Международное экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

В целях разработки долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды разрабатываются территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы.

Содержание

1. Понятие и состав экономического механизма окружающей среды

2. Понятие, принципы и источники международного экологического права

3. Задача

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Третий подход в наибольшей степени отвечает интересам  тех государств, которые желают сохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае так называемый "международный интерес" представляет та или иная международная организация, служащая в качестве форума для проведения соответствующих переговоров. С помощью своих относительно широких формулировок и условий рамочные соглашения обеспечивают необходимую базу для взаимодействия и сотрудничества максимально возможного числа государств с различными политическими и экономическими системами. А как первый шаг кооперирования усилий они позволяют незамедлительно приступить к исследованиям и мониторингу, имеющим исключительно важное значение, так как именно четкие научные данные о тех или иных экологических явлениях и последствиях дают возможность переходить на уровень принятия государствами конкретных более детальных обязательств. Достигнутые результаты научно-технического сотрудничества позволяют вычленить наиболее актуальные направления для взаимодействия и детально разработать механизм их осуществления в приложениях и протоколах, становящихся неотъемлемой частью рамочного соглашения.

Особой чертой этого третьего подхода является также и то, что он направлен  главным образом на "управление" исчезающими природными ресурсами, а не на выработку общих принципов  международного права. Иными словами, он носит более прагматический характер и требует от государств не заявлять о своей приверженности общим принципам международной защиты окружающей среды, а предпринимать конкретные меры, направленные на восстановление и поддержание того или иного природного ресурса.

Международно-правовой обычай также продолжает играть роль источника международного экологического права, поскольку многие вопросы  охраны и защиты окружающей природной  среды в целом и отдельных  ее объектов продолжают оставаться неурегулированными с помощью международных договоров. При этом следует помнить, что международное экологическое право на этапе своего зарождения формировалось главным образом как обычное право. Начало этому процессу было положено решением международного арбитража по делу "Трайл-Смелтер" (США против Канады), в соответствии с которым одно государство в результате деятельности в пределах своей территории не должно было наносить ущерб экосистеме другого государства. Это положение в последствии легло в основу принципа запрещения трансграничного загрязнения. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя обычные нормы международного права и в силу этого являются обязательными для государств.

Примерами источников "мягкого" права могут служить Стокгольмская декларация принципов Конференции ООН по окружающей человека среде 1972г., Всемирная стратегия охраны природы 1980г., Всемирная хартия охраны природы 1982г., Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию 1992г., и др.

Принципы экологического права составляют основу рассматриваемой  отрасли, а их соблюдение может служить  мерилом правового и социального  характера государства, эффективности  всей деятельности по обеспечению рационального  природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечению экологической безопасности [5. с. 98].

Международное экологическое право основано как  на общих принципах права, так  и на принципах данной отрасли (отраслевых). Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдения  права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечения  благоприятных условий жизнедеятельности  человека;

- научно обоснованного  сочетания экологических, экономических  и социальных интересов человека, общества и государства в целях  обеспечения устойчивого развития  и благоприятной окружающей среды;

- охраны, воспроизводства  и рационального использования  природных ресурсов как необходимых  условий обеспечения благоприятной  окружающей среды и экологической  безопасности;

- платности природопользования  и возмещения вреда окружающей среде;

- независимости  контроля в области охраны  окружающей среды; 

- презумпции  экологической опасности планируемой  хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности  оценки воздействия на окружающую  среду при принятии решений  об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность  проведения государственной экологической  экспертизы проектов и иной  документации, обосновывающих хозяйственную  и иную деятельность, которая  может оказать негативное воздействие  на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- учета природных  и социально-экономических особенностей  территорий при планировании  и осуществлении хозяйственной  и иной деятельности;

- приоритета  сохранения естественных экологических  систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимости  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на природную  среду исходя из требований  в области охраны окружающей  среды; 

- обеспечения  снижения негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности  на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Приведенный перечень принципов не является ни исчерпывающим, ни полным. Процесс формирования принципов экологического права продолжается параллельно с совершенствованием и дальнейшим развитием международного экологического законодательства.

3. Задача

Стародорожскому лесхозу в соответствии с планом финансирования было выделено 20 миллионов рублей на проведение целевых биотехнических мероприятий. При проверке работы лесхоза было установлено, что вся сумма израсходована на организацию борьбы с браконьерством, приобретение ГСМ и расчеты за оказанные другими организациями услуги. В то же время на территории лесхоза в отчетном году не были отмечены случаи браконьерства, и нарушения сроков начала и окончания охоты. Использование указанных средств не по назначению вреда для растительного и животного мира не повлекло. Какую ответственность будут нести виновные лица? Что изменилось, если бы это нарушение финансовой дисциплины повлекло наступление вредных последствий для окружающей природной среды?

Решение задачи

При ответе на первый вопрос задачи использовали статью 11.16 п. 4 «Нарушение порядка использования средств из бюджета или государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов либо организации закупок за счет указанных средств» кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

«4. Нецелевое использование или использование с нарушением законодательства средств из бюджета либо государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов - влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере указанных средств».

Далее использовали статью 101 «возмещение вреда, причиненного окружающей среде» Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1993г.

«Вред, причиненный  окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентов  природной среды, природных и  природно-антропогенных объектов, а  также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами и методиками, установленными законодательством Республики Беларусь, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды»

Список  использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.

2. Закон Республики  Беларусь «Об охране окружающей  среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости  Верховного Совета Республики  Беларусь 1993г. №1 Юридическая база «ЮСИАС».

3. Ерофеев Б.  В. Экологическое право. Учебник.  Издание второе, переработанное  и дополненное. М.: Юрист. 2001 - 215с.

4. С.А. Балашенко,  Д. М. Демичев. Экологическое  право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. - 398с

5. Учебное пособие. Балашенко С.А.. "Государственное управление в области охраны окружающей среды". - Мн.: БГУ, 2000. - 341с.

Информация о работе Международное экологическое право