Роль банков в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении влияния финансов на развитие современных международных экономических отношений.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Сущность и понятие финансов
2. Анализ государственного бюджета
3. Функциональные возможности Министерства финансов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ……………………………………….4
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность финансов………………….4
1.2 Финансы как экономическая категория………………………………………..7
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………….11
2.1 Анализ по исполнению государственного бюджета на 2008-2010 годы…...11
2.2 Функциональные возможности Министерства финансов…………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

 

1.2. Финансы как экономическая категория

В настоящее время, так как товарно-денежные отношения приобрели глобальный характер, финансы носят денежный характер и связаны с создание денежных фондов.

Первый признак финансовых отношений – денежный характер.

Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность четырёх фаз: производство; распределение; обмен; потребление.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей фазах воспроизводственного процесса. Но характер движения денег существенно различается. На второй фазе движение стоимости в денежной форме происходит в отрыве от движения товаров и услуг и характеризуется либо отчуждением, либо их обособлением в рамках денежных фондов различного целевого назначения без смены владельца. В обмене распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товар или услугу, т.е. совершается акт купли-продажи. На второй стадии происходит одностороннее движение денег без встречного эквивалента, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной или в услуговой. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства – это распределение, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и по субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Второй признак финансовых отношений – это их распределительный характер.

Третий признак финансов – это их неэквивалентный характер.

Некоторый авторы называют в качестве четвертого признака финансов – государственный принудительный характер финансовый отношений. Это не совсем корректно. В отношении финансов предприятий и финансов домашних хозяйств этот признак работает частично[6].

Признаки финансовых отношений:

• денежный характер;

• распределительный характер;

• неэквивалентный характер;

• частично государственно-принудительный.

Финансы делятся на два уровня: государственные финансы; финансы хозяйствующих субъектов. В рыночной экономике финансы частных предприятий и организаций отделены от государства, имеют обособленный характер, но государство через различные рычаги, стимулы, санкции может эффективно влиять на финансы частных предприятий. Финансовые отношения строятся между государством и юридическими и физическими лицами; между юридическими и физическими лицами; между юридическими лицами; между отдельными государствами. Субъектами финансовых отношений являются все предприятия и организации всех форм собственности; финансово-кредитные учреждения (пенсионные фонды, благотворительные фонды, доверительные фонды, страховые организации и т.д.); кредитные учреждения (банки, ломбарды и т.д.); финансовые учреждения; органы государственной власти[7].

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения. Все блоки и звенья в финансовой системе взаимосвязаны и взаимозависимы. Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны[8].

Существует два принципа построения финансовой системы:

      принцип демократического централизма;

      принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика).

Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение и т.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования).

Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны.

Финансы представляют собой особую категорию, и в этом смысле они присутствуют в любой экономике, в любом государстве. Но хотя финансы и объективны, в них присутствует и субъективный элемент. Строят финансовые отношения люди. В этом как раз и заложена возможность использования финансов в процессах экономического развития. От научной объективности, от искусства наших законодателей, финансистов зависит, насколько финансы будут соответствовать интересам всех хозяйствующих субъектов общества (государство, предприятия, организации, домохозяйства)[9].

Как экономический субъект хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется масштабами и пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние – воздействием финансов на материальные интересы участников рыночных производственных процессов. Это происходит через формы организации финансовых отношений (направленность налогообложения на собственность, а не на деятельность). В условиях командной экономике государство практически не использует количественные и качественные методы воздействия на процессы воспроизводства, т.к. финансовые ресурсы, полностью изымались государством и не распределялись в соотношении с государственными планами. А централизованное распределение и прямое бюджетное финансирование развивало мошенничество и безответственность в использовании финансовых ресурсов.

В рамках использования финансов в общественном производстве выделяют три основных направления финансового воздействия на процессы общего развития:

                 Финансовое обеспечение потребителей расширенного производства.

                 Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

                 Финансовое стимулирование и повышение эффективности производства[10].

Все эти направления могут быть успешно реализованы при условии покрытия производственных затрат финансовыми ресурсами.

Финансовые ресурсы аккумулируются субъектами хозяйствования и государством. Это основной денежный источник расширенного воспроизводства. В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы валютного национально производства ВНП, но основным источником является национальный доход и главным образом та его часть, которая представлена ЧД, т.е. без затраты на предприятии ЧД, - это прибыль.
Финансовые ресурсы формируются фактически за счет части национального богатства, вовлеченного в хозяйственный оборот, переходящих остатков бюджетных средств, обращенных на покрытие затрат текущего года, резервных фондов охранных организаций, средства от продажи части золотовалютных запасов страны, выручки от реализации имущества (государственного и муниципального), средства от приватизации и т.д.

Существенным источником финансовых ресурсов являются доходы от внешнеэкономической деятельности и нашей собственности зарубежом.
Для формирования финансовых ресурсов могут использоваться заемные и привлеченные средства – это кредиты банков, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, облигаций и т.д..

Основой финансовых ресурсов является прибыль, различные виды налогов, амортизационные отчисления, страховые фонды и т.д. Финансовые ресурсы, прежде всего, нужны субъектам хозяйствования, у них формируется децентрализованные финансовые ресурсы. Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, на финансирование научно-технологических разработок, на социальную сферу, экологические предприятия и т.д. Децентрализованные финансовые ресурсы обеспечивают процесс воспроизводства на микроуровне. Потребности воспроизводства на макроуровне обеспечивается за счет централизованных финансовых ресурсов.

Формами их испытания являются бюджетные и внебюджетные фонды. Средства этих фондов направляются на управление, оборону, на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия и т.д.[11].

Всю историю командной экономики состояние финансовых ресурсов в стране отличалось крайнем дефицитом. Это явилось следствием незаинтересованности хозяйственных субъектов в их наращивании.

Основной путь решения проблеме дефицита финансовых ресурсов в настоящее время видится на пути перехода к рыночным механизмам хозяйствования. Переход на эти механизмы позволяет в корне изменить подходы к изысканию, образованию и направлениям использования денежных средств. Становится возможным увеличивать резервы роста собственных финансовых ресурсов за счет увеличения прибыли, использование ускоренной амортизации, снижение издержек.

Осуществление финансового ресурсного производственного процесса может осуществляться в трех формах:

Самофинансирование – оно основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования.

Кредитование – этот способ финансового обеспечения, при котором расходы субъектов покрывается за счет кредита в банке или привлекаемых средств с помощью выпуска ценных бумаг.

Государственное финансирование – оно производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

Для рынка характерны первые два способа, а третий способ используется, как правило, на тех предприятиях, которые работают в рамках целевых программ, или на государственных предприятиях.

С целью обеспечения непрерывности общественного воспроизводства большое значение имеют создаваемые каждым субъектом хозяйствования и государством различные уровни бюджетной системы, резервные страховые фонды[12].

 

2.1 Анализ по исполнению государственного бюджета на 2008-2010 годы

По состоянию на 1 января 2008 года доходы государственного бюджета (в том числе гарантированный трансферт) исполнены на 100,3 % к годовому плану и фактическое поступление составило 2 887,8 млрд.тенге.

План государственного бюджета за 2007 год по налоговым поступлениям перевыполнен на 43,2 млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 28,3 млрд.тенге, индивидуальному подоходному и социальным налогам – 21,2 млрд. тенге, налогу на имущество – 4,1 млрд. тенге, акцизам - 2,8 млрд.тенге. Неисполнение плана наблюдается по таможенным платежам и налогам – 13,7 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 33,9 млрд.тенге. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на (- 25,8) млрд. тенге.

По корпоративному подоходному налогу при плане 730,0 млрд.тенге в бюджет поступило 758,3 млрд.тенге, или 103,9 %. План перевыполнен за счет авансовых платежей, а также в текущем году в связи с увеличением выплачиваемых дивидендов, произошел рост поступлений от банков второго уровня, как АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный сберегательный банк», АО «Банк Туран Алем», АО «Банк Центр Кредит».

По налогам с заработной платы исполнение планов поступлений обусловлено увеличением фонда заработной платы по республике за январь-ноябрь текущего года к соответствующему периоду 2006 года на 35,6%, среднемесячной номинальной заработной платы на 29,0%.

Так, план по индивидуальному подоходному налогу выполнен на 105,1%, при плане 210,4 млрд.тенге в бюджет поступило 221,0 млрд.тенге. По социальному налогу план исполнен на 103,7%, при плане 285,1 млрд.тенге в бюджет поступило 295,7 млрд.тенге.

Наименование

              Кассовое исполнение

2008

2009

2010

1

Налоговые поступления

2 356 040,3

2 819 509,7

2 228 681,8

2

Неналоговые поступления

2 356 040,3

85 539,9

136 175,5

3

Поступления от продажи основного капитала

92 685,9

56 939,6

35 887,4

 

Поступления трансфертов

258 045,3

1 072 421,3

1 104 600,0

4

Общие доходы

2 887 838,4

4 034 410,5

3 505 344,7

5

Государственные услуги общего характера

164 743,8

224 012,3

166 062,7

6

Оборона

166 646,3

185 358,4

187 615,3

7

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

240 992,8

271 467,4

316 189,7

8

Образование

455 430,1

572 403,0

660 917,1

9

Здравоохранение

299 380,5

363 209,9

450 892,5

10

Социальная помощь и социальное обеспечение

502 381,4

622 016,7

758 308,4

11

Жилищно-коммунальное хозяйство

199 937,0

233 925,5

304 048,8

12

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

122 209,9

163 968,6

173 618,1

13

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

52 269,3

60 507,4

58 577,0

14

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира

100 919,4

170 364,8

168 117,9

15

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

10 465,4

40 080,3

30 920,7

16

Транспорт и коммуникации

289 653,9

332 709,1

337 511,5

17

Прочие

39 165,6

96 163,6

64 853,4

18

Обслуживание долга

34 010,9

57 876,5

69 206,9

19

Общие затраты

2 678 244,6

3 394 063,5

3 746 840,2

20

Чистое бюджетное кредитование

8 102,0

42 460,8

27 476,5

21

Приобретение финансовых активов

419 439,7

932 434,6

224 593,0

22

Образование

350,0

350,0

9 871,5

23

Здравоохранение

10,9

270,6

4 186,3

24

Прочие

321 543,2

866 522,3

167 906,7

25

Поступления от продажи финансовых активов государства

2 652,9

1 309,6

872,4

26

Сальдо по операциям с финансовыми активами

416 786,8

931 125,0

223 720,5

27

Дефицит (профицит) бюджета

-215 295,0

-333 238,8

-492 692,6

28

Поступление займов

175 902,3

477 297,3

809 430,1

29

Погашение займов

94 522,3

167 599,4

249 061,0

30

Используемые остатки бюджетных средств

133 915,1

333 238,8

-67 676,5

Информация о работе Роль банков в экономике