Нетарифное регулирование таможенных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение нетариыного регулирования в сфере таможенного дела.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и нормативно-правовую основу нетарифного регулирования.
2. Рассмотреть методы нетарифного регулирования.
3. Сравнить меры нетарифного и таможенно – тарифного регулирования.
4. Проанализировать отдельные методы нетарифного регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика мер нерифного регулирования 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая основа нетарифного регулирования 5
1.2. Характеристика методов нетарифного регулирования 9
1.3. Сравнение мер нетарифного и таможенно – тарифного регулирования 15
Глава 2. Характеристика отдельных методов нетарифного регулирования 21
2.1. Квотирование, лицензирование и сертификация 21
2.2. Понятие и сущность экспортного контроля 26
Заключение 30
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

korolyok.docx

— 73.34 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»

ПОВОЛЖСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА

 

 

 

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: «Таможенное право»

на тему: «Нетарифное регулирование таможенных правоотношений»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студент  3  курса, 306 группы

очной формы  обучения,

специальности 080115.65

«Таможенное дело»

Ильина  К.И.

                     Проверила: Ермакова А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2012 г.

Содержание 

Введение            3

Глава 1. Общая характеристика мер  нерифного регулирования    5

1.1. Понятие и нормативно –  правовая основа нетарифного  регулирования    5

1.2. Характеристика методов нетарифного  регулирования    9

1.3. Сравнение мер нетарифного  и таможенно – тарифного регулирования  15

Глава 2. Характеристика отдельных  методов нетарифного регулирования   21

2.1. Квотирование, лицензирование и сертификация                                       21

2.2. Понятие и сущность экспортного  контроля                     26

Заключение                   30

Библиографический список                32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Таможенное  регулирование в России имеет  глубокие исторические корни. Современный этап таможенного регулирования начинается с 1991 г., он знаменует переход России на рыночный путь развития экономики.

В 1993 г. были приняты два основополагающих для таможенного регулирования документа: Таможенный кодекс РФ и Закон о таможенном тарифе, которые явились законодательной базой такого регулирования. В частности, в Таможенном кодексе было дано развернутое определение таможенного регулирования и тесно связанного с ним таможенного дела.

Однако  практика использования в течение  десяти лет указанных законов, появление новых законодательных актов в области регулирования внешнеэкономической деятельности, потребности приведения отдельных положений этих законов к международным таможенным нормам диктовали изменения отдельных статей таможенного законодательства.

В 2003 г. Государственной Думой РФ был принят и в том же году утвержден Президентом РФ новый Таможенный кодекс (ТК РФ), который вступил в силу с января 2004 г. В нем конкретизированы основные принципы, изложенные в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в применении к таможенному регулированию. Кроме того, даны развернутые определения основных понятий, связанных с осуществлением таможенными органами таможенного регулирования, описаны таможенные процедуры, осуществляемые лицами при пересечении товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ, раскрыты другие вопросы, касающиеся деятельности таможенных органов.

Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное  регулирование осуществляется в  соответствии с таможенным законодательством  РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (ст. 1 ТК РФ).

Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ предполагает, в частности, соблюдение условий, составляющих содержание нетарифного регулирования ВЭД. Нетарифное регулирование есть метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Его применение в области таможенного дела обусловлено как экономическими, так и политическими критериями. Целями нетарифного регулирования являются: защита национального рынка, содействие развитию отечественных производителей, охрана жизни и здоровья потребителей, стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.

Все страны мира в своей деятельности прибегают к нетарифному регулированию ВЭД. Государство не может стоять в стороне и полностью отказаться от контроля за массивом перемещаемых товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить предметь, могущие нанести вред общественной безопасности, не пригодные для использования, наносящие вред окружающей среде и т.д. Поэтому государством используются различные барьеры на пути ввоза-вывоза отдельных категорий товаров. Введение таких препятствий обусловливает актуальность выбранной темы.

 Целью данной курсовой работы является изучение нетариыного регулирования в сфере таможенного дела.

Необходимо  решить следующие задачи:

1. Изучить  понятие и нормативно-правовую  основу нетарифного регулирования.

2. Рассмотреть  методы нетарифного регулирования.

3. Сравнить  меры нетарифного и таможенно  – тарифного регулирования.

4. Проанализировать  отдельные методы нетарифного  регулирования.

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика мер  нерифного регулирования

1.1. Понятие и нормативно – правовая  основа нетарифного регулирования

Нетарифное  регулирование заключается в установлении в законе   и использовании государством средств воздействия на внешнеторговую деятельность. По своей сути меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности есть конкретные запреты и ограничения, предусмотренные действующим законодательством.

К мерам  нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности относятся:

  • количественные ограничения, устанавливаемые Правительством РФ в исключительных случаях;
  • недискриминационное применение количественных ограничений;
  • распределение квоты;
  • лицензирование в сфере внешней торговли товарами;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  • специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.

К мерам  государственного регулирования внешней  торговли товарами следует отнести также экспортный контроль и сертификацию. Применение данных мер обусловлено защитой государственной безопасности, а также необходимостью соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности различных видов государственного контроля.

Меры  нетарифного воздействия базируются на административном влиянии на общественные отношения, устанавливаются для участников внешнеторговых операций в виде различных административных барьеров, ограничений и запретов.

В мировой  практике под нетарифными мерами принято понимать комплекс правовых мер, применяемых в таможенном деле и направленных на защиту национальных интересов государства или группы государств путем установления эмбарго, таможенной блокады, разрешительных систем, квотирования, лицензирования, технических барьеров, экспортного контроля.

В нашей  стране принципы и основы применения мер нетарифного регулирования закреплены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (далее — Федеральный закон № 164-ФЗ). В соответствии с пп. 17 ст. 2 этого Закона нетарифное регулирование определено как метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера1.

Применение  нетарифных мер наряду с экономическими мерами (тарифными и финансовыми инструментами) обусловлено необходимостью дополнительного воздействия на внешнеторговые операции для сглаживания неодинакового результата, вызванного условиями, в которых находятся различные участники этих операций, а также участием во внешнеторговых сделках неравных иностранных партнеров, использующих различные методы международной конкуренции. Одновременно это вызвано необходимостью принятия мер к странам, проявляющим недружественные шаги в отношении России в целом и российских участников внешнеторговых операций и сегментов отечественного рынка в частности.

Некоторые экономисты считают, что меры нетарифного  регулирования фактически являются протекционистской поддержкой отечественного производителя и в определенной мере ограничивают потребителя в свободном выборе товаров. Наверно, с этими факторами можно было бы согласиться, но на современном этапе, когда в отношении населения нашей страны прослеживаются нездоровая тенденция негативного влияния на его здоровье и нарушение экологической безопасности, эти меры видятся оправданными и даже необходимыми.

В отношении  преференций отечественному производству полагаем, что применяемые меры нетарифного  воздействия на внешнеторговые отношения  на практике столь ограничены, что  их исполнение не ограждает российский потребительский рынок от иностранных товаров, а создает условия для привлечения производства этих или аналогичных товаров на территорию России. Это в свою очередь способствует интеграции российских производителей в международную экономику с учетом международной кооперации.

Цели  нетарифного регулирования можно  сформулировать следующим образом:

  1.        охрана жизни и здоровья населения, животного и растительного мира и окружающей среды;
  2.       обеспечение национальных экономических интересов России;

3) выполнение международных обязательств РФ;

4) сохранение культурного наследия страны, защита от незаконного вывоза культурных ценностей за пределы нашей стра- 
ны и передачи прав собственности на предметы, имеющие об- 
щенациональное значение;

5)      соблюдение общественной морали и правопорядка;

6) предотвращение исчерпания невосполнимых природных 
ресурсов.

При применении мер нетарифного регулирования  следует учитывать требования недискриминационного характера, сформулированные в ст. 22 Федерального закона № 164-ФЗ.

Во-первых, применяемые меры не должны зависеть от страны происхождения товаров.

Во-вторых, указанное выше требование может  не применяться в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы государств, не имеющих взаимных договоренностей о предоставлении не менее благоприятного режима, чем режим, предоставленный другим государствам (применение в отношении РФ мер явно дискриминационного характера).

В настоящее  время система мер нетарифного  регулирования, применяемых в РФ, определена в ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ. Эти меры характеризуются по направленности действий к получению экономического результата:

  • количественные ограничения отдельных товаров;
  • квотирование ограниченного перечня экспортных и импортных товаров;
  • лицензирование в сфере внешней торговли товарами;
  • использование исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  • специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры2.

Однако  в практике таможенного регулирования  используются административные мероприятия в рамках других федеральных законов. Эти мероприятия по характеру воздействия на внешнеторговые отношения необходимо квалифицировать как нетарифное регулирование при перемещении товаров через таможенную границу. В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 164-ФЗ исходя из национальных интересов и соблюдения международных обязательств могут применяться меры, затрагивающие внешнюю торговлю неэкономического характера. К таким мерам необходимо отнести разрешительный порядок ввоза и вывоза отдельных товаров, сертификацию определенной категории товаров, экспортный контроль и другие меры нетарифного регулирования.

 

 

1.2. Характеристика методов нетарифного  регулирования

Методы нетарифного регулирования — система правовых мер, применяемых в области таможенного дела и направЯ ленных на защиту национальных интересов. Посредством нетарифных мер на внутреннем рынке формируются равные условия конкуренции . Нетарифные ограничения носят, как правило, административный характер и основаны на императивном способе воздействия на субъектов ВЭД. Запреты и ограничения, представляющие собой нетарифные ограничения, основаны на национальных интересах, включающих:

1) соблюдение общественной морали и правопорядка;

  1.       охрану жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
  2.       сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;
  3.      защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
  4.        необходимость предотвратить исчерпание невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производстве и потребления;
  5.        обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
  6.        защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;

8)       выполнение международных обязательств РФ.

Рассмотрим  нетарифные ограничения, применяемые в области таженного дела, подробнее.

Эмбарго представляет собой запрещение ввоза в свою страну или вывоза в другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. Данная мера чаще всего является вынужденной и предпринимается в отношении конкретной страны исходя из принципиальных соображений, обычно основанных на решениях ООН. Эмбарго применяется в исключительных случаях как средство экономического и финансового давления.

Информация о работе Нетарифное регулирование таможенных правоотношений