Право на природные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться: земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок; древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;

Содержание

1 Право частной собственности на природные ресурсы
2. Правовой режим использования и охраны недр РФ
3. задача
4.список литературы

Работа содержит 1 файл

экологигия.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

1 Право частной  собственности на природные ресурсы

2. Правовой режим использования и охраны недр РФ

3. задача

4.список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Право частной  собственности на природные ресурсы

Субъектами права частной  собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться: земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок; древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;

древесно-кустарниковая  растительность, которая появилась  в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном

участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу; обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по

площади и непроточные  искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами; объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном

порядке. В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, осуществляется собственником по своему усмотрению.

 

 

 

 

2. Правовой режим использования и охраны недр РФ

Недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

 

Ценность недр заключается  в том, что они представляют собой  источник полезных ископаемых, а также  содержат запасы подземных, в том  числе минеральных, вод, глубинное  тепло, хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размещения различных объектов и сооружений, захоронения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.

 

Учитывая многостороннее значение недр, законодательство устанавливает, что государственный фонд недр составляют как используемые участки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа (ст. 2 Закона РФ «О недрах»).

 

Право собственности  на недра

 

Недра в границах территории РФ (включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы) являются государственной собственностью.

 

Это означает, что недра  изъяты из гражданского оборота. Участки  недр не могут быть предметом сделок (купли-продажи, мены, дарения, вклада, залога, завещания, наследования) или отчуждаться в иной форме. Допускается лишь оборот прав пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в пределах, установленных законом.

 

Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муниципальных образований, граждан, юридических лиц.

 

Правомочия, составляющие право государственной собственности на недра: владение, пользование и распоряжение ими, в пределах территории РФ осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

 

В соответствии с законодательством  к участкам недр, находящимся в  федеральной собственности, относятся те из них, которые имеют общегосударственное значение.

 

Для гарантированного обеспечения  государственных потребностей РФ стратегическими  и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения.

 

От имени государства правомочия собственника реализуют его компетентные органы: общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, местные администрации) и специальной компетенции (Министерство природных ресурсов РФ, Госкомэкология России, Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) и другие).

 

Указанные органы осуществляют государственное регулирование  в сфере горных отношений, то есть общественных отношений, связанных с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России и ее континентального шельфа, а также в связи с использованием и захоронением отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (торфа, сапропелей и др.), подземных вод (преамбула Закона РФ «О недрах»).

 

Государственное регулирование  отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля, принятия нормативных  актов.

 

Законодательство о  недрах

 

Законодательство, регулирующее горные отношения, складывается из ряда федеральных законов и других нормативных актов. Основополагающим кодифицированным актом в системе  законодательства о недрах является Закон РФ «О недрах» (в редакции 1995 г.).

 

К числу важнейших  актов относятся: федеральные законы «О континентальном шельфе РФ»1995 г., «Об исключительной экономической  зоне РФ» 1998 г., «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 г., «О соглашениях  о разделе продукции» 1995 г.

 

Специфические отношения, связанные с захоронением токсичных  веществ и радиоактивных отходов, регламентируются федеральными законами «Об использовании атомной энергии» 1995 г., «Об отходах производства и  потребления» 1998 г., «О радиационной безопасности населения» 1995 г. и др.

 

Важное место в сфере  правового регулирования горных отношений занимают Положение о  порядке лицензирования пользования  недрами, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 № 3314-1, Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132, Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 № 828 и другие подзаконные нормативные акты.

 

Нормы, регулирующие отношения  по использованию и охране недр, содержатся также в Законе РСФСР  «Об охране окружающей природной  среды», законах о правовом режиме природных ресурсов (Земельном, Водном, Лесном кодексах и др.), а также в административном, гражданском, уголовном и других отраслях законодательства.

 

Понятие и виды права  пользования недрами

 

Право пользования недрами (в объективном смысле) - это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование.

 

В зависимости от целей  использования недр право недропользования может подразделяться на следующие  виды:

 

- для геологического  изучения. Имеется в виду общее  геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строении недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнозированию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных ископаемых;

 

- для разведки и  добычи полезных ископаемых, то  есть извлечения из недр минерального  сырья неорганического и органического  происхождения, а также для  использования отходов горнодобывающего  и связанных с ним перерабатывающих  производств;

 

- для строительства  и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных  ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопроводов, производственных  объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов производства, сброса сточных вод и т. д.);

 

- для образования особо  охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное  значение (научных и учебных полигонов,  геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и  других подземных полостей);

 

- для сбора минералогических, палеонтологических и других  геологических коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).

 

Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

 

Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных  отходов и токсичных веществ - субъектами такого права недропользования могут быть только государственные предприятия и организации.

 

К пользователям недр или привлекаемым ими для использования  недр лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом).

 

Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так, граждане, выявившие  признаки месторождения полезного  ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на государственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).

 

Объектами права недропользования являются обособленные в установленном  законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в  пользование.

 

Они могут выступать  в виде горного отвода - геометризированного блока недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).

 

В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключительное право осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.

 

Сроки пользования недрами

 

Право недропользования может быть срочным и бессрочным. Недра предоставляются в пользование:

 

- для геологического  изучения - на срок до 5 лет;

 

- для добычи полезных  ископаемых - на срок до 20 лет;

 

при совмещении, указанных  видов пользования - на срок до 25 лет.

 

Без ограничения срока недра предоставляются в пользование для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов и др.

 

Основания возникновения  права недропользования

 

Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

 

Таким образом, основанием возникновения права недропользования является сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр.

 

Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право  ее владельца на пользование участком недр в определенных границах и в  соответствии с указанной целью  в течение установленного срока  при соблюдении заранее оговоренных  условий. Лицензия необходима для получения всех видов права недропользования.

 

Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, условиях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его долевом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на геологическую информацию и др.

 

Порядок и основания  предоставления лицензий зависят от вида недропользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Положением о порядке лицензирования пользования недрами.

 

По общему правилу  предоставление лицензий на пользование  недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные критерии, которые при этом учитываются, - это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.

Информация о работе Право на природные ресурсы