Право недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом

Содержание

Введение
Глава 1. Право пользования недрами
1.1. Общая характеристика и виды права пользования недрами
1.2 Объект, субъект, основания возникновения и прекращения права пользования недрами
Глава 2. Правовое регулирование недропользования
2.1 Правовое регулирование отдельных видов недропользования
2.2 Правовое регулирование добычи общераспространенных полезных ископаемых
Глава 3. Государственное управление в сфере использования и охраны недр
3.1 Лицензирование пользования недрами
3.2 Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
3.3 Система исполнительных органов государственной власти в сфере государственного управления использованием и охраной недр
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Право недропользования и его виды.docx

— 54.99 Кб (Скачать)

     – предъявлять в установленном  порядке иски за ущерб, причиненный  им неправомерными действиями юридических  лиц и граждан, в том числе  со стороны организации, предоставившей природные ресурсы в пользование;

     – иные права в соответствии с законодательством  РФ и субъектов РФ.

     Природопользователи обязаны:

     – осуществлять только разрешенные лицензией  виды пользования, в том числе  соблюдать установленные сроки  и правила пользования природными ресурсами;

     – вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшения состояния  природных объектов;

     – своевременно вносить плату за пользование  ресурсами;

     – осуществлять учет и оценку состояния  используемых объектов;

     – предоставлять специально уполномоченным государственным органам данные о характере и объеме эксплуатации природных объектов;

     – возмещать причиненный природным  ресурсам и природной среде ущерб;

     – иные обязанности в соответствии с законодательством РФ и субъектов  РФ.

     Объектом  права природопользования являются природные ресурсы. Одновременно в  качестве объекта природопользования могут выступать и природные  объекты.

     В законодательстве объекты права  природопользования в большинстве  случаев конкретизированы применительно  к землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Объектом права землепользования являются земля, водопользования — воды, пользования  недрами — недра. 

     
  1. Основания возникновения и  прекращения права  природопользования
 

     Основания возникновения права специального природопользования обычно представляют собой сложные юридические составы, то есть совокупность юридических фактов, среди которых определяющее значение имеют разрешения (лицензии) компетентных государственных органов. Лицензия на право природопользования - наиболее типичное и распространенное основание  возникновения права природопользования.7

     Основания возникновения, изменения и прекращения  права природопользования различаются  в зависимости от вида используемого  природного объекта и определяются природоресурсным законодательством.

     Как правило, для возникновения права  природопользования требуется наличие  юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических фактов:

     - решение компетентного государственного  органа о предоставлении конкретного  природного объекта в пользование.  Такое решение может приниматься  Правительством РФ, исполнительным  органом субъекта РФ либо их  совместным решением или органа  местного самоуправления.

     - лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования водным объектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования.

     - договор на пользование природными  ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров: лесное законодательство - договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции, водное законодательство – договоры краткосрочного и долгосрочного пользования, договор частного водного сервитута, земельное законодательство – договор аренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с федеральными или региональными государственными исполнительными органами или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.

     В случае возникновения спора о  заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения  права природопользования может  быть судебное решение.

     Основаниями прекращения права природопользования также являются юридические факты, конкретные перечни которых содержатся в земельном, лесном, водном и других подотраслях экологического законодательства применительно к особенностям использования отдельных видов природных ресурсов.

     Некоторые из этих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, право водопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ). Однако большинство  юридических фактов могут быть основаниями  прекращения права пользования  всеми видами природных ресурсов. К ним относятся:

     - истечение срока пользования  природным объектом;

     - отказ природопользователя от использования природного объекта;

     - ликвидация юридического лица  или смерть гражданина-природопользователей.

     Общими  основаниями принудительного прекращения  права пользования природными ресурсами  являются:8

     - изъятие природного объекта для  государственных или муниципальных  нужд;

     - использование природного объекта  не в соответствии с целевым  назначением;

     - нарушение правил рационального  использования или охраны природного  ресурса. Это могут быть нарушения  условий лицензии или договора  на право пользования природным  объектом, неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяйственного использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др. 
 

 

Глава 2. Правовое регулирование  недропользования 

2.1 Правовое регулирование  отдельных видов недропользования 
 
 

 

2.2 Правовое регулирование  добычи общераспространенных полезных  ископаемых 
 
 

 

Глава 3. Государственное  управление в сфере использования  и охраны недр 

3.1 Лицензирование  пользования недрами 

    Разрешительная  система в недропользовании - это  система получения различного рода разрешений на проведение всего комплекса  работ недропользователем. Она включает не только получение разрешения (лицензии) на пользование недрами, но и другой разрешительной документации, так как процесс недропользования неразрывно связан со многими другими сопутствующими видами работ и получением разрешений и согласований на производство таких работ.

    Определение "разрешительная система" включает в себя материальные и процессуальные аспекты общественных отношений, возникающих  при предоставлении государством лицам  прав осуществлять определенные виды деятельности или совершать действия, связанные с их хозяйственной  и иной деятельностью. Такое право  может быть предоставлено в результате применения административно-правового  режима. Каждый элемент не сможет в  полной мере реализовать свое предназначение, если не будет взаимосвязан с другими  элементами данной системы. В разрешительную систему входят следующие субъекты: уполномоченные органы, обладающие специальной  компетенцией по применению административно-правовых режимов, и лица, претендующие на получение  или получившие право осуществлять определенные виды предпринимательской  деятельности или совершать определенные действия <1>. К первым относятся: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. К лицам, которые  могут обращаться за разрешением  на осуществление определенных видов  деятельности, относятся физические лица (граждане, предприниматели без  образования юридического лица), юридические  лица (субъекты предпринимательской  деятельности). Ограничения по кругу  лиц, могущих быть по российскому  законодательству заявителями на осуществление  отдельных видов деятельности, установлены, например, в отношении иностранных  граждан (по вопросу добычи драгоценных  металлов и драгоценных камней - ч. 2 ст. 4 ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и др.) <2>.

    --------------------------------

    <1> Багандов А.Б. Лицензионное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2004.

    <2> ФЗ от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных  металлах и драгоценных камнях" // СЗ РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1463. 

    Субъекты  разрешительной системы в своей  деятельности должны руководствоваться  установленными в законном порядке  материальными и процессуальными  нормами. Материальные нормы содержатся в законодательстве о статусе, компетенции, правах и обязанностях субъектов  разрешительной системы. Например, положение  о министерстве, службе или агентстве, разрешающее применять административно-правовые режимы при регулировании определенных видов деятельности; нормы, предоставляющие  право субъекту получить специальное  разрешение на определенный вид деятельности и т.п. К процессуальным нормам относятся  положения, устанавливающие порядок (процедуру) подачи заявки на получение  специального разрешения на определенный вид деятельности, а также порядок  ее рассмотрения соответствующим уполномоченным государственным органом власти, различного рода процедуры, связанные  с выдачей либо отказом в выдаче такого разрешения либо применением  санкций за неисполнение условий, указанных  в разрешительных документах.

    Одним из средств обеспечения рационального  недропользования является институт лицензионно-разрешительной системы, который реализуется посредством  административных процедур, все активнее внедряемых в правоприменительную  деятельность органов исполнительной власти, в том числе органов  управления недропользованием. Специально установленные государством правила (нормы) поведения для субъектов разрешительной системы являются разрешительными процедурами и должны иметь правовую форму, закрепляются в законах или подзаконных нормативных правовых актах. Анализ российского законодательства показал, что такие правила (нормы) поведения не всегда имеют четкую правовую регламентацию и могут не содержать термины "лицензия", "разрешение" и т.п. В российском законодательстве в разрешительных процедурах применяются в качестве самостоятельных следующие административно-правовые режимы: лицензирование, разрешение, экспертиза, конкурс, согласование и утверждение <3>.

    --------------------------------

    <3> Волков А.М., Волков А.А. Правовые  основы разрешительной системы  в недропользовании // Изв. вузов. Геология и разведка. М., 2007. N 4. С. 79. 

    Одни  из основополагающих нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения, возникающие в связи с геологическим  изучением, использованием и охраной  недр территории Российской Федерации  и ее континентального шельфа, - Закон  РФ "О недрах" и Постановление  Верховного Совета РФ "О порядке  введения в действие Положения о  порядке лицензирования пользования  недрами" <4>. Закон о недрах подтвердил принцип разрешительного  недропользования, который был установлен еще в Основах законодательства СССР и союзных республик о недрах 1975 г. и Кодексе РСФСР "О недрах" 1976 г. <5>. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Она является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий и включает в себя установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения. Последние (т.е. приложения) являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона РФ "О недрах").

    --------------------------------

    <4> ФЗ от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном  шельфе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; Закон РФ  от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" // СЗ  РФ. 1995. N 10. Ст. 823; Пост. Верх. Совета РФ  от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения  в действие Положения о порядке  лицензирования пользования недрами" // Вед. СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1917.

    <5> Закон СССР от 09.07.1975 "Об утверждении  Основ законодательства Союза  ССР и союзных республик о  недрах" (вместе с Основами  законодательства) // Ведомости ВС  СССР. 1975. N 29. Ст. 435; Закон РСФСР от 09.07.1976 "Об утверждении Кодекса  РСФСР о недрах" (вместе с  Кодексом РСФСР о недрах) // Вед.  ВС РСФСР. 1976. N 28. Ст. 895. 

    Помимо  Закона РФ "О недрах" в разрешительную систему недропользования входит ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <6>. Постановлениями Правительства РФ утверждены Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр и для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов <7>. Пункт 3 первого из них регламентирует подачу заявки в Федеральное агентство по недропользованию с приложением копий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами.

Информация о работе Право недропользования