанавливать природные объекты,  нарушенные в процессе природопользования  за свой счет.

Информация о работе Право природопользования. Законодательство о недрах