Роль банков в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении влияния финансов на развитие современных международных экономических отношений.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Сущность и понятие финансов
2. Анализ государственного бюджета
3. Функциональные возможности Министерства финансов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ……………………………………….4
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность финансов………………….4
1.2 Финансы как экономическая категория………………………………………..7
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….11
2.1 Анализ по исполнению государственного бюджета на 2008-2010 годы…...11
2.2 Функциональные возможности Министерства финансов…………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

              - по налогу на имущество при плане 85,9 млрд.тенге, в бюджет поступило 91,9 млрд.тенге, или 106,9%, в бюджет сверхплана поступило 5,9 млрд.тенге за счет увеличения налогооблагаемой базы;

- по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на 146,2 %, или при запланированной сумме 76,1 млрд.тенге в бюджет поступило 111,3 млрд.тенге за счет снижения возмещения сумм НДС по нулевой ставке за счет применения принципов Системы Управления Рисками (СУР). При получении от налогоплательщиков налоговых заявлений или деклараций, содержащих требование о возврате НДС, каждого налогоплательщика тестируют по критериям СУРа.

По состоянию на 1 января 2010 года возмещение НДС из бюджета составило 266,4 млрд.тенге;

- по НДС на импортируемые товары при плане 391,0 млрд.тенге фактическое поступление составило 404,7 млрд.тенге, или исполнено на 103,5%. На перевыполнение по НДС на импортируемые товары повлияло следующее.

В структуре налогооблагаемого импорта наибольший удельный вес занимают товары группы 73 (изделия из черных металлов), доля которого в общем объеме налогооблагаемого импорта составляет 18,5% (3 942,8 млн.долл.США), что на 1,3% или 51,4 млн.долларов США больше по сравнению с прошлым годом. По данной группе товаров  было уплачено  НДС в сумме 72,7 млрд.тенге, что на 10% или 6,6 млрд.тенге больше аналогичного периода 2008 года;

по акцизам на товары внутреннего производства план исполнен на 104,7%, или при плане 37,1 млрд.тенге поступления составили 38,8 млрд.тенге, из них:

- по акцизам на алкогольную продукцию - при плане 8,6 млрд.тенге поступления составили 9,2 млрд. тенге, или 107,5%;

- по акцизам на табачные изделия исполнение составило 101,0%, или при плане 13,5 млрд.тенге в бюджет поступило 13,6 млрд.тенге, за счет увеличения объема производства и реализации табачных изделий;

- по акцизу на сырую нефть, газовый конденсат, произведенные на территории Республики Казахстан исполнение составило 100%, или при плане 0,02 млрд.тенге в бюджет поступило 0,02 млрд.тенге;

- план по акцизам на бензин и дизельное топливо выполнен на 106,4%, или при плане 15,0 млрд.тенге, фактически поступило 16,0 млрд.тенге за счет увеличения объема реализации нефтепродуктов;

- по акцизам на импорт при плане 17,3 млрд.тенге, фактически поступило 18,6 млрд.тенге, или исполнено на 107,2%. Основной причиной перевыполнения плана является увеличение поступления акциза по группе 24 «табачные изделия», также были произведены разовые поставки и поступления авансовых платежей.

- по поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане 171,8 млрд.тенге в бюджет поступило 201,2 млрд.тенге, или процент исполнения составил 117,1%. Перевыполнение плана сложилось за счет крупных поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых при плане 50,9 млрд.тенге фактически поступило 68,6 млрд.тенге, или 134,8%. Определяющим фактором является объем реализации добытых полезных ископаемых, который зависит от физического объема добычи и цены реализации.

              По   неналоговым   поступлениям   при   плане  на отчетный период 109,4 млрд.тенге фактически поступило 136,2 млрд.тенге, или 124,5%.

Основное перевыполнение плановых показателей объясняются за счет поступлений: 1)  штрафов в сумме 12,2 млрд.тенге, по которым план на 2009 год не утверждался, 2) незапланированных дивидендов в сумме 1,5 млрд.тенге; 3) незапланированной суммы в размере 6,5 млрд.тенге по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимных расчетах при утилизации ядерных боеприпасов от 20 января 1995 года.

Поступления от продажи основного капитала при плане на отчетный период 61,8 млрд.тенге поступили 35,9 млрд.тенге, или 58,1%.

Не исполнен план по: 1) поступлениям от продажи гражданам квартир в связи с несвоевременной сдачей объектов жилья строительными компаниями по г.Астана; 2) поступлениям от продажи земельных участков в связи со снижением объемов выкупаемых земельных участков в частную собственность из-за увеличения базовых ставок платы за земельные участки.              Поступления трансфертов при плане 1 191,0 млрд.тенге составили 1 104,6 млрд.тенге, или 92,7 %, в том числе за отчетный период для финансирования бюджетных программ развития привлечены гарантированный трансферт в республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстан в размере 843,1 млрд.тенге и целевой трансферт в республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстана в размере 261,5 млрд.тенге.

Всего с начала года по состоянию на 01.01.2010 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 2 339,5 млрд.тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора перечислено в сумме 1 371,4  млрд.тенге[13].

 

2.2 Функциональные возможности Министерства финансов

1. Для улучшения качества и обеспечения своевременности подготовки отчетности, а также повышения эффективности мониторинга исполнения бюджета необходимо дальнейшее совершенствование интегрированной информационной системы «Мониторинг бюджетного процесса», расширение ее функциональности и использование бюджетами всех уровней.   

2. Для обеспечения достоверности ведения бухгалтерского учета, своевременности отражения совершенных операций, правильности оформления первичных документов, правильности составления отчетов требуется автоматизировать ведение бухгалтерского учета и составления отчетности во всех государственных учреждениях. В связи с чем, требуется создание и установка во всех государственных учреждениях единого программного продукта по управлению финансами и активами государственных учреждений, соответствующего требованиям информационной безопасности.

3. Для эффективного контроля за финансовыми ресурсами страны, перехода на электронный документооборот финансовых документов, сокращения количества бумажных отчетов, сокращения времени обслуживания государственных учреждений, сокращение времени обработки финансовых документов в ИИСК необходима интеграция единого программного продукта по управлению финансами и активами государственных учреждений с ИИСК. Это позволит иметь достоверную и сопоставимую информацию по активам, требованиям, обязательствам в целом по всем учреждениям, содержащимся за счет бюджета, в связи с наличием всей информации по каждому государственному учреждению в интегрированной системе.

4. Для достижения новых стандартов эффективности требуется разработка и внедрение долгосрочной программы управления модернизацией и непрерывного совершенствования. Такая программа позволит сосредоточить управление и лидерство, синхронизировать и взаимно контролировать выполнение запланированных мер и коммуникационных программ для того, чтобы достичь современного уровня качества и эффективности работы. Таможенные органы должны постоянно осуществлять программы непрерывного совершенствования, поскольку международные таможенные методы и потребности участников ВЭД быстро реагируют на тенденции экономической глобализации.

5. Для улучшения и совершенствования деятельности Министерства финансов Республики Казахстан будет продолжена рейтинговая оценка эффективности и качества деятельности территориальных подразделений ведомств Министерства, основанная на ряде показателей деятельности территориальных подразделений и проводимая соответствующими комитетами. Проведение оценки позволит определить имеющиеся недостатки в детальности Министерства финансов Республики Казахстан, выявить слабые места, повысить качество обслуживания государственных учреждений.

6. Для обеспечения системы Министерства финансов Республики Казахстан кадрами, сокращения текучести кадров необходимо постоянное повышение кадрового потенциала, привлечение квалифицированных специалистов, в том числе выпускников высших учебных заведений, повышение уровня квалификации, а также стимулирование работников.

7. Для повышения качества и мониторинга исполнительской дисциплины расширить функциональное применение информационных программ на всех этапах прохождения документации.

 

В настоящее время, чтобы и дальше повышать уровень жизни населения, необходимо поддерживать постоянный рост экономики. А он в современном мире возможен только в том случае, если мы перейдем к современному типу экономики, основанному на передовой науке и информационных технологиях.

В решении поставленных задач бюджетной системе принадлежит важнейшая роль. Министерство финансов Республики Казахстан, являющееся одним из главных экономических ведомств страны и уполномоченным органом по исполнению бюджета, обеспечивает, прежде всего, реализацию государственной политики в области налогообложения,  исполнения бюджета, учета и отчетности об исполнении бюджетов.

В этой связи необходимо решение ряда проблем.

В области налогообложения, необходимо решить проблемы:

                 при осуществлении учета и ведении лицевых счетов налогоплательщиков;

                 при представлении налоговой отчетности в электронном виде и организации удаленного доступа к лицевым счетам;

                 при осуществлении электронного камерального контроля по НДС;

                 при проведении налоговых проверок и документировании процедур проверок с помощью специализированного компонента интегрированной налоговой информационной системы (ИНИС) «Электронный контроль налогового аудита» (ЭКНА);

                 отсутствие автоматизированного взаимодействия при работе с банками второго уровня по получению информации о движении денежных средств на банковских счетах бездействующих налогоплательщиков;

                 при текущем использовании информационных технологий, отрицательно влияющих на эффективность применения информационных систем налогового администрирования.

Также в части отсутствия единой системы, осуществляющей мониторинг правильности, полноты и своевременности обработки документов, поступающих от населения в органы, осуществляющие ведомственную регистрацию, а также недостаточно оборудованных помещений, выделенных для размещения серверного и коммуникационного оборудования.

Поэтому в качестве первого направления выделена мобилизация финансовых ресурсов, в цели которой входит обеспечение полноты поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, финансирование дефицита бюджета.

Для реализации данного направления необходимо повысить собираемость налогов и максимально обеспечить их поступление в бюджет, внедрить электронный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет и широко использовать информационные технологии при взаимодействии с уполномоченными органами.

Учитывая то, что с каждым годом объемы бюджетных средств, направленные на развитие экономики, растут, результаты их использования и управления ими должны быть максимально эффективны и прозрачны, в этой связи вторым стратегическим направлением было решено определить обеспечение эффективного использования и управления государственными финансовыми ресурсами.

В рамках данного направления планируется улучшить работу службы внутреннего контроля, обеспечить эффективное управление государственными активами, государственным и гарантированным государством долгом, правительственными требованиями и обязательствами, исполнение расходной части бюджета путем проведения анализа факторов,  влияющих на индикаторы результативности, отчетность об исполнении бюджетов и т.д.

В цели указанного направления входит анализ факторов, влияющих на индикаторы результативности исполнения бюджета.

Для реализации данного направления необходимо обеспечить своевременное и эффективное исполнение республиканского бюджета, взаимодействие с администраторами бюджетных программ и местными исполнительными органами в процессе мониторинга исполнения бюджета, совершенствование бюджетного законодательства в части исполнения бюджета.

Так, в части исполнения бюджетных программ существуют следующие проблемы:

                 многоступенчатость и сложность бюджетных процедур при исполнении бюджета (от принятия решений по мероприятиям бюджетных программ, до окончательных расчетов), которые приводят к неэффективной реализации бюджетных программ;

                 продолжает оставаться острой проблема своевременного исполнения бюджетных программ. Несмотря на некоторое повышение бюджетной дисциплины в этом вопросе, благодаря усилению административных мер воздействия на государственные органы, продолжают иметь место недостатки в планировании сроков и ресурсов для реализации мероприятий бюджетных программ.

В настоящее время имеются отдельные проблемы, которые отражаются на эффективности финансового контроля. Прежде всего, это касается критериев определения сумм к возмещению, так как в законодательстве четко не определены понятие и процедуры возмещения незаконно использованных средств.

Кроме того, сегодня достаточно большой объем государственных финансовых ресурсов направляется вновь созданным институтам развития, а также в корпорации со смешанным капиталом в рамках реализации стратегических планов развития страны, что фактически выводит их за рамки контроля со стороны Правительства и, как следствие, указанные активы могут оказаться в «серой зоне». Это вызывает необходимость создания новых инструментов финансового контроля и расширение полномочий соответствующих органов.

Однако и со стороны управления предприятиями со смешанным капиталом имеется ряд проблем, в том числе недостаточно эффективное управление государственными активами со стороны государственных органов, а также должностных лиц, представляющих интересы государства в органах управления государственными предприятиями, акционерными обществами (товариществами с ограниченной ответственностью), пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству. Кроме того, виды деятельности, осуществляемые государственными предприятиями шире, нежели определенные законодательством Республики Казахстан, а также представлены в конкурентной среде.

Информация о работе Роль банков в экономике