Акционерные общества и их типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:43, реферат

Описание работы

Акционерное общество представляет форму предприятия с огра-

ниченной ответственностью, капитал которого образуется в результате

объединения многих индивидуальных капиталов путем выпуска и про-

дажи акций и облигаций.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу

тех или  иных причин продавец обладает исключительным правом про-

дажи  какого-либо товара на рынке.

Наличие такого права дает ему возможность  диктовать свои ус-

ловия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена уста-

навливается выше стоимости не потому, что существует повышенный

спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца,

который в состоянии определять предложение  товара, а через него и цену.

Такая цена предстает как монопольно высокая.

Установление  цены выше стоимости из-за монопольного поло-

жения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной

прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью

товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные

компании  к установлению своей монополии  на рынке, дающей право на

исключительную  продажу товара.

Подобное право на исключительную продажу какого-либо товара

чаще  всего является результатом политической или экономической власти.

Политическую  власть всегда имело государство, и оно с давних

времен  пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на

продажу вина, табака, соли, и за счет высоких цен пополняя свою казну.

Иногда  государство предоставляло такую  монополию отдельным тор-

говцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это

называлось «отдать на откуп» торговлю каким-то товаром.

Экономическая власть устанавливается по мере роста размеров

капитала  и сосредоточения производства какого-то товара в отдельных

руках. Такое сосредоточение является результатом концентрации и цен-

трализации  производства в отдельных отраслях, победы над конкурен-

тами, обычно более мелкими. С крупными конкурентами нередко дос-

9 5

тигается  соглашение о разделе рынков сбыта  производимых товаров, а

иногда  возможно их объединение, так что отрасль оказывается под кон-

тролем  одной крупной компании или объединения компаний, то есть

монополизируется.

В странах, где товарное хозяйство достигло довольно высокого

уровня  развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в

последней трети XIX . начале XX в. Эти процессы нашли подробное

освещение в книге В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капи-

тализма».

Процессы  монополизации происходят до сих  пор. В результате к

настоящему  времени половина мирового производства сосредоточена в

руках примерно 1 тыс. крупных компаний, что свидетельствует о чрез-

вычайно высокой степени концентрации производства.

Мы видим, что важнейшим фактором возникновения монополии

является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации про-

изводства и образованию на этой основе монополий.

В некоторых  отраслях существование монополии может быть

обусловлено отраслевой спецификой. В этом случае говорят о наличии

в них естественных монополий. К таким отраслям относятся, напри-

мер, железнодорожный транспорт, электроснабжение, водоснабжение,

газоснабжение и т.п. Иметь несколько железнодорожных компаний, ко-

торые конкурировали бы между собой, обеспечивая проезд пассажиров,

например, из Челябинска до Уфы, экономически невыгодно. Получен-

ные доходы у этих компаний не смогли бы покрыть  издержки производ-

ства. Иметь в подобных отраслях одну компанию вполне естественно и

нормально, то есть экономически выгодно как с точки зрения интересов

отдельных компаний, так и всего общества.

Кроме того, монополия может быть рождена системой патенто-

вания, согласно которой закрепляется право единоличного использова-

ния какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного

срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продук-

цию, предстает как монополист.

Монополия может возникнуть и в результате использования како-

го-то уникального фактора производства, которого нет у других това-

ропроизводителей. Если на каком-то участке земли производится осо-

бый сорт винограда, который нигде больше не растет, то продавец этого

винограда предстает как монополист. Если из такого винограда делает-

ся вино . совершенно неповторимое и уникальное по своим свойствам .

то продавец вина также предстает как монополист.

9 6

Здесь мы видим, что в принципе монополистом может стать лю-

бой товаропроизводитель, который производит уникальный товар, не-

Информация о работе Акционерные общества и их типы