Международное экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

В целях разработки долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды разрабатываются территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы.

Содержание

1. Понятие и состав экономического механизма окружающей среды

2. Понятие, принципы и источники международного экологического права

3. Задача

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие и  состав экономического механизма  окружающей среды

2. Понятие, принципы  и источники международного экологического  права

3. Задача

Список использованных источников

1. Понятие и состав  экономического механизма  окружающей среды

Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования включает следующие элементы: разработку государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; создание фондов охраны природы; установление платежей за природопользование; проведение экономической оценки природных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; экологическое страхование; иные экономические меры, направленные на охрану окружающей среды [5. с. 57].

В целях разработки долгосрочных прогнозов в области  охраны окружающей среды разрабатываются  территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы. Порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, их финансирования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в целом по республике, в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целях обеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

Разработка отраслевых программ рационального использования  природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется соответствующими республиканскими органами государственного управления и объединениями (учреждениями), подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Разработка мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется на основе утвержденных государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды. Указанные программы и схемы согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами. Разработка программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в пределах административно-территориальных единиц осуществляется соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет: средств республиканского и местных бюджетов; средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы; средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; средств граждан, в том числе иностранных; кредитов банков; иностранных инвестиций; иных привлекаемых для выполнения этих программ и мероприятий внебюджетных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе: установления в соответствии с законодательством Республики Беларусь льгот по налогообложению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении иной природоохранной деятельности; установления льгот по кредитованию мероприятий по охране окружающей среды за счет средств республиканского и местных бюджетов; ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды. Законодательством Республики Беларусь могут устанавливаться и иные виды экономического стимулирования в области охраны окружающей среды [4. с. 76].

Общее природопользование является бесплатным. Специальное природопользование осуществляется на платной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Платежи  за природопользование включают платежи за использование природных ресурсов и платежи за вредное воздействие на окружающую среду. Платежи за вредное воздействие на окружающую среду взимаются за: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; размещение отходов; ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества; иные виды вредного воздействия на окружающую среду, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь. При осуществлении природопользования устанавливаются лимиты, и взимается плата за использование отдельных видов природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду в пределах установленных и сверх установленных лимитов. За природопользование сверх установленных лимитов плата взимается в кратном размере, определенном законодательством Республики Беларусь. Размер платы, порядок и условия ее взимания определяются законодательством Республики Беларусь. Внесение платы за использование природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду не освобождает природопользователя от осуществления мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду.

Для финансирования государственных, отраслевых и иных программ и мероприятий по рациональному  использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и иных целей в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь создаются республиканский, областные, Минский городской, районные и городские фонды охраны природы, которые являются государственными целевыми бюджетными фондами. Источниками формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы могут быть: платежи за вредное воздействие на окружающую среду; средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и иные нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; средства от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи, незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; добровольные взносы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных; иные средства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Порядок формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы определяется законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Направления использования средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы определяет Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. За счет добровольных взносов юридических лиц, граждан и иных источников, не противоречащих законодательству Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут создаваться общественные фонды охраны природы, которые расходуются на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на формирование экологической культуры граждан.

Экологическое страхование представляет собой  страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. Экологическое страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о страховании.

2. Понятие, принципы  и источники международного 

экологического  права

Под источниками  экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения  между субъектами международного права  по поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.

Все источники  международного экологического права  принято подразделять на два вида:

- закрепляющие  действующие международно-правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова ("твердое", то есть обязательное право);

- содержащие  необязательные правила, нуждающиеся  в особом характере и способах  имплементации, но оказывающие  тем не менее влияние на  международные отношения своим авторитетом ("мягкое", то есть рекомендательное право).

Источники "твердого" права в свою очередь, делятся  на международные договоры, международно-правовые обычаи и принятые единогласно резолюции  авторитетных международных организаций, прежде всего ООН.

Международные договоры могут быть как многосторонними, так и двусторонними. При этом многосторонние международные договоры делятся на универсальные и региональные (субрегиональные). Предметом регулирования  любого из них могут являться либо общие вопросы защиты окружающей среды, либо защита отдельных объектов Мирового океана, атмосферы, Земли и околоземного космического пространства [3. с. 51].

По состоянию  на сегодняшний день практика государств выработала три основных подхода к решению экологических проблем посредством заключения международных договоров. Первый подход получил название "превентивного" и связан с устранением барьеров в виде государственных границ в части принимаемых эколого-ориентированных решений (примером может служить так называемая Северная конвенция о защите окружающей среды 1974г., в которой участвуют Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция).

Суть второго  подхода заключается в принятии юридически обязательных для государств решений прямого действия наднационального характера (в качестве примера может служить практика Европейского Союза). Наконец, третий подход, так называемый Венский тип, берущий начало от Венской конвенции по защите озонового слоя 1985г., предполагает выработку и принятие рамочных соглашений под эгидой международных организаций. Новыми примерами такого вида соглашений являются принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г. Конвенция о биологическом разнообразии, которая, хотя и не называется рамочной, но в действительности является таковой, и Конвенция об изменениях климата.

Все три подхода  обладают своими привлекательными чертами  в глазах различных групп государств.

Первый подход наиболее приемлем на субрегиональном  уровне, позволяя сконцентрировать усилия ограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичные экологические трудности.

Второй - требует  принятия юридически обязательных правил и норм поведения государств, но не должен рассматриваться как своего рода ограничение государственного суверенитета. При этой процедуре государства, осуществляя на практике свои суверенные права, делегируют часть своей суверенной компетенции наднациональному органу, как они это часто делают при вступлении в Международные межправительственные организации. Одновременно это позволяет государствам даже расширить область своего суверенитета за счет аналогичных действий со стороны других стран, являющихся членами таких органов и организаций.

Информация о работе Международное экологическое право