Законодательство Таможенного союза: состояние, проблемы, перспективы

Автор: s**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью моей работы и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть положения законодательства Таможенного союза;
- изучить состояние, существующие проблемы и определить возможные перспективы совершенствования законодательства интеграционного проекта.
Структура курсовой работы состоит из: содержания, введения, двух глав, каждая из глав содержит несколько параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Работа содержит 1 файл

КР Законодательство ТС.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

    Ко  второй группе международных договоров  государств-участников

ТС можно  отнести следующие:

  1. Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.;
  2. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009;
  3. Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г;
  4. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и /или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г;
  5. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г;
  6. Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.
 
 
 
    1. Решения Комиссии Таможенного союза
 

     Страны Таможенного союза заключают договор о создании межгосударственных органов, которые должны координировать осуществление единой внешнеторговой политики.

     Следует отметить, что единая внешнеторговая политика предусматривает проведение совещаний министров, осуществляющих руководство соответствующими ведомствами, работа которых основывается на деятельности межгосударственного Секретариата. По сути, таможенный союз представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, предусматривающей создание межгосударственных органов.

     Причем, в отличие от зоны свободной торговли, такая форма интеграции как таможенный союз считается более глубокой. Единым регулирующим органом таможенного  союза является Комиссия таможенного союза, которая действует на постоянной основе. Согласно Договору, заключенному 6 октября 2007 года, в качестве учредителей данной Комиссии выступили Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация. Местом расположения Комиссии таможенного союза стал город Москва.

     Деятельность Комиссии заключается в издании различных нормативно-правовых актов, подписываемых всеми членами Комиссии. Состав Комиссии таможенного союза включает в себя председателя и двух членов. Председателем Комиссии является Шувалов Игорь Иванович, первый заместитель Председателя Правительства РФ. Членами Комиссии таможенного союза стали Румас Сергей Николаевич, заместитель премьер-министра Республики Беларусь, и Шукеев Умирзак Естаевич, первый заместитель Председателя Правительства Республики Казахстан.

     Рабочим органом Комиссии таможенного союза  является Секретариат, который занимается организацией работы Межгосударственного  совета ЕврАзЭС, высшего органа таможенного  союза. Кроме того, Секретариат решает проблемы информационно-технического обеспечения Комиссии. Работа секретариата осуществляется под руководством Ответственного секретаря Комиссии таможенного союза.

     Структура Секретариата включает в себя целый ряд департаментов, а именно:

     - Департамент таможенного администрирования;

     - Административный департамент;

     - Департамент торговой политики;

     - Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

     - Департамент финансовой политики;

     - Правовой департамент;

     - Департамент политики в области санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер и технического регулирования;

     - Научно-экспертный совет.

     Во  время принятий решений КТС при  голосовании учитывается следующее  распределение голосов между  членами Комиссии:

- член  Комиссии от Республики Беларусь  – 21,5 голос; 

- член  Комиссии от Республики Казахстан – 21,5 голос;

- член  Комиссии от Российской Федерации  – 57 голосов.

     Решения принимаются большинством в 2/3 голосов. При этом решение считается принятым, если государство – член таможенного союза, которое не согласно с принимаемым решением, не заявило о необходимости рассмотрения данного вопроса на очередном заседании Высшего органа таможенного союза.

     Принятые  Комиссией решения и приложения к ним Секретариат размещает  на официальном Интернет – сайте Комиссии7 в течение двух рабочих дней с момента принятия решений, а также обеспечивает последующее опубликование в печатном издании таможенного союза. Дата размещения решения Комиссии на официальном Интернет – сайте Комиссии является датой его официального опубликования8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 

2.1. Существующие проблемы таможенного законодательства и пути их решения 

     С учетом международного опыта, любая  экономическая интеграция сопровождается различного рода проблемами и трудностями. Часть из них связана с отработкой норм унифицированного таможенного законодательства на практике.

     С момента вступления в силу Таможенного  кодекса ТС бизнес-сообщество столкнулось  с рядом проблем. Несмотря на то, что работать стало легче, как и год назад, предприниматели говорят об обилие «черных дыр» в законодательстве, чему свидетельствуют итоги совместного исследования РБК daily и кадрового агентства Kelly Services.

     «1 июля 2011 года на внутренних границах трех наших стран был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив», — заявил российский премьер-министр Владимир Путин в авторской статье, посвященной интеграционным процессам в Евразии9. Но не у всех такие оптимистичные взгляды.

     Для лучшего понимания ситуации приведем в пример опрос, в котором приняли  участие руководители служб и  специалисты компаний, работающие преимущественно  в сфере транспорта и логистики. Как показывают данные опроса, 69% респондентов подтверждают, что Таможенный союз упростил их работу с Белоруссией и Казахстаном. При этом закон «О таможенном регулировании», принятый в ноябре прошлого года и заменивший Таможенный кодекс РФ, положительно сказался на работе примерно 54% опрошенных. Однако при этом в работе таможни осталось много «черных дыр» — это признает 56% компаний (Приложение 1).

     Проблемы, существующие в Таможенном союзе:

     - низкая скорость прохождения  постов;

     - безостановочные проверки на постах;

     - долгие очереди, которые срывают сроки поставок;

     - низкий уровень информированности.

     Принятию  мер со стороны ФТС и решению  проблем свидетельствуют следующие  данные: обжалование решений по таможенным платежам снизилось на 53%, только 3% деклараций выпускается с задержкой.

     Немаловажная  проблема для предпринимателей - проблема с начислением НДС (разница в ставках налога в государствах-членах ТС). Также еще не окончена работа по унификации технических регламентов.

     Другая  важная проблема для бизнеса — различные требования на таможне, т.е. «Таможенный кодекс трактуется разными постами по-разному». Т.к. сейчас все больше вопросов отдается на уровень национального законодательства и каждое государство может устанавливать разные правила.

     Таким образом, главная проблема - сложная система законодательства. До создания Таможенного союза участнику ВЭД было достаточно открыть свод законов. Сейчас законодательство Таможенного союза не кодифицировано: есть Таможенный кодекс и многочисленные решения комиссии Таможенного союза, «все это сопоставлять очень сложно».

     Отмечая текущие проблемы на стадии формирования Таможенного союза, следует упомянуть, что реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации усилий со стороны государственных органов и представителей бизнеса. Экономическая интеграция предполагает рост взаимной торговли, модернизацию и рост производства, а, следовательно, и ВВП. По оценке Минэкономразвития, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принесет суммарный эффект в размере 16% роста ВВП в ближайшие 10 лет для всех стран-участниц.

     В соответствии с Планом действий по формированию единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2012 гг., утвержденному Решением Межгосударственного совета ЕвроАзЭс от 19.12.09 № 35, первый пакет соглашений, касающихся экономической политики, свободы движения капитала, валютной политики, энергетики, транспорта и связи, свободы передвижения рабочей силы, технического регулирования, был введен в действие 1 июля 2011 года, второй пакет должен быть принят к 1 января 2012 года. Согласно указанному плану, утвержденному высшим органом таможенного союза, формирование ЕЭП должно быть завершено до 1 января 2012 года.

     Таким образом, учитывая процессы мировой  глобализации, а также в рамках реализации стратегических целей государства, Таможенный союз является одним из этапов экономической интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки и реализации положений нового таможенного законодательства будет способствовать унификации таможенных процедур и совершенствованию внешней торговли России с государствами-участниками таможенного союза и третьими странами. 
 

2.2. Перспективы развития таможенного законодательства 

     До  сих пор спустя два года с момента  начала существования Таможенного  союза Беларуси, Казахстана и России проводится действительно масштабная работа, и еще не все таможенные правоотношения в ТС урегулированы.

     До  вступления в силу Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон) были приняты Таможенный кодекс ТС и ряд межправительственных соглашений, что по смыслу и замыслу должно было быть принято и введено в действие одновременно. Затянувшаяся разработка этого Закона, а также отсутствие единых правил конкуренции для стран — участников ТС осложнили применение кодекса и не позволили реализовывать главную идею Таможенного союза — полноценную торгово-экономическую интеграцию трех стран.

     Проблема  в том, что Таможенный кодекс ТС и  соглашения Комиссии ТС регулируют базовые  вопросы, но при этом есть множество  институтов и положений, где законодательство ТС не дает исчерпывающих ответов  на вопросы, а делает лишь отсылку  к национальному законодательству. Таких отсылочных норм в Таможенном кодексе ТС большое количество. Поэтому приходилось руководствоваться одновременно нормами как Таможенного кодекса РФ, так и Таможенного кодекса ТС. Это было чревато коллизией несовместимых между собой норм законов и приводило к затруднениям в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу.

     Выход из этой ситуации связан с принятием  Закона. Именно этот Закон позволяет говорить об устранении ряда проблем, существовавших в таможенном законодательстве, а также о перспективах дальнейшего совершенствования норм. Он определил, когда и в каком порядке Россия будет исполнять те правила, которые установлены нормами союзного таможенного законодательства.

     Закон разграничил компетенцию трех уровней  российского законодательства и  определил, какая из ветвей власти регулирует те или иные вопросы: Госдума —  в законах, Правительство и Президент  РФ — в подзаконных актах, Федеральная  таможенная служба — в ведомственных нормативных актах.

     Другой  блок вопросов, которые решил Закон  — это переоценка правоотношений, связанных с ввозом товаров в  Россию и их вывозом из России. В  условиях Таможенного союза граница  на российско-казахстанском и российско-белорусском  участках таможенной границей не является. Тем не менее по экономической логике это все равно ввоз и вывоз товаров, то есть по-прежнему экспорт и импорт, поскольку товар покидает экономическое пространство России или, наоборот, попадает в него. В условиях еще неполной унификации торговых режимов с третьими странами и некоторых противоречий во внутреннем регулировании экономических отношений выработан комплекс механизмов — как Россия может защищать собственные экономические интересы в условиях ее нахождения в этом Таможенном союзе. Речь идет и о взаимной торговле, и о товарах из третьих стран.

Информация о работе Законодательство Таможенного союза: состояние, проблемы, перспективы