Нетарифное регулирование таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение нетариыного регулирования в сфере таможенного дела.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и нормативно-правовую основу нетарифного регулирования.
2. Рассмотреть методы нетарифного регулирования.
3. Сравнить меры нетарифного и таможенно – тарифного регулирования.
4. Проанализировать отдельные методы нетарифного регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика мер нерифного регулирования 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая основа нетарифного регулирования 5
1.2. Характеристика методов нетарифного регулирования 9
1.3. Сравнение мер нетарифного и таможенно – тарифного регулирования 15
Глава 2. Характеристика отдельных методов нетарифного регулирования 21
2.1. Квотирование, лицензирование и сертификация 21
2.2. Понятие и сущность экспортного контроля 26
Заключение 30
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

korolyok.docx

— 73.34 Кб (Скачать)

В рамках исполнения международных  обязательств, принятых Российской Федерацией, и исходя из национальной безопасности и безопасности союзных государств экспорт двойного назначения находится под постоянным пристальным вниманием Правительства РФ, определяющего перечень товаров, имеющих статус двойного назначения.

В целях защиты государственных  интересов и обеспечения выполнения международных обязательств по нераспространению  оружия массового уничтожения и  ракетных средств его доставки в  Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. № 388 создана и функционирует национальная система экспортного контроля.

Основными целями экспортного контроля являются:

  1. защита интересов Российской Федерации;
  2. реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

3)  создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;

4)  противодействие международному терроризму

Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством  методов правового регулирования  внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

  • идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 настоящего Федерального закона;
  • разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
  • таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
  • применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, или предпринявших попытку совершить такие действия11.

В общем виде экспортный контроль предусматривает:

  1.  обеспечение полноты списка контролируемых товаров и внесение дополнений с учетом развития технологии процесса создания вооружения и военной техники;
  2.  принятие мер для гарантированного использования контролируемых товаров исключительно в мирных целях;
  3.  подготовку и выдачу разрешений для вывоза контролируемых товаров;
  4.  разработку мер для недопущения несанкционированного реэкспорта контролируемых товаров;
  5.  принятие мер для эффективного выявления контролируемых товаров при осуществлении таможенного оформления и соответствующее реагирование.

Особенностью  внешнеторговой сделки, предметом которой  в качестве объекта сделки предполагаются товары или технологии двойного назначения, в соответствии с российским законодательством предусматриваются обязательное указание цели и места использования предмета экспорта и конечный пользователь. Кроме того, должны быть представлены обязательства импортера, что предмет экспорта будет использоваться только в заявленных целях и не будет передаваться третьим лицам, включая реэкспорт в третьи страны, без письменного разрешения российского торгового партнера.

При этом в рамках исполнения международных  обязательств РФ экспорт товаров  и иные последующие действия по контролю за данным предметом сделок проводятся для полного исключения возможности поставок контролируемых товаров в страны, в отношении которых приняты международные санкции.

Федеральным законодательством предусмотрены  жесткие меры не только по предварительному контролю на стадии экспертизы контракта и согласования вывоза, контролю при производстве таможенного оформления, но и по последующему контролю внешнеторговых сделок товарами двойного назначения. Это выражается в контроле финансово-хозяйственной деятельности субъектов сделок12.

Процедура таможенного оформления контролируемых товаров содержит ряд процедурных вопросов явно нетарифного характера. Эти действия заключаются в предоставлении необходимых сведений и документов во время процедуры таможенного декларирования. Сюда же относится проведение документальной проверки таможенными органами и таможенного досмотра, чтобы обеспечить однозначную идентификацию товаров заявленным сведениям и представленным разрешительным документам для последующего контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возникновение и развитие экономических отношений  между государствами есть результат  общественного разделения труда  в международном масштабе. Международные  экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень  и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Мировое хозяйство  развивается и сейчас все сильнее  и сильнее ощущается тенденция  глобальной интеграции, необходимость  расширения участия стран в международных  связях.

Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование  тарифной политики; разработка системы  мер государственной поддержки  экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области  кредитно-денежной политики и обменного  курса. То есть речь здесь идет о  комплексном государственном регулировании  внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие, прежде всего, вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем  поддержки конкурентоспособных  национальных производств на внешних  рынках и привлечения капитала для  организации новых эффективных  предприятий внутри страны.

Важность  разгосударствления всех отношений  при переходе от плановой системы  к рыночной порождает ошибочное  представление о, якобы, необходимости  устранения государства из сферы  экономических преобразований. Происшедшее  в реальности, в частности в  российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело  к дополнительным издержкам и  трудностям в трансформационном  процессе. Именно поэтому меры нетарифного  регулирования ВЭД должны быть развиты  на государственном уровне, ведь их реализация поможет упорядочить  внешнюю торговлю.

Таким образом, нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение  временных количественных ограничений  экспорта или импорта отдельных  товаров, вызванных необходимостью  защиты национального рынка. 
2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. 
3. Выполнение международных обязательств. 
4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров. 
5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. 
6. Защита общественной морали и правопорядка. 
7.Защита культурных ценностей. 
8. Обеспечение национальной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список 

1. Конституция РФ.- М.: «Экзамен», 2011.- 63с.

2. Таможенный  кодекс таможенного союза. –  Новосибирск: Норматика: Сиб. Унив. изд-во, 2011. – 191 с.

3.  Таможенный  кодекс РФ. – Новосибирск: Норматика:  Сиб. Унив. изд-во, 2011. – 224 с.

4. Федеральный закон от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

5. Федеральный закон от 10.06.1993 №5151-1 «О сертификации продукции и услуг».

Федеральный закон от 27.11.2010  № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

6. Федеральный  закон РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

7. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

8. Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

9. Указ Президента РФ от 11.04.1992 N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России".

10. Бакаева О. Ю. Таможенное право: курс лекций / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. — М.: РАП, Эксмо, 2009. — 272 с.

11. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник/ Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н. Иванова. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 297 с.

12. Габричидзе Б. Η. Российское таможенное право. Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2009. — 448 с.

13. Давыдов Я.В. Таможенное право: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – 430 с.

14. Пансков В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: учеб. – метод. Пособие/ В.Г. Пансков, В.В. Федоткин. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА – М, 2008. – 368 с.

15. Таможенное право: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 639 с.

16.Таможенное право: учебник; под ред. А. Ф. Ноздрачева. М.: Юристъ, 2008. – 576 с.

17.Управление  таможенным делом: Учебное пособие/  В.В. Макрусев, В.А. Черных и  др. – СПб.: Троицкий мост, 2011. –  448 с.

18. Халипов С. В. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Зерцало-М», 2006. — 440 с.

1 См.: Бакаева О. Ю. Таможенное право: курс лекций / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. — М.: РАП, Эксмо, 2009. — С. 123.

2 См: Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник/ Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н. Иванова. – М.: ИНФРА – М, 2011. – С. 156.

3 См.: Габричидзе Б. Η. Российское таможенное право. Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2009. — С. 320.

4 См.: Бакаева О. Ю. Таможенное право: курс лекций / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. — М.: РАП, Эксмо, 2009. — С. 207.

5 См.: Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник/ Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. И.Н. Иванова. – М.: ИНФРА – М, 2011. – С. 67.

6 См.: Давыдов Я.В. Таможенное право: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2010. – С. 345.

7 См.: Габричидзе Б. Η. Российское таможенное право. Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2009. —С. 230.

8 См.: Пансков В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: учеб. – метод. Пособие/ В.Г. Пансков, В.В. Федоткин. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА – М, 2008. – С. 128.

9 См.: Таможенное право: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова. – М.: Юнити-Дана, 2008. – С. 478.

10 См.: Таможенное право: учебник; под ред. А. Ф. Ноздрачева. М.: Юристъ, 2008. – С. 276.

11 См.: Таможенное право: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова. – М.: Юнити-Дана, 2008. – С.342.

12 См.: Управление таможенным делом: Учебное пособие/ В.В. Макрусев, В.А. Черных и др. – СПб.: Троицкий мост, 2011. – С. 246.

 


Информация о работе Нетарифное регулирование таможенных правоотношений