Экологическая доктрина Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как в ее пределах сохраняются обширные территории, занятые природными экосистемами и представлена значительная часть мирового биоразнообразия. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Содержание

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1.
СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
3.2.
УСТОЙЧИВОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
3.3.
СНИЖЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
4.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4.1.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИТУАЦИЯХ
4.2.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ
4.3.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И СНИЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
4.4.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА И ЛИКВИДАЦИЯ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ
4.5.
КОНТРОЛЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ЧУЖЕРОДНЫХ ВИДОВ И ГЕНЕТИЧЕСКИ ИЗМЕНЕННЫХ ОРГАНИЗМОВ
5.
ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
5.1.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
5.2.
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ
5.3.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
5.4.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.5.
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.6.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
5.7.
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
5.8.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
5.9.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
6.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа содержит 1 файл

Экологическая доктрина Российской Федерации.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

         предотвращение ввоза  и распространения с террористическими целями видов живых организмов, вызывающих нарушения в природных системах и агросистемах; 

         создание системы  оповещения и ликвидация последствий  экологического терроризма. 

           

         4.5. Контроль за  распространением чужеродных видов  и генетически измененных организмов 

         Основной задачей  является организация системы контроля за ввозом и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически  измененных организмов.  

         Для этого необходимо: 

         обеспечение эффективной  работы карантинных служб, предотвращение проникновения и несанкционированного ввоза на территорию страны чужеродных видов и генетически измененных организмов, а также вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний; 

         контроль за проведением  акклиматизационных работ внутри страны; 

         разработка и реализация системы мероприятий по предотвращению неконтролируемого распространения  чужеродных видов и генетически  измененных организмов в природной  среде и ликвидации последствий  этих процессов; 

         контроль и обеспечение  безопасного использования чужеродных видов и генетически измененных организмов в хозяйственном обороте. 

           

         5. ПУТИ И СРЕДСТВА  РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ  

         5.1. Развитие системы  государственного управления охраной  окружающей среды и природопользованием 

         Основной задачей является обеспечение экономически и институционально эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.  

         Для этого необходимо: 

         развитие государственного регулирования охраны окружающей среды  и использования природных ресурсов с учетом различных форм их освоения; 

         четкое разграничение  полномочий и ответственности между  федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием природных ресурсов, состоянием и качеством окружающей природной среды; 

         учет экологических  аспектов при разграничении собственности  на природные ресурсы между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами; 

         обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля производств и видов  деятельности вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе через совершенствование системы лицензирования, сертификации и паспортизации; 

         развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;  

         совершенствование механизма и усиление роли государственной  и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ;  

         внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;  

         поддержание в постоянной готовности органов управления, сил  и средств реагирования на возникающие  экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;  

         создание в рамках министерств и ведомств, осуществляющих или регулирующих экологически потенциально опасную деятельность, специализированных подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий такой деятельности;  

         , обеспечивающих  безопасность личности, общества и государства, специализированных экологических подразделений, предназначенных для организации и осуществления мероприятий по предотвращению (снижению) ущерба здоровью населения, окружающей природной среде и природным ресурсам страны, экологическому контролю и очистке территорий, загрязненных в ходе предыдущей деятельности;  

         обеспечение необходимых  полномочий, государственной защиты и социальных гарантий должностным  лицам, осуществляющим контроль за соблюдением  законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.  

             

         5.2. Нормативное правовое  обеспечение и правоприменение  

         Основной задачей  является создание эффективного правового  механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической  безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.  

         Для этого необходимы:  

         устранение внутренних противоречий в системе экологического законодательства, противоречий между природно-ресурсными и природоохранительными нормами и противоречий между экологическим законодательством и нормами иных отраслей права;  

         введение экологических  норм в нормативные правовые акты различных отраслей права (экологизация), в частности хозяйственного, финансового, бюджетного, налогового, гражданского и т. д.;  

         обеспечение механизмов реализации норм законодательных актов  путем принятия полного пакета подзаконных  нормативных правовых актов, необходимых  для полноценного применения федеральных законов;  

         правовое закрепление  необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право  реализации и/или выбора проектов;  

         развитие системы государственных стандартов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду;  

         гармонизация российского  экологического законодательства и  норм международного экологического права  в рамках обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации  в международных договорах и  соглашениях;  

         развитие и активизация  судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности в области охраны окружающей природной среды;  

         укрепление системы  прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей природной среды;  

         совершенствование методик расчета и практики компенсации  ущерба в результате экологических  правонарушений и/или экологически опасных видов деятельности;  

         совершенствование применения механизма остановки  незаконной деятельности, включая запрет финансирования экологически опасных проектов, программ и объектов, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы.  

            

            

         5.3. Экономические  и финансовые механизмы  

         Основной задачей  является экономическое регулирование государственных и рыночных отношений для обеспечения рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.  

            

         Для этого необходимо:  

         переход в сфере  природопользования к системе рентных  платежей; обеспечение приоритета изъятия  природно-ресурсной ренты перед  налогообложением вложенного труда  и капитала;  

         включение в экономические  показатели полной и все возрастающей ценности природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также стоимости экологических услуг и их использование при принятии решений;  

         создание полноценного механизма взимания средств с  хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих  природные ресурсы и их использования на сохранение и восстановление природной среды, в том числе биоразнообразия;  

         реализация в полной мере принципа «загрязнитель платит»; обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;  

         разработка научно-обоснованной методики определения размера компенсаций  за ущерб, наносимый окружающей среде  и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, при  техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате экологически опасной деятельности, в  том числе военной; обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и здоровью населения;  

         обеспечение адекватного  бюджетного финансирования охраны окружающей среды, как одного из приоритетных направлений деятельности государства;  

         создание системы  финансирования природоохранных работ  на конкурсной основе за счет государственных, негосударственных и международных  источников;  

         формирование и  применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;  

         создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих  использование экологически чистых технологий, товаров и услуг вне  зависимости от страны-производителя;  

         совершенствование механизмов изменения форм собственности  и купли-продажи земли, природных  ресурсов и хозяйственных объектов с учетом задач сохранения и восстановления природной среды (включая оценку прошлого экологического ущерба, обязательства  по проведению реабилитационных мероприятий и др.);  

         установление механизма  финансовых гарантий, включая экологическое  страхование, за возможные негативные воздействия на окружающую среду;  

         содействие развитию экологического аудита действующих  предприятий, экологическому предпринимательству разных форм и добровольной сертификации;  

         внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том  числе стимулирующих повторное  использование и вторичную переработку  промышленных товаров, оборот нереализованных  прав на загрязнение и т. п.;  

         введение ответственности  производителя за произведенный  продукт в течение всего цикла  существования продукта – от получения  сырья и производства до утилизации; создание условий для внедрения  системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;  

         использование схем международных финансово-экономических  расчетов с учетом вклада стран в  поддержание биосферных функций («долги за природу», углеродный кредит, и другие механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями);  

         формирование условий  для стимулирования благотворительности  в области охраны природы.  

            

         5.4. Экологический  мониторинг и информационное  обеспечение  

         Основной задачей  является обеспечение государства, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и его возможных неблагоприятных изменениях, необходимой для их предотвращения, устойчивого природопользования, а также свободы осознанного выбора гражданами условий их жизнедеятельности.  

         Для этого необходимы:  

         развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биотических  и абиотических компонентов природной  среды;  

Информация о работе Экологическая доктрина Российской Федерации