Источники экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды[1].

Содержание

Введение
Глава 1. Общее понятие источников экологического права
Глава 2. Основные источники экологического права
2.1. Конституция Российской Федерации
2.2. Международные договоры РФ в области
природопользования и охраны окружающей среды
2.3. Российское законодательство как источник экологического права
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

эколог.1.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

 Международные  договоры, соглашения и конвенции  в области природопользования  и охраны окружающей среды,  в которых участвует Россия, традиционно являются источниками национального экологического права. Более того, это – особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В каждом законе РФ содержится формула: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций.

Кроме того, Конституция РФ – это весьма существенный шаг в направлении  распространения юридической силы международного права на регулирование общественных отношений в пределах государства. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции источниками национального права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права.

Что касается международных актов в области  прав человека и гражданина, то в соответствии с Конституцией РФ, а также в связи со вступлением России в Совет Европы они стали источниками национального права в части признания, регулирования в целях обеспечения и защиты экологических прав личности в России. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому к источникам национального права относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.)[12].

 

2.3 Российское законодательство  как источник экологического права

В правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон. Это означает прежде всего, что в законах должны быть адекватно урегулированы экологические  права и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты, должно определяться основное содержание правового регулирования общественных отношений собственности на природные ресурсы, по природопользованию и охране окружающей среды.

Закон есть средство закрепления государственной  экологической политики. Поэтому  как акт, принимаемый органом представительной ветви государственной власти, он есть выражение воли народа в определении политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. Таким образом, народ через своих представителей в законодательных органах имеет возможность формулировать государственную экологическую политику.

Особое  место закона в системе источников экологического права обусловлено  также тем, что все другие акты как источники права носят  подзаконный характер. Их правовое содержание предопределяется обязательностью соответствия требованиям закона. Подзаконные акты, принятые с нарушением этого правила, не могут применяться.

Среди относящихся к экологическому праву  законов России нужно отметить         Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).        

 Он  определяет правовые основы государственной  политики в области охраны  окружающей среды, обеспечивающие  сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.        

 Этот  Закон регулирует отношения в  сфере взаимодействия общества  и природы, возникающие при  осуществлении хозяйственной и  иной деятельности, связанной с  воздействием на природную среду  как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.        

 Данный  Закон содержит понятия, являющиеся  основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды[13].        

 Данный  Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.        

 Отношения,  возникающие в области охраны  и рационального использования  природных ресурсов, их сохранения  и восстановления, регулируются  международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

В той  мере, в какой акты названных отраслей законодательства регулируют отношения  в сфере взаимодействия общества и природы, они служат источниками  экологического права. Нормативные  предписания в данной сфере предусмотрены в большинстве отраслей российского законодательства. Так, они установлены:

• Законом  РФ от 30 марта 1999 г.  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Таможенным  кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ и др.

Охрану  и защиту прав собственности на природные  ресурсы, экологических прав и законных интересов человека и гражданина, выполнение правовых требований природопользования и охраны окружающей среды призваны обеспечивать правоохранительные органы (милиция, прокуратура, Конституционный Суд РФ, общие суды, арбитражные суды). Свою деятельность при этом они основывают на следующих актах:

• Законе РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»;

• Федеральном  конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

• Кодексе  РФ об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г.);

• Уголовном  кодексе РФ от 24 мая 1996 г.;

• Гражданском  кодексе РФ. От  30 ноября 1994г. и др.

Заключение

 

         Таким образом, я определил, что под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.        

 Классифицировать  источники экологического права  можно по некоторым основаниям:  

 По юридической силе – на законы и подзаконные акты. 

 По предмету  регулирования – на общие и  специальные. 

 По характеру  правового регулирования – на  материальные и процессуальные. 

 По характеру  нормативные правовые акты - на  кодифицированные и не являющиеся  таковыми.        

 По степени  значимости - на основные нормативно-правовые  акты и вспомогательные.

Систему источников экологического права образуют:

• Конституция  РФ,

• федеративные договоры,

• международные  договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

• законы (конституционные  и федеральные),

• нормативные  указы и распоряжения Президента РФ,

• нормативные  постановления и распоряжения Правительства  РФ,

• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

• нормативные  правовые акты министерств и ведомств,

• нормативные  правовые акты органов местного самоуправления,

• локальные  нормативные правовые акты,

• судебные решения.

  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г..

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ

Земельный кодекс Российской Федерации N 136-ФЗ от 25 октября 2001 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах"

Информация о работе Источники экологического права