Ответственность за экологические правонарушения

Дата добавления: 21 Ноября 2012 в 22:13
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (37.27 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Документ Microsoft Office Word.docx

  —  39.78 Кб

  Содержание.

 

 Введение.

1.  Экологические правоотношения.                                                               Стр.3

2. Ответственность за экологические  правонарушения.                              Стр. 5

 

    а) Дисциплинарная ответственность.                                                          Стр. 5

    б) Материальная ответственность.                                                               Стр. 7

    в) Административная  ответственность.                                                      Стр. 9

    г) Гражданско-правовая  ответственность.                                                  Стр. 11

    д) Уголовная ответственность.                                                                     Стр. 11

 

Заключение.

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

 

  Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

    Российской Федерация относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. В последние годы мы столкнулись с появлением новых, притом опаснейших видов противоправного поведения по отношению к окружающей среде. Это захоронение на территории России сотен тонн радиоактивных, токсичных, опасных медицинских отходов, ввозимых тайком из других государств. Также поступают и отечественные предприятия, вырабатывающие опасные отходы и под прикрытием фальсифицированных документов или даже без них сбрасывающие эти отходы на землях лесов, на городских свалках без принятия каких-либо мер предосторожности.

   Несоблюдение элементарных правил охраны окружающей среды, приводящих к загрязнению водоемов, атмосферного воздуха, почвы объясняют трудностями экономического положения. Производители не только экономят на природе и нарастающими темпами потребляют природные ресурсы, но и не используют в производственных процессах уже имеющиеся очистные сооружения и технологии.

   Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

   Федеральный закон от 10 января 2002г «Об охране окружающей среды» отводит регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду, также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

   Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды. Учитывая этот факт можно с уверенностью говорить о том, что тема государственного экологического контроля очень актуальна в наши дни.

 

 1)  Экологические правоотношения.

   Экологическое право –  одна из отраслей российского  права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере  взаимодействия общества и природы  в интересах настоящего и будущего  поколений. Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями их возникновения служат юридические факты. В области экологии их делят на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (различного рода стихийные бедствия). Действие – наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Так как действия проявляются через поступки человека, имеет место их деление на позитивные (выполнение человеком в процессе природопользования экологически предписаний закона) и негативные (нарушение человеком экологических предписаний, причинение вреда природной среде и здоровью человека).

   Субъектом экологических  правоотношений является государство,  когда природные ресурсы на  законных основаниях становятся  собственностью физических (юридических)  лиц, или физическое (юридическое)  лицо, воздействующее на природную  среду с целью ее потребления.  Под хозяйствующими субъектами  понимаются предприятия и организации,  воздействующие на природную  среду. Объектами экологических правоотношений являются природные объекты (земля, недра и пр., а также природные комплексы при особых обстоятельствах). От вида объекта правоотношения и его особенностей зависят те права и обязанности, которые и возникают у субъектов правоотношений. Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории: природопользователи, органы представительной и исполнительной власти, общественные объединения экологического профиля и органы судебно-прокурорского надзора. Особенности содержания экологического правоотношения зависят также от природного объекта, по поводу которого оно возникает и развивается.

   Государство предусматривает целый ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды, включая систему разнообразных государственных органов как общего управления (Президент, Государственная Дума, Правительство, самоуправление и администрация субъектов Федерации), так и специально уполномоченные органы комплексного управления (Министерство окружающей природной среды и природных ресурсов, Россанэпидемнадзор, ГКЧС), отраслевые природоохранительные органы (по видам природных ресурсов), а также органы функционального надзора (по ядерной и радиационной безопасности, горный и промышленный надзор и др.). Кроме того, государство через систему специализированных кадастров производит количественный и качественный учет природных ресурсов и вторсырья, т.е. создает систему достоверных сведений о реальном состоянии земли (почвы), лесов, полезных ископаемых. Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.

  Нормирование качества — это показатели предельно-допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Показатели нормативов качества — это общие требования ко всем видам нормативов, установленные в целях научно-обоснованного сочетания (баланса) экономических и экологических интересов общества.

   Законодательство устанавливает следующие нормативы качества:

а) санитарно-гигиенические — предельно  допустимые объемы концентрации вредных  химических, физических, биологических  веществ и воздействий, радиации естественного фона и приборов любого рода и направленности, вредных веществ в продуктах питания.

б) производственно-технические —  предельно допустимые нормативы  выбросов и сбросов шума, тепла, вибрации, промышленной радиации магнитных полей, любых вредных веществ и воздействий в народном хозяйстве и быту.

в) комплексные — наименее разработанные  и наиболее важные нормативы, которые  как бы суммируют все виды нормативов качества, поскольку определяют уровень  предельно допустимой нагрузки на всю  природную среду. С другой стороны, они определяют уровень предельно  допустимой нагрузки (влияния) на организм человека всех факторов среды его  обитания как искусственного так и естественного происхождения.

 

 

 

2) Ответственность за экологические правонарушения.

 

  Ответственность за экологические  правонарушения - это предусмотренные  законодательством меры принуждения  государственно-правового характера,  вызванные совершением экологического  правонарушения. Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

  Состав экологического правонарушения, являющегося основанием эколого-правовой  ответственности, включает единство  следующих элементов: противоправности  деяния (как действия, так и бездействия); наличия вреда или реальной  угрозы причинения вреда окружающей  природной среде, жизни и здоровью  человека и его имуществу; причинная  связь между противоправным поведением  и наступившим экологическим  вредом.

  Под юридической ответственностью  за экологические правонарушения  понимается возложение на нарушителя  природоохранных норм обязанности  претерпевать неблагоприятные последствия  за совершенное экологическое  правонарушение.

  Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет четыре основные функции:

- превентивную - предупреждение новых экологических правонарушений;

- стимулирующую к соблюдению экологических норм;

- компенсационную - возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;

- карательную - наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.     

  Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает дисциплинарную, административную, материальную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  а)  Дисциплинарная ответственность.

       Дисциплинарную ответственность, согласно закону “ Об охране окружающей среды” несут работники предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных сооружений и установок, а также за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе.    

 Порядок привлечения  к дисциплинарной ответственности  определяется трудовым законодательством,  законодательством о государственной  службе, иными нормативными актами  РФ и ее субъектов, трудовыми  соглашениями, уставами и положениями  о предприятиях, учреждениях и  организациях. Так, в договорах  о труде, условия ухудшающие  положение работников по сравнению  с действующим законодательством,  включая условия ответственности,  являются не действительными.  

 Отличительным признаком  состава дисциплинарного проступка  является то, что невыполнение  требований экологического законодательства  одновременно является невыполнением  работником своих обязанностей  обусловленных занимаемой должностью  или договором. 

    Для данного вида эколого-правовой ответственности характерны следующие отличительные признаки:

1. Дисциплинарная ответственность  может наступить лишь за экологические  правонарушения, совершенные работниками  в процессе исполнения ими  своих трудовых обязанностей.

2. Дисциплинарная ответственность  за экологические правонарушения  применяется администраций предприятия,  на котором работает правонарушитель  или членом кооператива которого  он является.

   При этом не имеют право наказывать правонарушителя: 

- руководители подразделений  предприятия;

- главные специалисты и другие должностные лица, не относящиеся к числу администрации.

3.Отличительной особенностью  дисциплинарной ответственности  за экологические правонарушения  является то, что в законодательстве  не перечислены конкретные составы  дисциплинарных проступков, как это имеет место в КоАП РФ и УК РФ.

4. Дисциплинарная эколого-правовая  ответственность может быть заменена  общественной ответственностью, которая  не может применяться одновременно  с дисциплинарной.

5.Для дисциплинарной ответственности  характерна упрощенная процедура,  т.к. закон не устанавливает  таких обязательных форм документов, как протоколы, составляемые с  участием понятых, вещественные  и иные доказательства, без которых  не может быть вынесено решение  о наказании в административном  и уголовном порядке. Для привлечения к дисциплинарной ответственности достаточно для доказательства истребование письменных объяснений от нарушителя по существу данного дисциплинарного дела.

Таким образом, дисциплинарная эколого-правовая ответственность применяется администрацией предприятия, на котором работает данный субъект экологического правонарушения, за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входит в трудовые обязанности нарушителя.

 

б) Материальная ответственность.

  Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по ее вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии со ст.232 ТК РФ причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка. Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложено полная материальная ответственность.  

Страницы:123следующая →
Описание работы
Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Содержание
Введение.
1. Экологические правоотношения. Стр.3
2. Ответственность за экологические правонарушения. Стр. 5
а) Дисциплинарная ответственность. Стр. 5
б) Материальная ответственность. Стр. 7
в) Административная ответственность. Стр. 9
г) Гражданско-правовая ответственность. Стр. 11
д) Уголовная ответственность. Стр. 11
Заключение.
Список использованной литературы.