Источники экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды[1].

Содержание

Введение
Глава 1. Общее понятие источников экологического права
Глава 2. Основные источники экологического права
2.1. Конституция Российской Федерации
2.2. Международные договоры РФ в области
природопользования и охраны окружающей среды
2.3. Российское законодательство как источник экологического права
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

эколог.1.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО 

САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ  
 

«Источники  экологического права» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 534гр.

Тимаев  Ю.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2011

 
 

Содержание

Введение

Глава 1. Общее  понятие источников экологического права

Глава 2. Основные источники экологического права

2.1. Конституция  Российской Федерации

2.2. Международные договоры РФ в области  
природопользования и охраны окружающей среды

2.3. Российское законодательство как источник экологического права

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды[1].        

 Для  того чтобы объяснить понятие  экологического права вообще  и экологического в частности,  следует показать возможность  их разнообразия и видов в  различных странах и в России  для того, чтобы более осмысленно  осуществлять эколого-правовые нормы, полноценнее пользоваться своими правами, осознавать свое место в реализации правовых установлений.        

 Целью  моей работы является определить  понятие источников экологического  права, и требования к ним,  привести классификацию источников по различным основаниям, а также рассмотреть наиболее важные российские источники экологического права.

Указанные вопросы проанализированы на основе действующего законодательства Российской Федерации, специальной литературы по данной проблеме, а также опубликованной практики. 

Глава 1. Общее понятие источников экологического права

 

      Как отмечалось, наличие развитой системы источников права окружающей среды – существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права.        

 Под источниками  права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указa, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме[2].  

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы[3].

В правовом государстве  не может рассматриваться в качестве источника права, в частности экологического, ненормативный акт. Кроме того, поскольку он содержит эколого-правовые предписания, противоречащие закону, он является по своей сути неправовым. По решению суда такой акт не может применяться.

Источники права  окружающей среды имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к  предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.         

 Необходимо  научиться находить эколого-правовые нормы в нормативно-правовых актах. Речь идет о так называемых экологизированных нормативных актах. Противоречия между эколого-правовой нормой и ее носителем - нормативно-правовым актом обусловлены и потребностями юридической техники, в соответствии с которыми конструируются нормативно-правовые акты. Так, гипотеза подавляющего числа норм Особенной части всех природно-ресурсовых нормативных актов, указывающая на то, кто может быть природопользователем, отделена от диспозиций и закреплена в Общей части, чем обеспечена текстовая экономия всего нормативного акта, так как одна статья "обслуживает" десятки статей Особенной части.        

 Кроме того, эколого-правовая норма может  быть выражена и "молчанием"  нормативно-правового акта. Например, в ст. 46 Водного кодекса РФ в числе оснований прекращения права водопользования не была названа реорганизация предприятия водопользователя, и поскольку перечень оснований прекращения водопользования определен в данной статье исчерпывающе, расширительному толкованию не подлежит, то в ст. 46 ВК РФ молчанием было выражено правило: "Реорганизация предприятия не является основанием расторжения права водопользования".        

 В целом  можно выделить три основные  группы признаков, по которым  правовые нормы не совпадают с их носителями - источниками экологического права:

1) по форме  выражения. Источник права может  быть выражен только нормативным  текстом, и поэтому устных источников  экологического права не существует. Источник существует только в  виде каких-либо нормативно-правовых актов: закон, кодекс, устав, положение, инструкция и т.п. Правовая же норма может быть выражена и отсутствием того или иного нормативно-правового акта или его молчанием.

2) по структуре  отраслей. Если эколого-правовые  нормы составляют экологическое право как отрасль права, то нормативно-правовые акты составляют отрасль законодательства. Отрасль права имеет только вертикальную структуру, а отрасль законодательства может иметь наряду с вертикальной и горизонтальную структуру. Например, наряду с земельным законодательством РФ существует земельное законодательство и других субъектов РФ;

3) по структуре  первичных элементов, составляющих  норму права и нормативный  акт. Если норма права имеет  постоянную структуру (гипотезу, диспозицию, санкцию), то нормативно-правовой акт может содержать бесконечное многообразие внутренних элементов: статьи, пункты, абзацы и т.п. Соответственно в одном пункте, статье закона и другом элементе нормативно-правового акта может содержаться несколько правовых норм либо одна правовая норма может содержаться в нескольких нормативно-правовых актах.         

 Источники  экологического права должны  отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой  акт должен иметь объективно  выраженную форму в виде документа,  издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Не всякий  документ может быть нормативно-правовым  актом, а лишь принятый уполномоченным  на то государственным органом  либо негосударственной организацией, которой делегированы права на  принятие данных нормативных  актов.

3. Принятые уполномоченными  органами государства нормативно-правовые  акты должны иметь форму, определенную  законом. Так, Государственная  Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы  и постановления; Правительство  РФ - постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т.п. В случае нарушения формы принятого нормативного акта он должен быть отменен.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной документ стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества. Не может считаться нормативно-правовым актом решение компетентного органа, сели оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-правовыми решения правительства о финансировании того или иного объекта, о выделении материально-технических средств на проведение природоохранных работ и т.п[4].        

 Вопрос об  источниках экологического права  представляет собой многообразие  нормативно-правовых актов. Помогает  ориентироваться в этом многообразии  классификация информационного  массива, которая будет рассмотрена в следующем параграфе.

 

     Глава 2. Основные источники экологического права

2.1 Конституция Российской  Федерации

 

         Одной из групп, входящих в систему конституционных основ, являются гуманитарные нормы. Этими нормами за гражданами РФ закрепляются определенные права и обязанности. Так, например, ст. 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В то же время Конституцией РФ за каждым гражданином закреплена обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам[10].         

 Вторую  группу составляют природоресурсные  нормы, которыми установлено,  что земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются  в РФ как основа жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.        

 Конституционные  основы охраны окружающей среды  включают также группу норм, определяющих компетенцию высших органов государственной власти. Статья 71 Конституции РФ относит кисключительному ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека, в том числе экологических; федеральную собственность, В том числе на природные ресурсы; установление основ федеральной и экологической политики; определение статуса и зашиты территориального моря, воздушного -пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, метеорологическую службу, стандарты, эталоны, метрическую систему и исчисление времени; геодезию и картографию; наименования географических объектов. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.        

 Разграничение  компетенции Российской Федерации  и ее субъектов проводится  по предмету ведения, согласно  которому Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты РФ в свою очередь имеют право на собственное регулирование экологических отношений вне пределов ведения Российской Федерации. При этом в Конституции РФ отмечено, что законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

 

         Согласно  ст. 114 Конституции РФ Правительство  РФ обеспечивает Проведение единой государственной политики в области экологии и осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране собственности.

 

2. 2 Международные договоры  РФ в области  
природопользования и охраны окружающей среды

Российская  Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в  целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой 1987 г., Соглашения о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. и др[11]

Информация о работе Источники экологического права