Анализ практики применения тарифных льгот в России и за рубежом

Автор: j*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемы использования и направления дальнейшего развития предоставления тарифных преференций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Исследовать механизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственного регулирования ВЭД РФ.
Проанализировать систему тарифных преференций РФ.
Обобщить практику предоставления РФ тарифных преференций зарубежным странам.
Внести предложения по совершенствованию механизмов предоставления тарифных преференций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Виды и предоставление тарифных льгот………………………….......5
1.1. Виды тарифных льгот………………………………………..……………....6
1.2. Предоставление тарифных льгот…………………………….……………...8
Глава II. Общие понятия об истории тарифных льгот в мире………………..11
2. 1. Применение тарифных льгот в США……………………………………..12
2. 2. Применение тарифных льгот в ЕС…………………………………….…..13
2. 3. Применение тарифных льгот в Японии…………………………………..15
2. 4. Практика применения тарифных преференций в РФ……………………16
Глава 3. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения…………….20
3.1 Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций…………………………………………………………………..….22
3.2 Особенности развития национальной системы преференций……………26
Заключение………………………………………………...………..………..…..33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

    Данный  вопрос обсуждался на состоявшейся 1 октября 2010 года рабочей встрече руководителей таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. И было признано необходимым, разработать единый порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

    В настоящее время экспертами таможенных служб Республики Беларусь, Казахстан  и Российской Федерации с участием экспертов Секретариата Таможенного  союза ведётся активная работа по подготовке соответствующего проекта  решения комиссии Таможенного союза, для его внесения на рассмотрение комиссии Таможенного союза в декабре 2010 года.

    В целом за девять месяцев 2010 года сумма  льгот по уплате таможенных платежей составила 218 миллиардов рублей, что  в 1,6 раза больше аналогичного периода  2009 года.

    Также из нововведений можно отметить положение  статьи 119 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», определяющий порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещённых в Российской Федерации  под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, выпущенных условно.

    Теперь  такая уплата может осуществляться как декларантом, так и иным лицом, у которого находятся товары в  законном владении. С 1 января 2010 года в  государствах-членах Таможенного союза введена в действие единая система тарифных преференций Таможенного союза, которая унифицировала подходы к предоставлению тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза.

    27 ноября 2009 года решением Межгоссовета  ЕврАзЭС был утверждён перечень  развивающихся стран - пользователей  системы тарифных преференций  Таможенного союза, перечень наименее  развитых стран - пользователей  системой тарифных преференций Таможенного союза, перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

    С 1 июля 2010 года в государствах-членах ТС определение страны происхождения  товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, осуществляется в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятыми соглашениями от 12 декабря 2008 года.

    За  период с начала, с 1 июля 2010 года таможенными органами Российской Федерации было предоставлено тарифных преференций на сумму 464 миллиона долларов США. 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Общие понятия об истории тарифных льгот в мире 

    В системе международных отношений  государства выступают с позиции национальной внешней таможенной политики, то есть их конкретные целенаправленные действия приобретают первостепенное значение, так как от них зависит согласование норм и принципов международного торгового права и функционирование международной системы экономических отношений вообще. Национальная таможенная политика закрепляется государствами в таможенном законодательстве, основное место в котором отводится таможенному кодексу и таможенному тарифу.

    Таможенно-тарифные средства являются старейшим методом регулирования внешнеторгового оборота. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы. В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на максимальные, которые устанавливаются для всех стран, минимальные, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования, и преференциальные – особо льготные ставки пошлин, предоставляемые отдельным странам или группам стран, как правило, развивающимся. Они обычно значительно ниже минимальных или равны 0, т.е. разрешают беспошлинный ввоз.

    Режим наибольшего благоприятствования  подразумевает выполнение развитыми странами обязательств по предоставлению развивающимся странам невзаимных таможенных преференций в виде отмены таможенных пошлин на все виды экспортной продукции. Совокупность таких обязательств получила название Общей системы преференций (ОСП), которая была принята в 1968 году на второй сессии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Ее фундаментом выступают принципы односторонности уступок и недопущения внутренней дискриминации. Основным фактором концепции ОСП являются правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся тарифными преференциями. 

    2. 1. Применение тарифных льгот в США 

    Соединенные Штаты на протяжении значительной части  своей истории были больше известны как сторонники жесткого протекционизма. Интеграция США в мировую экономику, участие страны в глобальных многосторонних торговых переговорах, достигнутые с рядом торговых партнеров договоренности о либерализации торговли на двустороннем уровне, новые региональные торговые и преференциальные соглашения ослабили влияние протекционистски настроенных групп, но не ликвидировали его. Либеральные тенденции доминируют в США, но в то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны. В условиях, когда США продолжают претендовать на лидерство в сфере международных экономических связей, они вынуждены постоянно совершенствовать инструментарий торговой политики для достижения главных целей − открытия новых рынков для американского экспорта и защиты национального рынка от «несправедливой» иностранной конкуренции1.

    Основным  средством государственного регулирования  импорта в США является обложение  товаров при ввозе таможенными  пошлинами (исключения есть, но для  освобождения от обложения требуется  специальное постановление). Размер такого обложения определен таможенным тарифом США. Правила таможенной оценки и процедура таможенного обложения установлены законом о тарифах 1930 г., в который периодически вносятся изменения, приводящие его в соответствие с торгово-политическим курсом американского правительства.

    Таможенный  тариф США является трехколончатым. Первая колонка тарифа – льготный тариф – содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, на которые США распространяет режим наибольшего благоприятствования.  

    2. 2. Применение тарифных льгот в ЕС 

    Подобно государству, Европейское Сообщество осуществляет не только свои внутренние, но и внешние функции. Так в  рамках своей исключительной компетенции  оно взаимодействует с третьими странами и различными международными организациями, реализуя, тем самым, полный объем своей международной правосубъектности. Компетенция ЕС в данной области достигается, в первую очередь, путем проведения общей торговой политики Европейского Союза, которая образует собой базовый и основной компонент всей его внешнеэкономической деятельности. В настоящее же время торговая политика ЕС, устанавливаемая учредительными договорами и различными нормативно-правовыми актами, реализуется следующими инструментами: а) импортные и экспортные режимы; б) торговые защитные меры; в) таможенная политика. При этом последняя формируется и развивается в тесной взаимосвязи с общей торговой политикой, так как еще в договоре об учреждении ЕЭС 1957 г. было провозглашено объединение государств-членов в Таможенный союз, базирующийся на принципах ГАТТ2.

    Важнейшим условием существования Таможенного  союза и инструментом общей торговой политики является внешний единый таможенный тариф. Именно он позволил ЕЭС вести независимую таможенную и общую торговую политики, а с середины 70-х годов доходы от общей торговой политики стали поступать не к государствам-членам, а напрямую Сообществу, являясь одним из важнейших источников бюджета ЕС3.

    Механизм  внешнего таможенного тарифа заключается  в том, что любые импортные  товары, пересекающие границу любого из государств-членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются таможенной пошлиной в соответствии с общим таможенным тарифом ЕС.

       От  восьмизначного цифрового кода Комбинированной  номенклатуры ЕС зависит уровень  таможенного обложения того или  иного товара. Например, ставка пошлины на кордовую ткань для шин из нейлона, пропитанную резиной (код 59021010), составляет 5,5%, а не пропитанную (код 59021090) – 7,8%. ЕТТ состоит из 21 раздела, 99 групп, примерно 1300 тарифных позиций и более 5000 субпозиций, которые в свою очередь подразделяются на еще более мелкие подпозиции. По состоянию на 2006 г., ЕТТ насчитывает в общей сложности 9843 тарифных линии, что означает высокую степень детализации таможенного обложения. Это позволяет ЕС при необходимости выборочно снижать или повышать пошлины (например, в ответ на дискриминационные действия других участников ВТО и с ее разрешения) на конкретные, важные для данной страны товары, не затрагивая при этом интересы других стран.

       С 2001 г. ЕТТ является четырехколонным:

       в первой колонке приводится код товара по Комбинированной номенклатуре ЕС;

       во  второй– его описание;

       в третьей – договорные ставки пошлин, согласованные в ходе Уругвайского раунда многосторонних тарифных переговоров  в рамках ВТО; в четвертой –  единицы измерения.

       Применяются несколько видов таможенных пошлин: адвалорные, исчисляемые в процентах от импортной стоимости товара и наиболее распространенные (на них приходится 90% общего числа ставок); специфические, фиксируемые в евро за единицу продукции (6,4%); смешанные, представляющие собой комбинацию адвалорных и специфических пошлин (2%); альтернативные, дающие возможность выбора между ними (0,7%), и изменяемые, например, сезонные (0,9%). 
 

    2. 3. Применение тарифных льгот в Японии 

    Япония  была почти наглухо закрыта от внешнего рынка до 50-60-х годов XIX в., когда были заключены договоры с США, Россией, Великобританией, Голландией и Францией об открытии портов для внешней торговли. Открытие

    С введением плавающего курса иены Япония перешла в режим открытой экономики. Правительство приняло программу изменений во внешнеэкономической политике, включая завершение либерализации импорта, снижение тарифов и снятие нетарифной защиты рынка. На практике были отменены все способы поощрения экспортеров и в 1972 г. проведено снижение тарифных ставок на 20% по 1865 товарным позициям.

    Таможенные  тарифы. В соответствии с решениями  Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (1975-1979 гг.) Япония обязалась  отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тыс. видов товаров в среднем на 26,3%. Средний уровень ставок таможенного обложения стал таким же, как в других индустриальных странах. Правда, по экспертным оценкам, эффективный уровень тарифной защиты с учетом ставок на ввоз сырья и товаров промежуточного спроса был выше, чем в США и странах Западной Европы (особенно по продукции машиностроения). В результате последующих международных переговоров Япония с 1985 по апрель 2001 г. более десяти раз снижала уровень импортных пошлин. Были снижены или отменены высокие пошлины в 1987-1989 гг. − на шоколад, алкогольные напитки, табачные изделия, тропические фрукты, фанеру; в 1990 г. − на более чем 1 тыс. видов продукции машиностроения. В течение 90-х годов была отменена система тарифных квот на ввоз говядины, цитрусовых и ряда других сельскохозяйственных продуктов, в конце десятилетия − снижены или отменены пошлины на нефть, сахар-сырец, целлюлозу.

Таможенный  тариф Японии, как и в большинстве  стран мира, является многоколонным. Ставки пошлин в нем сгруппированы в четырех столбцах: в первом – общие (базовые) ставки, которые могут быть изменены в одностороннем порядке. Во втором – ставки, закрепленные ГАТТ/ВТО (так называемые договорные, или конвенционные), в третьем – преференциальные ставки, в четвертом – временные ставки пошлин, вводимых на основании закона о временных тарифных мерах.

Японский  таможенный тариф предусматривает  использование большого разнообразия пошлин, дифференцирующихся в зависимости от метода определения тарифной ставки. Такое положение обеспечивает более надежный уровень защиты внутренней продукции, в первую очередь, сельскохозяйственной, перед лицом мировых ценовых колебаний или внезапных наплывов дешевого импорта.

В случае адвалорных пошлин стоимость импорта  определяется на основе цены СИФ ввозимого товара, то есть на основе цены товара, используемой при его продаже обычными оптовыми партиями в ходе обычной торговли в стане-экспортере на момент экспорта плюс фрахт, страхование и другие побочные расходы в ходе транспортировки. Около 95% всех категорий импортируемых в Японию товаров облагаются адвалорными пошлинами. Базой для определения размера специфических пошлин служит физический объем товара (количество единиц, геометрический объем, вес и т.д.). В настоящее время такими пошлинами облагаются вино и растительное масло.

Сезонные  тарифы на определенные товары изменяются в Японии в зависимости от времени года. В настоящее время сезонные тарифы применяются к импорту свежих и предварительно переработанных апельсинов и бананов, а также к свежему винограду. 

     2. 4. Практика применения тарифных преференций в РФ 

     Россия  активно развивает свои торговые отношения со странами, которым при  ввозе их товаров на таможенную территорию РФ предоставляется преференциальный режим.

     Основными торговыми партнерами из числа развивающихся и наименее развитых стран являются: Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, Турция, Таиланд, Шри-Ланка, Аргентина, Гвинея, Мавритания и др.

     Основную  долю преференциальных товаров в  Россию импортирует КНР. Удельный вес основных товарных групп в импорте России из КНР (в %) показано в таблице 1.

     Таблица 1. Доля преференциальных товаров, ввозимых в Россию из КНР (%)

Информация о работе Анализ практики применения тарифных льгот в России и за рубежом