Государственная экологическая экспертиза

Дата добавления: 05 Ноября 2011 в 17:21
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (121.91 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Документ Microsoft Word.doc

  —  244.50 Кб

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Челябинский государственный университет 

Институт  Экономики отраслей, бизнеса

и администрирования 

Кафедра экономики отраслей и рынков 
 
 

РЕФЕРАТ 

по предмету:     Природопользование

на тему: «Государственная экологическая

           экспертиза» 
       

Выполнила:

студент: 23УС-З01 группы

Рыжкова Е.Л.

Проверил:

преподаватель

Карабанов С.С.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2011 
 
 

  1. Введение………………………………………………………3
  2. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)………..5
    1. Понятие экологической экспертизы………………………..5
    2. Предмет экологической экспертизы………………………..5
    3. Виды экологической экспертизы……………………………6
    4. Объекты экологической экспертизы…………………. ……6
  3. Порядок государственной экологической экспертизы…….11   
  4. Заключение государственной экологической экспертизы…15
  5. Права и обязанности экспертов ГЭЭ………………………..17
  6. Заключение……………………………………………………19
  7. Литература…………………………………………………….28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

 

     В истории становления и развития отечественного института государственной  экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Этот документ, провозгласивший о создании «союзно-республиканского» Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), возлагал на данный комитет и осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил cтраны и отраслей народного хозяйства, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов.

     Важной  вехой на этом поприще явилось  и постановление Верховного Совета СССР от 27.11.1989 г. № 72 «О неотложных мерах экологического оздоровления страны», предписывающее начиная с 1990 г., открывать финансирование работ по всем проектам и программам только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также обеспечить независимость экологической экспертизы.

В структурах созданных Госкомприроды СССР и  Госкомприроды РСФСР были сформированы специализированные управления ГЭЭ, использовавшие формы и принципы работы государственных  экспертиз, ранее проводившихся  в Госстрое и Госплане СССР.

     В принятом в конце 1991 г. Законе РСФСР  «Об охране окружающей природной  среды» ГЭЭ был посвящен целый  раздел. В частности, Закон закрепил принципы проведения ГЭЭ: обязательность, научная обоснованность, законность выводов, вневедомственность, гласность, участие общественности.

     Наконец, в ноябре 1995 г. принимается Федеральный  закон «Об экологической экспертизе»  еще одно событие исторического  масштаба в деле становления государственных  институтов охраны окружающей среды  и регулирования природопользования. Будучи законом прямого действия, он стал основополагающим актом в данной сфере. В преамбуле этого закона отмечается, что он регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права (статья 42) граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности. Следует подчеркнуть, что, несмотря на потенциальный конфликт экологической экспертизы и сферы бизнеса, данный Федеральный закон не претерпевал существенных изменений на протяжении нескольких лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государственная  экологическая экспертиза (ГЭЭ). 

2.1. Понятие экологическое экспертизы..

     Определение понятию "экологическая экспертиза" дается в статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

     Экологическая экспертиза - установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

2.2. Предмет экологической экспертизы

      На  рис.1 схематично представлен предмет  экологической экспертизы как установления соответствия между проектом намечаемой деятельности в связи с реализацией объекта экспертизы и экологическими требованиями, установленными законодательством или техническими регламентами. Экспертиза проводится с целью предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности (в случае ее реализации) на окружающую среду. Оговорка "в связи с реализацией объекта экспертизы" не случайна, так как не всякая намечаемая хозяйственная и иная деятельность является объектом экологической экспертизы .

Рис. 1. Предмет  экологической экспертизы.

 

2.3. Виды экологической экспертизы.

      Государственная экологическая экспертиза федерального уровня проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящий момент такие полномочия есть у Федеральной службы по экологического, технологическому и атомному надзору - Ростехнадзор России).

      Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

      Рис. 2. Виды экологической экспертизы

        

2.4.Объекты экологической экспертизы.

      Как уже отмечалось выше, объекты экологической экспертизы указаны в статьях 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". После внесения изменений в указанный Закон, с 01 января 2007 года количество объектов экологической экспертизы существенно сократилось, причем перечни объектов стали исчерпывающими, то есть не предполагают возможность их расширительного толкования. В действовавшей ранее редакции перечни объектов экспертизы не только были значительно шире, но и носили открытый характер, так как содержали формулировки: "иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации". Таким образом, значимость института экологической экспертизы значительно уменьшилась. 

      Объекты экологической экспертизы федерального уровня (статья 11) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • проекты соглашений о разделе продукции;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.
 

      Объекты экологической экспертизы регионального  уровня (статья 12) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

      Таким образом, объекты экологической  экспертизы, в основном, связаны  с экспертизой отдельных правовых актов (нормативно-технических и  инструктивно-методических документов, целевых программ), с обеспечением экологической безопасности (техническая документация на новые технику, технологию, вещества - например, наноматериалы, обоснование некоторых лицензий, проекты размещения и обезвреживания  отходов), с особо охраняемыми природными территориями, зонами экологического бедствия, а также с некоторыми видами природных ресурсов (расположенными на континентальном шельфе, соглашения о разделе продукции - могут заключаться при получении лицензии на недропользование). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Страницы:1234следующая →
Описание работы
В истории становления и развития отечественного института государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Этот документ, провозгласивший о создании «союзно-республиканского» Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), возлагал на данный комитет и осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил cтраны и отраслей народного хозяйства, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов.
Содержание
Введение………………………………………………………3
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)………..5
Понятие экологической экспертизы………………………..5
Предмет экологической экспертизы………………………..5
Виды экологической экспертизы……………………………6
Объекты экологической экспертизы…………………. ……6
Порядок государственной экологической экспертизы…….11
Заключение государственной экологической экспертизы…15
Права и обязанности экспертов ГЭЭ………………………..17
Заключение……………………………………………………19
Литература…………………………………………………….28