История протекционизма как направление таможенной политики с древнейших времен и до наших дней

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных, экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономике и решению фискальных задач1.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие протекционизма, теории и их представители
Глава 2. Развитие протекционизма в сфере таможенного дела
2.1 Методы тарифного регулирования
2.2 Методы нетарифного регулирования
Глава 3. Современная политика протекционизма
3.1 Политика протекционизма в настоящее время
3.2 Проблемы вступления России во ВТО
Заключение
Список используемой литературы
Приложение Новоторговый устав

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТАМОЖЕННОМУ ДЕЛУлу.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    Также к методам нетарифного регулирования  относится, в некоторой степени, Новоторговый устав 1667 года, в котором регулировалась торговля иностранцев. Торговать иностранцем разрешалось с пограничными городами - Архангельском, Новгородом, Псковом и с некоторыми другими городами. Иностранцам под угрозой конфискации товаров запрещалось розничная торговля и обмен друг с другом. Только в исключительных случаях – при наличии специальной жалованной грамоты о торгах – иностранные купцы имели право следовать с товарами в Москву. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТЕКЦИОНИЗМА

3.1 Политика протекционизма в настоящее время

    Современный таможенный протекционизм отличается новыми формами и инструментами  регулирования, в значительной мере видоизменившими саму деятельность государства по защите национальной экономики с помощью таможенных рычагов. Он характеризуется все большей географической и товарной избирательностью, переносом центра тяжести на нетарифные методы регулирования. Профессор А.П. Киреев замечает, что современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это область сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимся странам. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.

    В настоящее время выделяется несколько  основных форм протекционизма:

    - селективный протекционизм, направленный  против отдельных стран или  отдельных товаров;

    - отраслевой протекционизм, защищающий  определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство в рамках так называемого аграрного протекционизма);

    - коллективный протекционизм, проводимый  группами государств в отношении стран, в них не входящих;

    - скрытый протекционизм, осуществляемый  методами внутренней экономической политики (внутреннее налогообложение, субсидирование и т.д.).

    Реализуемая Российским государством политика протекционизма отражена, в частности, в Концепции внешней политики, где указывается, что в сфере международных экономических отношений для Российской Федерации одним из приоритетов выступает содействие расширению отечественного экспорта и рационализации импорта в страну. Кроме того, Россия считает необходимым поддерживать интересы предпринимательства на мировом рынке, противодействовать дискриминации отечественных производителей и экспортеров, обеспечивать строгое соблюдение субъектами внешней торговли норм национального законодательства.

    В России введение нетарифных барьеров на торговых путях (квотирование, сертификация, лицензирование), хотя и имеет определенное распространение, не может проявить себя в полной мере, так как зависимость наполнения доходной части бюджета от таможенных платежей еще велика. Таким образом, следует признать, что Российская Федерация в настоящее время придерживается политики ценового протекционизма.

    В действительности ни одно государство  не пускает на самотек экономическую деятельность. Несомненно, что совершенное запрещение иностранной торговли или ввоза столь же невозможно, как его совершенная свобода, именно история еще не встречала протекционизма в чистом виде. В первом случае преступность, в частности контрабанда, возрастет и приобретет самые изощренные формы, во втором - отечественному производству будет нанесен огромный ущерб. Поэтому власть в силу объективных обстоятельств не имеет возможности устраниться от управления таможенным делом10.

    3.2  Проблемы вступления  России во ВТО

    В последнее время снова активизировалась дискуссия вокруг вопроса присоединения России к ВТО. Связано это не в последнюю очередь с очередным раундом переговоров России с членами рабочей группы по присоединению России к ВТО, на которых «неожиданно» обнаружился целый ряд противоречий, нерешенность которых не позволяет ожидать быстрого завершения переговоров. Тем не менее, все поставленные перед российской делегацией вопросы более чем ожидаемы. Вследствие этого возникла необходимость проанализировать слабые места переговорной позиции России и спрогнозировать возможные будущие проблемы.

    Сторонниками  быстрого завершения переговоров о  вступлении России в клуб международной  торговли наиболее часто выдвигаются  аргументы о том, что присоединение  к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Представляется небезынтересным проанализировать эти два тезиса.

    По  различным оценкам, доступ прямых иностранных  инвестиций в сферу услуг будет  определять около 70 % положительного эффекта  от присоединения России к ВТО. В тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит от общей политико-экономической ситуации в стране, в том числе, и от четкой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров

    Маловероятно  ожидать от присоединения к ВТО  и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом. В-третьих, часто говорится о том, что присоединение к ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров, которые, по частоте применения, составляют 59 % от общего количества ограничительных мер в отношении России (прочие нетарифные меры составляют 17 %, тарифные меры - 13 % и квоты - 11 %). При этом 65 % этих расследований возбуждаются в отношении производителей черных металлов. Но, с одной стороны, процедура проведения подобных расследований определяется не членством в ВТО, а предоставлением ей статуса страны с рыночной экономикой. С другой стороны, для успешного ведения подобных споров необходим штат высококвалифицированных служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах.

    Анализ  этих проблем позволяет сделать  вывод о том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения  страны к ВТО, определяются не членством  как таковым, а внутренней политикой  страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.

    Эйфорические  ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики  от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа на российский рынок (перечень «связанных» тарифов, обязательства по допуску иностранцев на рынок услуг) уводят внимание от таких не менее, а для современной России и более важных аспектов вступления в ВТО, как:

    1. общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности внутри страны.

    2. механизмы защиты российских производителей.

    3. неоднородность развития российских регионов.

    обязательства, принятые Россией в рамках региональных торговых соглашений.

    Представляется, что нерешенность этих вопросов может  привести к низкой результативности всего переговорного процесса в свете стоящих перед страной задач.

    Также немаловажны и механизмы защиты внутренних производителей.

    ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых  рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности, со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию. 

    Россия  существенно снизила уровень  таможенных тарифов и провела  их унификацию вне переговоров с  ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов - 10,92 %, действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым она  не только ослабила свою переговорную позицию, но и сократила возможности для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость унификации тарифов объяснялась, прежде всего, неэффективным таможенным администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путем использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки.

    Другим  эффективным механизмом защиты рынка  являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые расследования, расследования о применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на «шумность» авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны11. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дилемма избрания той или иной внешнеэкономической  стратегии, которая бы опиралась на принцип свободы торговли или протекционизма, или на уверенный симбиоз этих принципов, в свое время становилась практически пред каждым государством. И разрешали эту дилемму в первую очередь на основе стратегических интересов национальной экономики, четкого представления внутреннего и внешнего положения в стране, назначения конкурентных преимуществ на мировых рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. При этом на практике часто перевешивал протекционизм. Причем в меру уменьшения уровня таможенно-тарифного протекционизма, характерного для мировой экономики, расширялся арсенал других нетарифных способов влияния государства, направленных на поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Это привело к полной модификации самого понятия «протекционизма», необходимости рассматривать его в широком контексте как политику, которая базируется на широком арсенале способов поддержки международной конкурентоспособности в целом. В отдельности, защита национальных производителей от импорта теснейшим образом связана с государственной поддержкой экспортной деятельности в стране. Важно учитывать также, что характер регулирования внешнеэкономической деятельности в отдельных странах, его стратегические цели, рамки, конкретные инструменты и механизм постоянно изменяются в зависимости от уровня развития национальной экономики, приоритетов ее внутренней и внешней политики, условий международной торговли, участия страны в международных организациях и интеграционных группировках. 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция  Российской Федерации

2. Таможенный  Кодекс Российской Федерации  от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ // КонсультантПлюс: Версия Проф.

3. Российская  газета, 1998, 23 июля.

4. Бакаев  О.Ю. Таможенное право России: учебник / О.Ю. Бакаев, Г.В. Матвиенко; отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2005. – 427 с.

5. Трошкина  Т.Н. Правовое регулирование таможенных  платежей [электронный ресурс] / Трошкина  Т.Н., Шахмаметьев А.А. // Система Гарант.

6. Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

7. Захаров  В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История  налогов в России, IX-начало XX века – М.: РОССПЭИ, – 296 с.

8. Чмель  Г.И. Малая таможенная энциклопедия  –М.: Феникс, –430 с.

9. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия [электронный ресурс], 2008.

10. [электронный ресурс] http://www.wto.ru

11. [электронный ресурс] http://www.tamognia.ru

12. [электронный ресурс] http://www.slogos.ru/store/protekcionizm.html

13. [электронный ресурс]  http://www.ilya.nn.ru/ref/k_io_48.zip

14. [электронный ресурс] http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/novotorg.html 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История протекционизма как направление таможенной политики с древнейших времен и до наших дней