Право недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом

Содержание

Введение
Глава 1. Право пользования недрами
1.1. Общая характеристика и виды права пользования недрами
1.2 Объект, субъект, основания возникновения и прекращения права пользования недрами
Глава 2. Правовое регулирование недропользования
2.1 Правовое регулирование отдельных видов недропользования
2.2 Правовое регулирование добычи общераспространенных полезных ископаемых
Глава 3. Государственное управление в сфере использования и охраны недр
3.1 Лицензирование пользования недрами
3.2 Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
3.3 Система исполнительных органов государственной власти в сфере государственного управления использованием и охраной недр
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Право недропользования и его виды.docx

— 54.99 Кб (Скачать)

    В соответствии с частью второй этой статьи между пользователем недр, право пользования недрами которого досрочно прекращено, и временным  оператором может быть заключен договор  о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования  недрами, на возмездных основаниях.

    Как видно из конструкции нормы ч. 2 ст. 21.1 Закона, регулирующей передачу технологического оборудования, она  имеет диспозитивный характер. Следовательно, передача временному оператору имущества, необходимого для обеспечения процесса пользования недрами, пользователем  недр, право пользования недрами  которого досрочно прекращено, не обязанность, а право прежнего недропользователя.

    Отсутствие  закрепленной законодательством Российской Федерации необходимости изъятия  технического оборудования, обеспечивающего  технологический процесс сохранности  месторождения стратегических полезных ископаемых, значительно ослабляет  позицию государственного органа управления государственным фондом недр и органов  власти субъектов Российской Федерации, а следовательно, затрагивается при этом публичный интерес.

    Законодательством Российской Федерации о недрах не установлена специфика недропользования, особенно при предоставлении права  пользования недрами иностранным  субъектам предпринимательской  деятельности. Данное обстоятельство может вызвать разногласие с  законодательством, регулирующим отношения  в связи с государственной  тайной.

    Для реализации публичного интереса при  разработке проектов нормативных правовых актов целесообразно учесть следующее.

    Во-первых, определиться с самими понятиями "стратегические виды сырья", "стратегические виды материалов" и т.д.

    Для однозначности трактовки предмета регулирования рассматриваемых  отношений необходимо дать определения  этих понятий на уровне федеральных  законов.

    По-видимому, при формулировке этих дефиниций  должно учитываться особое значение объекта регулирования для обеспечения  экономического развития, обороны и  безопасности Российской Федерации  с учетом особенностей правового  регулирования процесса пользования  недрами.

    Во-вторых, при разработке проектов законов, регулирующих отношения, возникающие при пользовании  участками недр, содержащими месторождения  полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение, необходимо также отразить следующее:

    - особенности лицензирования пользования  недрами в целях поисков, оценки  и добычи стратегического минерального  сырья;

    - особенности процедуры выбора  претендента на получение права  пользования такими участками  недр и выдачи лицензии;

    - особенности ведения работ по  геологическому изучению (поискам  и оценке) недр, содержащих месторождения  стратегических полезных ископаемых, и их добыче;

    - особенности ведения работ при  разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами стратегических материалов;

    - особенности переработки, использования  продукции месторождений, содержащих  стратегические материалы, их  реализации или распоряжения  ими иным образом;

    - решение проблем безопасности  объектов стратегических материалов, магистрального трубопроводного  транспорта таких материалов, а  также особенности его эксплуатации;

    - особенности пользования недрами  и отношения собственности объектов  обустройства месторождений, содержащих  стратегические полезные ископаемые, на разных стадиях хозяйственной  деятельности;

    - требования к технико-технологическому  оборудованию обустройства и  эксплуатации месторождений, содержащих  стратегические материалы;

    - особенности организации федерального  фонда резервных месторождений  стратегических полезных ископаемых, определения порядка его формирования, в том числе по вопросам  осуществления платежей за пользование  недрами, за землю и другие  природные ресурсы на месторождениях, находящихся в консервации;

    - процедурно-процессуальные вопросы,  связанные с разрешением споров.

    В-третьих, для целей оперативного воздействия  государства целесообразно разработать  порядок ограничения, приостановления  права пользование недрами в  случае нарушения природоохранных  норм и правил ведения работ, а  также досрочного прекращения права  пользования недрами.

    В-четвертых, в отношении стратегических видов  минерального сырья федеральными законами должно быть установлено приоритетное право Российской Федерации на приобретение таких видов минерального сырья. (В настоящее время такое право  установлено только частью второй пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О  драгоценных металлах и драгоценных  камнях".)

    В-пятых, необходимо установить случаи проведения закрытых конкурсов и аукционов  при получении права пользования  недрами, содержащими месторождения, имеющие стратегическое значение.

    В-шестых, отмечая справедливость рекомендаций Круглого стола конференции "Современные  проблемы природопользования", необходимо ввести прямые критерии разделения на участки недр федерального, регионального  и местного значения, "основанные на количественных, стоимостных параметрах месторождений" <1>.

    --------------------------------

    <1> Конференция "Современные проблемы  природопользования". IX Петербургский  международный экономический форум.  С. 35. 

    Перечисленные предложения не противоречат законодательству Российской Федерации о недрах. Учет этих предложений позволит конкретизировать и детализировать нормы законодательства, регулирующего отношения недропользования, с учетом специфики пользования  участками недр. 
 
 

 

3.3 Система исполнительных  органов государственной власти  в сфере государственного управления использованием и охраной недр 
 
 

 

Заключение 
 
 

 

Список использованной литературы 
 

  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2003. 670 с.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.:Юристъ, 1998.–688с.
  3. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – М.: БЕК, 1995.
  4. Экологическое право России: Учебник / Под редакцией д. ю. н. проф. Ермакова В.Д., д. ю. н. Сухарева А.Я. –М.: Институт международного права и экономики: Триад, Лтд, 1997.
  5. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело, 2001. – 768 с.
  6. Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Экзамен, 2003.
  7. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2003. — 112 с.
  8. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М. : Юриспруденция, 2002. – 168 с.
  9. Право природопользования в СССР. -М.: Знание, 1990.-320с.
  10. Конституция РФ от 12.12.1993
  11. Земельный кодекс РФ от 28.09.2001 г. // Российская газета от 30.11.2001 г.
  12. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. // СЗ РФ.-1995.- № 47.- Ст.4471.

Информация о работе Право недропользования