Понятие и цели экологической экспертизы

Дата добавления: 17 Февраля 2012 в 01:22
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (19.96 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

эк.экспертиза.doc

  —  106.00 Кб

Понятие и  цели экологической экспертизы

Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок-ружающей среды  является экологическая экспертиза, про-водимая в стране более десяти лет. « Экологическая экспертиза -- установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель -- предупрежде-ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен-ной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об эко-логической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный  вид экологического контроля, она  имеет чисто предупредительное  значение, ибо, как правило, совершается  до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной  проверки соответствия хозяйственных  решений, деятельности и ее результатов  требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Цель экологической  экспертизы -- обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной  деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической  безопасности общества, задача -- оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

 

Принципы  экологической экспертизы

Принципы экологической  экспертизы закреплены в Законе РФ «Об экологической экспертизе», хотя и сформулированы применительно к основному виду экологической экспертизы -- государственной экспертизе, но, за незначительным исключением, они могут быть использованы и в иной эколого-экспертной деятельности.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической  экспертизы до принятия решений о  реализации объекта экологической  экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета  требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты  информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов  экологической экспертизы при осуществлении  ими своих полномочий в области  экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической  экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и, прежде всего, на научно обоснованном сочетании эколо-гических и экономических интересов, обеспечивающем приори-тет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружаю-щую среду.

Разумеется, как и  все общественные отношения, эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законода-тельной основе, т. е. необходимо наличие правовых норм, регу-лирующих порядок назначения и проведения экологической экспертизы: это Закон РФ об охране окружающей природной среды, Положение о государственной экологической экспертизе, утверждаемое Правительством РФ, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. На основе этих норм разрабатывается Закон РФ об экологической экспертизе.

Независимость и вневедомственностъ экологической эк-спертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т. п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нор-мативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведом-ственная экологическая экспертиза.

Широкая гласность  в существовании и функционировании объекта при предполагаемом его  появлении, назначении по данному поводу государственной экологической  экспертизы вытекает из обязанности  государственных органов охраны ок-ружающей природной среды об обеспечении населения необхо-димой и своевременной экологической информацией.

Гласность экологической  информации тесно связана с привле-чением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы  такого участия многообразны: рассмотре-ние предложений граждан и общественных объединений о проведении экологической экспертизы экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами экологической экспертизы, прове-дение референдумов и др.

Субъекты  и объекты экологической экспертизы

Субъектами государственной  экологической экспертизы до-лжны выступать, как правило, три стороны: заказчик, подряд-чик, потребитель. Заказчиком является властная госу-дарственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную экспертизу: Минприроды и ее территори-альные органы, а в необходимых случаях -- правительственные органы Федерации либо субъектов Федерации. Подрядчиком является исполнитель задания по экологичес-кой экспертизе. Им может стать научно-исследовательский институт или подобное ему учреждение, которому будет пору-чено провести экспертизу, или самостоятельная комиссия, подо-бранная компетентным органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе общественных отношений следует назвать предприятие, организацию, учреждение, объекты которых стали предметом экспертного анализа.

При дальнейшем развитии экспертного процесса, например, при  назначении дополнительной или повторной  экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, расширении круга эколого-экспертных отношений число субъектов и их виды могут меняться.

Под объектами экологической  экспертизы понимаются доку-менты, предшествующие производственно-хозяйственной, рек-реационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

Перечень объектов, подлежащих государственной экологической  экспертизе:

предплановые материалы, проекты гене-ральных планов застройки территорий, в том числе территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйствен-ной деятельности;

технико-экономические  обоснования проек-тов строительства, реконструкции, ликвидации и т. д. предпри-ятий и организаций;

проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов;

материалы обследования для придания статуса особо охраняемого  объекта либо зоны, нуждающейся в  соответствующей реабилитации;

обоснования для внедрения  новой техники и новой технологии, в том числе ввозимой из-за рубежа.

Обязательной государственной  экспертизе также подлежат экологические  обоснования лицензий и сертификатов, проекты нормативной технической  и инструктивно-методической доку-ментации в части охраны окружающей среды  и использования природных ресурсов.

Временная инструкция по экологическому обоснованию хо-зяйственной  деятельности в предпроектных и  проектных мате-риалах (Минприроды России, 16 июля 1992 г.) называет 15 экологически опасных видов хозяйственной  деятельности, тре-бующих особого внимания и проведения специальных исследо-ваний, дополнительных научных и проектных работ. В их числе -- атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефтепереработка и газопереработка, химическая промыш-ленность, добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа и продуктов их переработки, производство целлюлозы и бумаги, картона; производство, хранение, транспортировка и уничтоже-ние боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсич-ных и ядовитых отходов, животноводческие комплексы, птице-фабрики, мелиоративные системы, крупные склады для хране-ния нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пести-цидов.

В стандартах на новую  технику, технологию, материалы, вещества, выпускаемую продукцию потребления устанавли-ваются экологические требования с целью предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Проверка соответствия этих объектов требова-ниям экологии -- задача экологической экспертизы.

Особым объектом экологической  экспертизы является чело-век, его жизнь  и здоровье во взаимосвязи с окружающей средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Ее зада-ча -- установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружаю-щей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведе-ние эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное зна-чение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза. Ее задача -- исследовать соответствие требованиям экологичес-кой безопасности нормативов качества окружающей природной среды предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационно-го воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей природной среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.

Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая эк-спертиза. Ее объектом являются законы, указы, правитель-ственные постановления и распоряжения, нормативные  акты министерств и ведомств, нормативные  акты субъектов Федера-ции, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость проведения эколого-правовой экспертизы выте-кает из обязанности экологизации действующего законодатель-ства, возложенной Законом РФ об охране окружающей приро-дной среды на законодательные и нормотворческие органы.

Организация и проведение экологической экспертизы

Эколого-экспертный процесс  включает пять стадий: назначение экспертизы; сбор, обобщение, оценку информации; формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа; разрешение споров.

Назначение экспертизы зависит от ее вида. Государственная  экологическая экспертиза назначается  специально уполномо-ченным на то органом  государства в области охраны окружаю-щей природной среды -- в данном случае Минприроды России и его территориальными органами. Непосредственно Минприро-ды назначает экспертизу по объектам и мероприятиям феде-рального уровня, а также другим объектам, если затрагиваются интересы двух и более субъектов Федерации. Минприроды организует экологическую экспертизу, обосновывающую объ-явление территорий зонами экологического бедствия и чрезвы-чайных экологических ситуаций. По остальным проектам стро-ительства, реконструкции, расширения, ликвидации объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности экспертные комиссии создаются в территориальных органах охраны окру-жающей природной среды. Причем республиканские, краевые, областные органы охраны окружающей природной среды на-значают государственную экологическую экспертизу по объек-там, связанным с ресурсами республиканского, краевого, облас-тного значения, а районные, городские органы -- с муниципальными природными ресурсами.

В зависимости от объема и характера экспертной деятельнос-ти проведение экспертизы поручается экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом по Минприроды или научно-исследовательскому учреждению (в том числе высшему учебному заведению по профилю). Экспертиза может быть поручена и отдельному специалисту, если это вытекает из объема и качества выполняемой работы.

В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть: оценка воздействия на окружающую среду  намечаемой деятельности (ОВОС); положительные  зак-лючения и согласования органов  федераль-ного надзора и контроля и органов местного самоуправле-ния; материалы обсуждений объекта с гражданами и обще-ственными объединениями.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок-ружающей среды является экологическая экспертиза, про-водимая в стране более десяти лет. « Экологическая экспертиза -- установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель -- предупрежде-ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен-ной деятельности на окружающую среду
Содержание
содержание отсутствует