Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Человек, являясь ее частью, вне природы и не пользуясь её ресурсами, не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
Экологическое правонарушение и юридическая ответственность.5
Основания эколого-правовой ответственности, ее принципы, задачи и понятие………………………………..5
Понятие юридической ответственностью за экологические правонарушения, ее функции задачи и юридическое основание……………………………………………………..6
Экологическое правонарушение: понятие, состав……….7
Классификация видов ответственности за экологические правонарушения…………………………………………………………………13
Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения…….…………………………..14
Административная ответственность…..……………………...19
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность.......24
Уголовная ответственность……………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………32

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 61.03 Кб (Скачать)

В указанных статьях федеральных  законов перечислены либо виды юридической  ответственности, в том числе  и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат отсылочные и бланкетные нормы права.

Кодекс РФ об административных правонарушениях группирует экологические  правонарушения в главе 8 “Административные  правонарушения в области охраны окружающей природной среды и  природопользования”. Здесь предусматривается  ответственность за несоблюдение общих экологических требований (ст. 8.1 - 8.5), порчу земель и иные земельные нарушения (ст. 8.6 - 8.8). Статьи 8.9 - 8.11 посвящены нарушениям требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов. Нарушения правил охраны водных ресурсов, водопользования предусматриваются в ст. 8.12 - 8.15 КоАП РФ.

Статьи 8.16 - 8.20 предусматривают  административную ответственность  за нарушение экологического законодательства во внутренних морских водах, в территориальном  море, на континентальном шельфе и  в исключительной экономической  зоне Российской федерации.

Ряд норм направлен на охрану атмосферного воздуха - выброс вредных  веществ в атмосферу, выпуск в  эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21-8.23).

Значительная часть административных правонарушений затрагивает такой  объект окружающей среды, как леса: нарушение правил лесопользования, незаконная порубка деревьев, уничтожение  мест обитания животных, нарушение  требований к охране лесов (ст. 8.24 - 8.32).

Статьи 8.33 - 8.38 КоАП РФ посвящены  охране животного мира и растений.

Охрана и использование  природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях урегулирована  административной ответственностью за нарушение соответствующего режима или иных правил охраны, предусмотренных  ст. 8.39 КоАП РФ.

Статья 8.40 предусматривает  административную ответственность  за нарушение экологических требований при осуществлении работ в  области гидрометеорологии, мониторинга  загрязнения окружающей среды и  др.

Статья 8.41 устанавливает  административную ответственность  за невнесение в установленные сроки  платы за негативное воздействие  на окружающую среду.

Административная ответственность  за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. «к») Конституции РФ и со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. К примеру, в г. Нижний Новгород действует "Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях", предусматривающий ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 5)10.

 За совершение административных  правонарушений могут устанавливаться  и применяться следующие административные  наказания: 

1) предупреждение;

2) административный штраф; 

3) возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу (напр., права эксплуатации транспортного  средства, права охоты и т.д.);

6) административный арест; 

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация; 

9) административное приостановление  деятельности.11

Причем в отношении  юридического лица могут применяться  административные наказания, перечисленные  в п. 1 - 4, 9.

Наиболее распространенной мерой административного пресечения является привлечение виновных к  административной ответственности, как  правило, путем взыскания административного  штрафа с правонарушителей. Целью  взыскания административного штрафа с нарушителей правил охраны окружающей среды является: прекращение их противоправного  поведения.

В целях охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется  такая мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или  с повышенными шумами.

В целом более 90% выявляемых ежегодно нарушителей подвергаются штрафу. Но размеры штрафа настолько  малы, что предприятию выгоднее уплатить его, чем нести расходы на выполнение дорогостоящих природоохранных  мероприятий. Кроме того, как показывает анализ правоприменительной практики, штрафные санкции возлагаются в  основном на юридических лиц, а виновные должностные лица уходят от ответственности. Тем самым не соблюдается принцип  индивидуализации и неотвратимости ответственности. Негативная практика привлечения юридических лиц  к административной ответственности  вызывает у должностных лиц уверенность  в своей безнаказанности. По этим причинам административно-правовые методы воздействия на правонарушителя  являются малоэффективными.

2.3 Гражданско-правовая (имущественная) ответственность

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность является одним из видов юридической ответственности и заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда).

Гражданско-правовая ответственность  может возлагаться на правонарушителя  наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия.

По мнению М.М. Бринчука гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований12.

Такую ответственность несут  как юридические, так и физические лица.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред(ст. 1064 ГК РФ).

Вред окружающей среде, причиненный  субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное  заключение государственной экологической  экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной  среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной  и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный  субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном  порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Общие основания и порядок  привлечения к имущественной  ответственности устанавливается  гражданским законодательством  Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда  окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами  рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения  суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством  возложения на ответчика обязанности  по восстановлению нарушенного состояния  окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации  вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области  охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в  результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера  возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

Требования об ограничении, приостановлении или прекращении  деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом общей  юрисдикции или арбитражным судом.

 

2.4 Уголовная ответственность

В тех случаях, когда уничтожение  или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Экологическое преступление - виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (такое понятие дано согласно ст. 85 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ныне утратившего силу в связи с принятием Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды")).

Уголовная ответственность  за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

По современному российскому  законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное  Уголовным кодексом РФ под угрозой  наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое  и достигшее установленного законом  возраста, с которого начинается уголовная  ответственность. За экологические  преступления уголовной ответственности  подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления (ст. 20 УК РФ).

К уголовной ответственности  могут быть привлечены деликтоспособные физические лица только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена их вина (ст. 5 УК РФ). Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора суда и реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки преступления, предусмотренного УК РФ.

Экологическим преступлениям  посвящена гл. 26 Уголовного кодекса  РФ, в которой сформулированы 17 составов экологических преступлений.

Составы экологических преступлений, с точки зрения выполняемых ими  функций, разделяют на три категории:13

    • специальные;
    • смежные;
    • дополнительные.

Специальные составы экологических  преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Специальными эти составы  признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию  природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ - ст. 246; порча земли - ст. 254; незаконная охота - ст. 258; загрязнение вод - ст. 250 и  т. д.).

К специальным составам экологических  преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид - ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики - ст. 215 и т. д.).

К смежным составам экологических  преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую  окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация  незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами  экологических преступлений следует  считать такие составы, которые  по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах  затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность - ст. 293; превышение должностных полномочий - ст. 286; служебный подлог - ст. 292 и т. Д.).

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает  следующие виды наказаний:

    • штраф;
    • обязательные работы;
    • исправительные работы;
    • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
    • ограничение свободы;
    • арест;
    • лишение свободы на определенный срок.

Информация о работе Юридическая ответственность за экологические правонарушения