Мониторинг окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:29, контрольная работа

Описание работы

Подлинно многие и почти бесчисленные наблюдения перемен и явлений, на воздухе

бывающих, ...учинены от испытателей натуры и ...сообщены ученому свету, так

чтобы нарочитой подлинности в предсказании погод уповать можно было...

М.В. Ломоносов.

Содержание

Введение.............................................................................................................................2

Определение экологического мониторинга....................................................................2

Рис.1. Блок-схема системы мониторинга.........................................................................3

Рис.2. Классификация экологического мониторинга.......................................................4

Глобальная система мониторинга окружающей среды.................................................4-5

Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам

приоритетности, принятая в системе ГСМОС .................................................................5-6

Государственный экологический мониторинг................................................................6-8

"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.....................8-9

Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение ответственности

между государственными органами в РФ.........................................................................9

Заключение.......................................................................................................................... 10

Список литературы............................................................................................................... 11

Работа содержит 1 файл

Косарькова мониторинг.docx

— 61.93 Кб (Скачать)

   веществ, совместного      воздействия различных факторов, характерных для

   экономики региона ;

   - фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность . 
 
 

   Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по

   классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС.

   
   Kласс    Загрязняющее  вещество    Среда    Тип программы

   (уровень  мониторинга)

   1    Диоксид серы, взвешенные частицы    Воздух    И, Р, Ф
   Радионуклиды    Пища    И, Р
   2    Озон    Воздух    И (тропосфера),

   Ф (стратосфера)

   Хлорорганические  соединения и диоксины    Биота, человек    И, Р
   Кадмий    Пища, вода, человек    И
   3    Нитраты, нитриты    Вода, пища    И
   Оксиды  азота    Воздух    И
   4    Ртуть    Пища, вода    И, Р
   Свинец    Воздух, пища    И
   Диоксид углерода    Воздух    Ф
   5    Оксид углерода    Воздух    И
   Углеводороды  нефти    Морская вода    Р, Ф
   6    Фториды    Пресная вода    И
   7    Асбест    Воздух    И
   Мышьяк    Питьевая  сода    И
   8    Микробиологические  загрязнения    Пища    И, Р
   Реакционноспособные загрязнения    Воздух    И
 

   Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение

   сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального

   мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние

   окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый

   мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и

   биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что

   необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.

   Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих

   первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих

   группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности

   загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе

   ГСМОС, приведены в таблице1.

   Определение приоритетов при организации  систем мониторинга зависит от цели и

   задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет

   государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и

   местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания

   заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность

   ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства

   загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности

   их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту,

   возможность организации измерений и другие факторы.

   Отметим, что приоритеты, выбранные общественными  организациями

   [2] при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным

   образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполне

   оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно связаны с

   экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа

   общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой,

   которая и будет определять приоритеты в данном случае. 
 

   Государственный экологический мониторинг.

   Согласно  «Экологической доктрине РФ», одобренной распоряжением

   Правительства от 31 августа 2002 года, основной задачей  в областях

   экологического мониторинга и информационного обеспечения является обеспечение

   государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной

   информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных

   изменениях.

   Для этого необходимы:

   - развитие единой государственной      системы экологического мониторинга

   на всей территории страны, включая      мониторинг биотических и абиотических

   компонентов природной среды;

   -совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной

   власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая

   формирование фонда информационных ресурсов;

   - совершенствование системы      показателей, создание методологии экологического мониторинга

   Российской      Федерации, а также техническое  и материальное обеспечение

   деятельности      системы экологического мониторинга;

   - обеспечение достоверности и сопоставимости,      данных экологического мониторинга по

   отдельным отраслям экономики и      регионам страны;

   -совершенствование системы учета      и контроля ядерных материалов,

   радиоактивных веществ и отходов;

   - проведение работ по выявлению зон экологического бедствия;

   -выявление и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и

   населения;

   -инвентаризация экологически      опасных производств, сооружений и захоронений отходов; оценка риска      возникновения

   чрезвычайных экологических ситуаций и путей их      предотвращения;

   формирование и ведение      кадастров экологически опасных объектов на

   федеральном, региональном и      муниципальном уровнях;

   инвентаризация территории для      выявления и специальной охраны земель,

   пригодных для производства      экологически чистой сельскохозяйственной

   продукции, водных объектов со      стратегическими запасами питьевой воды,

   природных комплексов, выполняющих      особо важные средообразующие функции и

   обладающих особым      рекреационно-оздоровительным значением;

   -формирование системы государственных      кадастров природных ресурсов, особо

   охраняемых природных территорий и      территорий традиционного

   природопользования;

   -обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;  бесплатный доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной для их безопасности;

   - информационное обеспечение учета результатов государственной экологической экспертизы всех проектов,   программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.

   Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между

   собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы

   мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан,

   так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято

   решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга

   (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности  и усилия многочисленных служб

   для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды

   в Российской Федерации.

   ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

   -мониторинг источников      антропогенного воздействия на окружающую

   среду;

   -мониторинг загрязнения      абиотического компонента

   окружающей природной среды;

   -  мониторинг биотической компоненты

   окружающей природной среды;

   -социально-гигиенический мониторинг;

   -обеспечение создания и      функционирования экологических информационных систем.

   При этом распределение функций между  центральными органами федеральной

   исполнительной власти осуществляется следующим образом.

   Госкомэкологии (быв. Минприроды России): координация деятельности

   министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга

   окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного

   воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация

   мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры

   (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических

   информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами

         банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их

   использовании.

   Росгидромет: организация мониторинга состояния  атмосферы,

   поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического

   пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга

   состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования

   ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной

   среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной

   среды.

   Роскомзем: мониторинг земель.

Информация о работе Мониторинг окружающей среды