Анализ практики применения тарифных льгот в России и за рубежом

Автор: j*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемы использования и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования ВЭД РФ.
Проанализировать систему тарифных преференций РФ.
Обобщить практику предоставления РФ тарифных преференций зарубежным странам.
Внести предложения по совершенствованию механизмов предоставления тарифных преференций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Виды и предоставление тарифных льгот………………………….......5
1.1. Виды тарифных льгот………………………………………..……………....6
1.2. Предоставление тарифных льгот…………………………….……………...8
Глава II. Общие понятия об истории тарифных льгот в мире………………..11
2. 1. Применение тарифных льгот в США……………………………………..12
2. 2. Применение тарифных льгот в ЕС…………………………………….…..13
2. 3. Применение тарифных льгот в Японии…………………………………..15
2. 4. Практика применения тарифных преференций в РФ……………………16
Глава 3. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения…………….20
3.1 Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций…………………………………………………………………..….22
3.2 Особенности развития национальной системы преференций……………26
Заключение………………………………………………...………..………..…..33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать)
Товарные  группы/гг. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Мебель, матрацы 0,5 0,5 1,0 1,2 1,2 1,4 1,8
Керамические  изделия 1,0 1,1 1,2 1,0 1,3 1,2 1,3
Продукты  из овощей и фруктов 0,6 1,5 1,6 1,4 1,1 1,1 1,6
Фрукты 1,0 0,9 1,2 0,9 0,7 0,7 0,6
Мясные  продукты 0,6 1,1 1,1 0,8 0,7 0,7 0,8
Овощи, горох, фасоль 0,7 0,7 1,0 1,0 0,8 0,7 0,8
Мясо 0,2 1,6 3,7 1,9 1,3 0,6 0.2
Зерновые 2,6 0,7 1,5 1,2 0,4 0,3 0,4
 

     Таблица 2. Динамика импорта зеленого кофе по странам-производителям в 2004-2006 годах, %.

Страна  происхождения Доля  в структуре импорта, %
2004 год 2005 год 2006 год
1 Индия 15,1 18,6 27,3
2 Вьетнам 33,8 24,7 16,6
3 Бразилия 7,1 9,6 12,0
4 Танзания 0,2 0,5 7,0
5 Индонезия 17,9 13,7 6,7
6 Уганда 3,8 2,9 4,5
7 Кот Д’ивуар 7,3 11,9 4,4
8 Эфиопия 1,1 1,2 3,8
9 Никарагуа 1,1 0,8 3,1
10 Колумбия 1,3 2,2 2,9
 

    Как видно из таблицы 2, в 2006 году лидером  по поставке зеленого кофе стала Индия, уверенно увеличивавшая объемы продаж за 2004 - 2006 гг. За 2006 год объемы поставок из этой страны выросли на 31,7% к уровню 2005-го, и их доля в российском импорте кофейного сырья достигла 27,3%. Одновременно резко – с 6,4 до 3,9 тысячи тонн – упали объемы зеленого кофе, поставляемого с плантаций Вьетнама, основного партнера России на этом рынке в 2005 году. В среднем объем импорта из Вьетнама за 2004 – 2006 годы уменьшился на 8,6 %.

     Серьезные изменения не коснулись, пожалуй, только отношений России и Бразилии: в закупках кофе из этой страны за три года отмечается незначительный, но стабильный рост, который составляет в среднем 2,45 %. Бразилия рассматривает Россию в большей степени в качестве рынка сбыта. Доля поставок из Бразилии в общем российском импорте по отдельным преференциальным товарам составляет: говядина мороженая - 44 %.; свинина мороженая - 71 %.; мясо птицы мороженое - 19 %.; кофе растворимый – 30 %. (по данным 2006 г.).

     Более чем в 2 раза снизились закупки  кофе Индонезии, также исторически выступавшей крупным поставщиком России. Неожиданно успешно в 2004 году в качестве внешнеторгового партнера нашей страны по поставкам зеленого кофе выступила Танзания, из аутсайдеров рынка сразу же вышедшая на четвертое место среди стран-производителей и занявшая 7% в объеме импорта кофейного сырья. Такие страны как Уганда, Эфиопия, Танзания занимают незначительную долю импорта зеленого кофе в Россию.

     Помимо  кофе, в структуре российского  импорта из Индии преобладают: орехи, чай, табак-сырец, рис, семена кунжута, медикаменты. (Таблица 3).

     Таблица 3. Структура импорта в торговле с Индией в 2005-2006 гг. (млн. долл. США)

Товарные  группы/ гг. 2005 2006
Овощи 1,2 3,2
Кофе, чай, пряности 63,4 54,4
Фрукты, орехи 1,8 4,9
Злаки 1,7 6,9
Масличные семена и плоды 4,5 3,1
Фармацевтическая  продукция 212,0 289,0
Разные  пищевые продукты 41,4 44,1
 

Таблица 4 . Общий объем импорта чая в Россию за 2006 год из развивающихся стран

Страна  происхождения Доля в структуре  импорта, %
Шри-Ланка 42,8
Индия 25,6
Индонезия 10
Китай 6,8
Кения 5,7
Вьетнам 3,5
 

     Россия - главный покупатель цейлонского  чая. Она обеспечивает 19% продаж чайного  рынка Шри-Ланки. В 2006 г. Шри-Ланка  поставила в Россию 32600 тыс. тонн чая оптом и 17200т. в расфасовке, что составляет 42,8 % из общего объема импорта чая в РФ. Другими импортерами чая являются: Индия (25,6%), Индонезия (10%), Китай (6,8 %), Кения (5,7 %), Вьетнам (3,5 %). (Таблица 4).

     Подписав  с Индией двусторонний протокол о  вступлении в ВТО, Россия согласилась, что должна будет запретить российским чайным фабрикам использование защищенных по происхождению названий индийского чая. Кроме того, Россия должна будет снизить пошлины на импорт фасованного чая почти в два раза по сравнению с существующими, доведя их до уровня других стран СНГ. В течение пяти лет Индия и Россия планируют увеличить торговый оборот до 10млрд US$ к 2010 году (с нынешних 2млрд US$). В рамках программы развития взаимной торговли между странами будет создана рабочая группа для выработки предложения для устранения имеющихся барьеров в торгово-экономических отношениях и подготовки полномасштабного экономического соглашения.

     Изучение  структуры российского импорта  из развивающихся стран показывает преобладание следующих преференциальных товаров: мясо и пищевые мясные субпродукты, фрукты, орехи, чай, кофе, пряности, жиры и масла животного и растительного происхождения, фармацевтическая продукция.

     Как основных торговых партнеров РФ из числа наименее развитых стран можно выделить: Гвинею и Мавританию.

     Из  числа развивающихся стран наибольшие тарифные преференции получают: Бразилия, Китай, Индия, Шри-Ланка, Аргентина.

     Анализ  ввоза преференциальных товаров  из развивающихся и наименее развитых стран показал, что объемы внешней торговли России с этими странами из года в год возрастают. Расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, что неблагоприятно сказывается на развитии отечественного производства определенных видов товаров. Это говорит об актуальности исследования вопроса предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из этих стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения 

     3.1 Решение проблем  и совершенствование  предоставления тарифных  преференций 

     Современная торговая политика характеризуется  возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных группировок, служат решению как экономических, так и политических задач. Последний фактор часто побуждает государства идти на создание зон свободной торговли и таможенных союзов даже в тех случаях, когда их экономические преимущества далеко не предопределены (Мексика в НАФТА, многие страны Центральной и Восточной Европы в ассоциации с ЕС). Более того, геополитические соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смогут принести экономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.

     Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют исключать из льготного режима "чувствительные" секторы экономики лишь в течение периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, который, как правило, не должен превышать 10 лет.

     Что касается преференций в пользу развивающихся  стран, то здесь правовые возможности для регулирования объема льгот весьма широки, поскольку ГАТТ выводит данный режим за пределы действия общего обязательства о наибольшем благоприятствовании и не дискриминации.

     Применение  льготного режима к ввозу товара на рынок создает экспортерам серьезные преимущества по сравнению с конкурентами и позволяет не только избежать уплаты таможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их уровень, но и в ряде случаев даже выводит такой импорт из-под действия антидемпинговых пошлин и количественных ограничений.

     В этих условиях повышенное значение приобретает  создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не только сам является таможенным союзом, но и как уже было отмечено, предоставляет преференции (в договорной или односторонней форме) подавляющему большинству государств и территорий (за исключением неевропейских членов ОЭСР), в результате чего до половины импорта ЕС является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые КЕС усилия по линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил происхождения) и модификацию схемы Общей системы преференций (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции.

Информация о работе Анализ практики применения тарифных льгот в России и за рубежом