История протекционизма как направление таможенной политики с древнейших времен и до наших дней

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных, экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономике и решению фискальных задач1.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие протекционизма, теории и их представители
Глава 2. Развитие протекционизма в сфере таможенного дела
2.1 Методы тарифного регулирования
2.2 Методы нетарифного регулирования
Глава 3. Современная политика протекционизма
3.1 Политика протекционизма в настоящее время
3.2 Проблемы вступления России во ВТО
Заключение
Список используемой литературы
Приложение Новоторговый устав

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТАМОЖЕННОМУ ДЕЛУлу.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    Наиболее  полно идеи протекционизма выразил  Н.С.Мордвинов. В его практической деятельности в качестве председателя департамента экономики Государственного совета, президента Вольного Экономического общества, руководителя Российско-Американской компании, инициатора организации страховых обществ, частных банков был представлен разносторонний круг вопросов, которые он поднимал и энергично отстаивал, исходя из понимания потребностей прогрессивного развития народного хозяйства России. Его главным стремлением было вывести Россию из состояния экономической и культурной отсталости, определить пути всестороннего развития ее богатейших производительных сил. Мордвинов считал, что осуществить эти цели без специальных мер экономической политики государства Россия не сможет. Поэтому он не принял учение А.Смита о невмешательстве государства в экономическую жизнь, о принципах международной свободной торговли и конкуренции.

    Идеи  протекционизма во внешнеэкономической политике разделяли многие декабристы. Так, декабрист барон В.И. Штейнгель, член Московского общества любителей коммерческих знаний, имевший тесные связи в купеческой среде, отмечал: «Коммерция наша находится в паралитическом состоянии». Он высоко оценивал протекционистский тариф 1810 года и осуждал последующие фритредерские российские тарифы. Убежденным приверженцем протекционизма был П.П. Пестель. В проекте конституции «Русская правда» (1821) он выдвигал свой план преобразования экономики России. Для успешного развития промышленности, подчеркивал он, ее следует защищать от иностранной конкуренции с помощью протекционистского тарифа, регулировать внешнюю торговлю и не увлекаться ею с целью чрезмерного извлечения доходов для самого правительства. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОТЕКЦИОНИМА  В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО  ДЕЛА

2.1 Методы тарифного  регулирования

    Первые  упоминания о протекционизме были в  Новоторговом уставе. Новоторговый устав 1667 года, закон о внутренней и внешней торговле России. Составлен при участии А.Л. Ордина-Нащокина и дьяков Г. Дохтурова и Л. Голосова. Устав состоит из введения, 94 статей основной части и из 7 статей приложения, посвященного регламентации торговли для иностранцев. Во введении изложены принципы торгово-экономической политики. В Новоторговом уставе провозглашались: забота о пополнении казны, поддержка отечественного купечества, устанавливались принципы организации кредита. В уставе были детализированы правила внутренней торговли, основанные на торговом уставе 1653 года. Организация торговли и таможенной службы изымалась из ведения воевод. Подробно рассматривались вопросы о сроках и порядке уплаты пошлин, их размерах и унификации. Пошлины с продажи иностранцами товаров во внутренних городах сохранялись те же, что и в Грамоте 1653 года (2 алтына с рубля), а проезжие пошлины повышались до гривны с рубля (10%). Таким образом, в общей сложности политика иноземцев, проникавших на внутренний рынок, достигала 13% с цены товара. Русские торговые люди платили лишь обычную рублевую пошлину в 10 денег (5%). Устав вводил и специальные пошлины на определенный товар, а именно на вино. Т.е. пошлина на товары иноземцев была увеличена в 4 раза (см. приложение).9

    Бурное  развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовало бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу. Внешнюю торговлю Петр рассматривал как один из важнейших источников государственных доходов, ибо таможенные пошлины составляли немалую часть бюджета России. Политика в области внешней торговли была неотделима от общей внешней политики Петра. В этот период существенно активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл таможенный тариф 1724 года. Таможенная политика России тогда носила явную протекционистскую направленность. Высокими таможенными пошлинами (до 75% с цены) облагались товары, производство которых в России уже было освоено или налаживалось (железо, парусина, шелк, воск, сухие кожи и др.), на товары, не производимые в стране, пошлина была умеренная ( от 4 до 10%), а вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3%, за исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен. Иными словами, размер пошлинного обложения варьировался в зависимости от степени развития внутреннего производства.

    Далее значительный интерес представляют документы таможенного тарифа 1822 г., направленного на охрану и защиту российской промышленности. В тарифе были повышены ставки пошлин, в первую очередь на продукцию легкой и химической промышленности, а также на другие товары. В этом документе были изложены основные положения протекционистской внешнеэкономической политики. Они заключались в следующем:

    а) иностранное сырье и продовольственные  продукты, которые не производятся внутри страны, но без которых нельзя обойтись, освобождаются от таможенного обложения;

    б) необходимые товары, производство которых с течением времени может быть налажено в России, облагаются умеренными пошлинами;

    в) на предметы роскоши, определенные виды мануфактурных товаров, а также  на продукты, которые при интенсивном  покровительстве могут быть произведены в самой России, вводятся высокие пошлины;

    г) ввоз товаров, которые могут составить  конкуренцию отечественной индустрии, запрещается.

    В целом же согласно тарифу запрет был  наложен на вывоз 21 и ввоз 301 вида продуктов, в том числе льняных  и более дорогих тканей, медных изделий, железа, стекла, фаянса и др. Тариф выполнял задачу по защите русской промышленности в период первого этапа промышленного переворота в России. К тарифу был принят ряд дополнений, конкретизировавших отдельные ставки пошлин и исходивших из необходимости их повышения или понижения. Тариф 1822 г. не только способствовал индустриализации страны, но и содействовал росту фискальных сборов. Таможенные доходы за время действия тарифа (1822 -1844 гг.) возросли на 250 процентов.

    Следующие изменения в области протекционизма последовали в 1850 году. Занимая должность председателя российского Таможенного комитета, Тенгоборский стал составителем нового таможенного тарифа, утвержденного 13 октября 1850 года. Согласно тарифу отменялись многие вывозные пошлины и уменьшались пошлины на ввозимое сырье для индустрии. В тарифе были понижены пошлины по 725 статьям, из 89 статей запрещенных товаров были разрешены к ввозу 76. В то же время введение тарифа преследовало цель поощрения отечественной промышленности как через «иностранное совместничество», так и через снижение размеров пошлин «на подлежащие обработке предметы и на главные фабричные материалы».

    Либеральный по своему характеру тариф 1850 года знаменовал переход от умеренно протекционистской внешнеторговой политики, которая действовала с 1822 года, к этапу свободной торговли, продолжавшемуся до 1877 года.

    Тарифом 1857 г. отменено было еще несколько запрещений и снова сбавлены пошлины. Основной чертой этого тарифа является обложение пошлинами в высшем размере наиболее употребительных изделий, для ограждения тех отраслей русской промышленности, которые занимают большое число рук и удовлетворяют нуждам обширного класса потребителей, - и назначение умеренных пошлин для изделий, не представлявших опасного соперничества изделиям русским.

    К 1875 году пассивный внешнеторговый баланс России составлял 150 млн. рублей. Для  выравнивания баланса требовалось  усилить протекционистские меры. Распоряжение о взимании с 1 января 1877 г. таможенных пошлин золотой валютой, по номинальному достоинству кредитного рубля, вследствие чего пошлины сразу повысились на 25% (и еще более, при последующем падении курса). В 1881 г. последовала надбавка пошлины в 10% по всем статьям привоза, кроме соли; в 1882 и 1884 гг. сделаны частичные надбавки пошлин по некоторым статьям, в 1885 г. - общая надбавка в 20% с немногими изъятиями, в 1887 г. - снова частные надбавки. При всех частных надбавках имелось в виду оказать покровительство тем областям промышленности, которые особенно нуждались в поддержании.

    Протекционистский тариф 1891 года носил еще более  протекционистский характер. Предложения Менделеева были учтены при составлении «Общего таможенного тарифа Российской империи по европейской торговле», высочайше утвержденного 11 июня 1891 г. Этот тариф, положивший начало русско-германской тарифной войне (1893-1894), иногда не без оснований называют менделеевским. Цель своего труда Менделеев видел в том, чтобы «показать внутреннюю, рациональную и живую связь между тарифным делом и всем, начиная с экономического, развитием страны», «не технические подробности отдельных производств, а экономические условия их развития в России и связь их с новым таможенным тарифом составляют главное содержание этой книги». 
И в докладных записках министру финансов, и в итоговой монографии «Толковый тариф» Менделеев ясно обозначил основные критерии, использованные при подготовке нового тарифа:

    1. «Таможенный тариф всегда будет делом времени, условий и обстоятельств страны, к которой прилагается. Поэтому возможен только тариф, пригодный к настоящему экономическому состоянию России и тех стран, с которыми она должна быть в торговых отношениях, а именно только на ближайшие 20, много - 30 лет».

    2. «От тарифа можно ждать вполне благоприятных плодов лишь тогда, когда он установлен прочно, когда к нему есть возможность приноровиться и когда его система отличается целостностью и не подвергается колебаниям, могущим иметь пагубнейшие влияния».

    3. Таможенный тариф «должен обладать свойством ясно указывать всем и каждому его истинные цели и те начала, которые определяют размеры таможенных окладов». (Для России того времени эти начала - развитие внутреннего промышленного производства и уменьшение зависимости страны от иностранных товаров.)

    4. «Правильным «толковым» тарифом должно считать только такой, в котором каждый вид и род товара обсужден в отдельности, а не в каком-либо теоретическом абстракте - фритредеров или протекционистов».

    5. При определении тарифных окладов необходимо по возможности предвидеть последствия. «Неумеренное повышение пошлин» может привести к усилению контрабанды, уменьшению ввоза товаров, что обусловит снижение государственных доходов и потребления.

    Таможенный  тариф 1891 г., по мнению Менделеева, соответствовал всем этим требованиям. В 1891 г. Россия предложила «заморозить» на 10 лет установленные ею ставки таможенного тарифа для германских промышленных товаров при условии, что Германия, в свою очередь, уменьшит таможенные пошлины, налагаемые на российские товары, до уровня обложения сельскохозяйственной продукции, импортируемой ею из Австро-Венгрии и других стран. Германия отклонила это предложение, справедливо посчитав, что российский тариф и без того является, по существу, запретительным, и от его «замораживания» немецкая сторона никаких выгод не получит.

    В феврале 1892 г. Германия предложила России уменьшить ставки таможенного тарифа до уровня 1880 г., на что российское правительство в июне 1892 г. ответило отказом, а спустя четыре месяца выступило с инициативой начать двусторонние российско-германские переговоры о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле (MFN status), но при этом настаивало на сохранении ставок российского тарифа 1891 г., рассматривая их как минимальные (максимальные же ставки не должны превышать минимальные более чем на 20-30%). Переговоры начались в 1893 г., шли тяжело, сопровождаясь новыми повышениями таможенных пошлин. К марту 1894 г. было достигнуто крайне невыгодное для России соглашение. Хотя она и получала MFN status, но такой же статус получала и Германия, а это означало уменьшение таможенного обложения 120 из 214 видов ввозимых в Россию германских промышленных товаров на 17-30%, причем новые российские тарифы замораживались на 10 лет. По существу, это означало поражение России в таможенной войне с Германией. И поражение это в силу аграрного характера и экономической отсталости России было неизбежным. Индустриально развитая Германия была менее уязвима в таможенной войне, чем бедная аграрная Россия, на долю которой в германском импорте приходилось лишь 13,4%, причем импорт этот состоял главным образом из зерна (34%) и сырья (61%). 
Поэтому еще до начала таможенной войны Германия, экономика которой характеризовалась высокой эластичностью спроса на традиционно ввозимые российские товары, без особого труда и весьма быстро переориентировала «русскую долю» своего экспорта на другие страны. В 1891-1893 гг. немцы заключили выгодные для них торговые договоры с Австро-Венгрией, Бельгией, Италией, Швейцарией, Аргентиной, Болгарией, Сербией, Турцией, Румынией и США. К 1893 г. доля России в германском импорте зерна упала с 52 до 31%, тогда как доля США возросла с 4,5 до 31%. Переориентировать же свой зерновой экспорт на другие европейские страны Россия не могла из-за установленных там высоких протекционистских барьеров, да и везти зерно пришлось бы, как правило, через Германию, а это - дополнительные расходы. Российских протекционистов (Витте, Менделеева, Абазу и др.) не очень волновал вопрос о неизбежном проигрыше Россией таможенной войны с Германией, они делали ставку на другое - на подъем отечественной промышленности, в первую очередь - тяжелой индустрии. В итоге в Таможенном тарифе 1891 г. из 620 пошлинных ставок 34 были оставлены без изменений, по 39 ставкам пошлины были понижены, по 432 ставкам - повышены на 500% и более и 114 ранее беспошлинных ставок получили соответствующее обложение («Толковый тариф» Д.И. Менделеева).
 
 

                             2.2 Методы нетарифного регулирования

    Существует 4 вида нетарифного регулирования: количественные, скрытые, финансирование и торговое эмбарго. А сейчас я хотела бы остановиться подробнее на каждом их методов.

    1. К количественным методам относятся квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

    Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

    Лицензирование - регулирование внешнеэкономической  деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

    «Добровольное»  ограничение экспорта (ДОЭ) - это  форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер.

    2. К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно - гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требование законов о защите потребителей и многие другие.

    3. Финансирование экспорта направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке.

    4. Торговое эмбарго - это запрет государством ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как правило, страна вводит эмбарго по политическим мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и вводящей его стране, так и стране против которой его ввели, и выгодно для других стран, у которых появляется шанс получить выигрыш. Главная цель эмбарго - оказать давление на другое государство для достижения политических и экономических целей.

Информация о работе История протекционизма как направление таможенной политики с древнейших времен и до наших дней