Право на природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться: земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок; древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;

Содержание

1 Право частной собственности на природные ресурсы
2. Правовой режим использования и охраны недр РФ
3. задача
4.список литературы

Работа содержит 1 файл

экологигия.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

 

Законодательство устанавливает  антимонопольные требования при  пользовании недрами (ст. 17 Закона РФ «О недрах»). Запрещаются действия, направленные на:

 

- ограничение доступа к участию в конкурсе или аукционе юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами;

 

- уклонение от представления  лицензий победителям конкурса  или аукциона;

 

- замену конкурсов  и аукционов прямыми переговорами;

 

- дискриминацию пользователей недр, создающих конкурирующие структуры;

 

- дискриминацию пользователей  недр в предоставлении доступа  к объектам транспорта и инфраструктуры.

 

По результатам конкурса или аукциона принимается совместное решение органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение служит основанием для выдачи лицензии.

 

Выдача, оформление и  регистрация лицензий на право пользования  недрами осуществляются государственными органами управления фондом недр.

 

Для пользования недрами  континентального шельфа РФ необходимо решение Правительства РФ по результатам  конкурса или аукциона.

 

На бесконкурсной основе предоставляются недра для использования:

 

- в целях захоронения  радиоактивных отходов и токсичных  веществ (на основании решения Правительства по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ);

 

- в порядке переоформления  лицензий (при переходе права  пользования к другому лицу, например, в случае реорганизации юридического  лица);

 

- в целях геологического изучения недр (на основании решения органа управления фондом недр по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ).

 

Особенности порядка  предоставления недр в пользование  определяются также видами полезных ископаемых, добыча которых производится.

 

Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.

 

Общераспространенные  распределены в недрах относительно равномерно и их месторождения встречаются  повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Эта классификация имеет важное юридическое значение.

 

Порядок пользования общераспространенньми полезными ископаемыми устанавливается субъектами РФ.

 

Собственники, владельцы земельных  участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения (ст. 19 Закона РФ «О недрах»).

 

Таким образом, право недропользования непосредственно вытекает из права  на земельный участок. Связь указанных  видов прав проявляется и в  других случаях: предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. (ст. 11 Закона РФ «О недрах»). Отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным законодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению органов исполнительной власти.

 

Следовательно, право недропользования не создает автоматически права  на земельный участок, а лицензия - лишь основание для его получения. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав - недропользования и землепользования.

 

Помимо лицензии конкретные условия  недропользования могут определяться договором, который заключается  уполномоченным на то органом государственной  власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируются Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».

 

Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются законодательством.

 

Сторонами соглашения являются: Российская Федерация - от ее имени выступают  Правительство РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы - граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.

 

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством о недрах. Законом предусмотрены случаи бесконкурсного заключения соглашений. Соглашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, а также связанные с недропользованием на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральным законом.

 

Соглашения о разделе продукции  регулируют вопросы поисков, разведки, добычи минерального сырья, раздела  произведенной продукции между государством и инвестором, а также ее транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации.

 

Особенности приобретения и осуществления  права недропользования предусмотрены  законодательством также применительно  к добыче отдельных видов необщераспространенных полезных ископаемых.

 

В частности, государство сохраняет  свою монополию на добычу радиоактивного сырья, захоронение радиоактивных  отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным  Законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» государству (Российской Федерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользования и включаются в Федеральный фонд резервных месторождений.

 

Платность недропользования

 

Право недропользования является платным, за исключением использования недр для общего геологического изучения, создания особо охраняемых геологических объектов, а также добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод собственниками и владельцами земельных участков для своих нужд.

 

Система платежей, взимаемых  при пользовании недрами, включает: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; платежи за пользование  недрами (их вносят все недропользователи); отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (их вносят пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых); акцизы (установлены на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими характеристиками).

 

Помимо этого пользователь недр уплачивает и другие платежи, сборы  и налоги (за землю, акваторию и т. д.).

 

Форма внесения платы  может быть как денежной, так и  натуральной - в виде части объема добытой продукции, выполнения работ  или оказания услуг.

 

Содержание права недропользования

 

Содержание права недропользования составляют права и обязанности субъектов по использованию недр. Конкретный набор таких прав и обязанностей зависит от вида пользования недрами.

 

Наиболее общие права  и обязанности недропользователей закреплены Законом РФ «О недрах». В  соответствии со ст. 22 пользователь недр имеет право:

 

- использовать предоставленный  ему участок недр в соответствии  с целями, обозначенными в лицензии;

 

- самостоятельно выбирать  формы своей деятельности;

 

- использовать результаты  своей деятельности (в соответствии  с лицензией);

 

- использовать отходы  своего горнодобывающего и другого  производства, если иное не установлено  в лицензии;

 

- ограничивать застройку  площадей залегания полезных  ископаемых в границах горного  отвода;

 

- проводить геологическое  изучение недр в границах горного отвода;

 

- обращаться в компетентные  органы по поводу пересмотра  условий лицензии при возникновении  новых обстоятельств.

 

Вместе с тем пользователь несет обязанности по:

 

- соблюдению законодательства  о недрах;

 

- соблюдению требований  технических проектов, недопущению потерь, выборочной отработки полезных ископаемых;

 

- ведению геологической  и иной документации и представлению  достоверной геологической информации  в компетентные государственные  органы;

 

- безопасному ведению  работ, связанных с недропользованием;

 

- соблюдению правил  охраны недр, окружающей природной  среды, а также зданий и сооружений  от вредного влияния работ,  связанных с недропользованием;

 

- приведению участков  земли и других природных объектов  в состояние, пригодное для  дальнейшего использования;

 

- обеспечению сохранности  или ликвидации горных выработок  и буровых скважин в соответствующих  случаях;

 

- выполнению условий  лицензии;

 

- своевременному и  правильному внесению платежей  за пользование недрами.

 

Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

 

Основания прекращения  права недропользования

 

К числу наиболее общих  оснований прекращения права  недропользования относятся:

 

- истечение установленного  в лицензии срока пользования;

 

- отказ владельца лицензии  от права пользования недрами;

 

- возникновение условия,  указанного в лицензии, с наступлением  которого прекращается право  недропользования;

 

- переоформление лицензии с нарушением требований закона.

 

Право пользования может  быть досрочно прекращено, а также  приостановлено или ограничено в  случаях:

 

- возникновения непосредственной  угрозы жизни или здоровью  людей, работающих или проживающих  в зоне влияния работ по недропользованию;

 

- нарушения недропользователем  существенных условий лицензии;

 

- систематического нарушения  пользователем правил пользования  недрами;

 

- возникновения чрезвычайных  ситуаций (стихийных бедствий, военных  действий и др.);

 

- если пользователь в течение установленного срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

 

- ликвидации предприятия-недропользователя;

 

- по инициативе владельца  лицензии.

 

Порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами

 

При возникновении споров о праве недропользования пользователь может защитить свои права в административном или судебном порядке (ст. 20, 50 Закона РФ «О недрах»).

 

Правовая охрана недр

 

Правовая охрана недр представляет собой урегулированную  правом систему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды.

 

Богатства недр относятся  к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их охраны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минерального сырья.

 

Исходя из этого основными  требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

 

- соблюдение установленного  законодательством порядка предоставления  недр и недопущение самовольного  пользования;

 

- обеспечение полноты  геологического изучения, рационального,  комплексного использования и  охраны недр;

 

- проведение опережающего  геологического изучения недр, обеспечивающего  достоверную оценку запасов полезных  ископаемых или свойств участка  недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 

- обеспечение наиболее  полного извлечения запасов основных  и совместно с ними залегающих  полезных ископаемых и попутных  компонентов, а также достоверный  учет извлекаемых и оставляемых  в недрах их запасов;

 

- охрана месторождений  полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других  факторов, снижающих качество полезных  ископаемых и промышленную ценность  месторождений;

Информация о работе Право на природные ресурсы