Понятие и цели экологической экспертизы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:22, реферат

Описание работы

Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок-ружающей среды является экологическая экспертиза, про-водимая в стране более десяти лет. « Экологическая экспертиза -- установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель -- предупрежде-ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен-ной деятельности на окружающую среду

Работа содержит 1 файл

эк.экспертиза.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Оплата экспертизы осуществляется со стороны заказчиков докумен-тации. Срок экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести месяцев.

Применительно к заказчику  закон говорит о его праве  прове-дения экспертизы и обязанности  ее организации. Министерство и его  террито-риальные органы и подразделений  призваны заниматься орга-низацией экспертизы, проведение же ее ложится на специалис-тов -- ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью.

Что касается общественной либо научной экспертизы, то их организация  и проведение не требует каких-либо особых уста-новлений. Такого рода экспертные проверки проводятся по инициативе общественных объединений, институтов, отдель-ных кафедр или ученых.

Организация и проведение различных экспертиз:

Государственная экологическая  экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства  в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного к исполнению.

Ведомственная экологическая  экспертиза проводится по при-казу соответствующего министерства, ведомства. Ее результа-ты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая  экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций.

Научная экологическая  экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных  заведений или по инициативе научных  коллективов и отдельных ученых.

Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении  и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вме-няется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспер-тизу должны быть представлены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последствиях,

Заявление -- документ о гарантиях выполнения мер по обес-печению экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно  отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степе-ни экологического риска; меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроиз-водству окружающей природной среды. Задача экспертов состо-ит в проверке правильности и научной обоснованности содержа-ния данного документа.

Предварительное заключение экспертной комиссии, подго-товленное  и подписанное комиссией, доводится  до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон  РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объек-тов, затрагивающих экологические интересы населения, прини-мать решение по результатам обсуждения или референдума.

Заключение экспертной комиссии по экологической экспер-тизе утверждается руководителем компетентного государ-ственного органа специальной компетенции (министром, за-местителем министра по охране окружающей среды и приро-дных ресурсов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района). Член экспертной комиссии, не соглас-ный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, излагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юри-дическую силу. Они становятся обязательными для всех учас-тников экологических отношений.

Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой  в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, на-родный или арбитражный  суд. Административный орган, согла-сившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической эксперти-зы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основа-ниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает адми-нистрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической эк-спертизе.

 

Общественная  экспертиза

«Общественная экологическая  экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также  по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г. об-щественная экологическая экспертиза может  проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Это означает, что она может проводиться до, после государ-ственной экологической экспертизы либо одновременно с ней.

Общественные объединения, осуществляющие обще-ственную экологическую экспертизу, имеют право:

получать от заказчика  документацию, подлежащую эко-логической экспертизе, предусмотренную законом;

знакомиться с нормативно-технической  документацией, устанавливающей требования к проведению государствен-ной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих пред-ставителей в заседаниях экспертных комиссий государствен-ной  экологической экспертизы и участвовать  в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Это тем более важно, что, согласно ст. 39 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после  утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусмат-риваются условия  проведения общественной экологической  экспертизы:

государственная регистрация  заявления общественных объединений  о проведении экологической экспертизы;

порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

форма и содержание заявления о проведении экологи-ческой экспертизы;

обязанность общественных объединений, организующих экологическую  экспертизу, известить население  о начале и результатах ее проведения;

исчерпывающий перечень оснований, по которым мо-жет быть отказано в государственной регистрации  заявле-ния о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массовой ин-формации.

В случае придания юридической силы заключению об-щественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголов-ным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991 г. и Законом от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкрет-ные правонарушения в области экологической экспертизы.

Финансирование экологической  экспертизы

1. Финансирование  государственной экологической  экспертизы объектов государственной  экологической экспертизы, в том  числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств  заказчика документации, подлежащей  государственной экологической  экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в соответствии с порядком, установленным федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

2. Финансовые средства  на осуществление государственной  экологической экспертизы объектов  государственной экологической  экспертизы перечисляются заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в том числе органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представляющими в соответствии с настоящим Федеральным законом материалы на государственную экологическую экспертизу, на специальный субсчет специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

3. Перечисленные заказчиком  финансовые средства расходуются  исключительно на проведение государственной экологической экспертизы. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы несет ответственность за целевое использование этих средств.

4. Использование финансовых  средств на проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основе предложений специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы».

«Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых  добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления».

Полномочия  граждан

Полномочия граждан  и общественных объединений при  проведении государственной экологической  экспертизы предусматривают-ся Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. и Федеральным законом об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г.

Граждане и общественные объединения имеют право:

выдвигать предложения  о проведении в соответствии с законодательством государственной и общественной эколо-гической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять в письменной форме аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяй-ственной и иной деятельности;

получать от органов, организующих проведение госу-дарственной  экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения (ст. 3 и 19 Закона от 23 ноября 1995 г.);

обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или  ар-битражный суд (ст. 38 Закона от 19 декабря 1991 г.).

Кроме того, общественные объединения вправе:

требовать назначения государственной экологической  экспертизы, выступать с изложением экологической плат-формы в средствах массовой информации;

рекомендовать своих  представителей для участия в  го-сударственной экологической  экспертизе по вопросам раз-мещения  и проектирования объектов (ст. 13 Закона от 19 де-кабря 1991 г.).

К проведению государственной  экологической эксперти-зы имеют  отношение некоторые более общие  экологичес-кие права, а именно:

требовать от соответствующих  органов представления своевременной, полноценной и достоверной информации о состо-янии окружающей среды и мерах по ее охране;

ставить вопрос о привлечении  к ответственности винов-ных должностных  лиц;

предъявлять в суде или арбитражном суде иски о воз-мещении  вреда здоровью и имуществу граждан, причинен-ного экологическими правонарушениями;

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуата-ции экологически вредных объектов, ограничении, приоста-новлении, прекращении или перепрофилировании их дея-тельности (ст. 12 и 13 Закона от 19 декабря 1991 г.).

Компетенция органов государства и местного

самоуправления

Учитывая значение и место экологической экспертизы в защите окружающей среды, целесообразно  ос-тановиться на процедурных прави-лах  ее проведения. Имеют значение и  некоторые компетенционные нормы, показывающие, кто за что должен отве-чать. Правительство РФ осуществляет меры по обеспече-нию законов, а также прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы (ст. 5 Закона от 23 ноября 1995г.).

Информация о работе Понятие и цели экологической экспертизы