Взаимодействие искусства и техники. Влияние техники на развитие искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:00, реферат

Описание работы

В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.

Содержание

Оглавление

Ведение 3
1.Взаимодействие искусства и технологий 4
1.1. Сходства и различия науки и искусства 7
2. Техника и искусство сейчас 9
3. Влияние новых технологий на развитие искусства 19
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 68.61 Кб (Скачать)

К сожалению, сложившаяся  система образования не способна сформировать у человека те качества, которые необходимы ему для полнокровной и успешной дальнейшей деятельности. Это определено рядом обстоятельств  и прежде всего потерей образования  воспитательной функции. А.В.Луначарский  писал, что "образование слагается  из обучения и воспитания, причем и  обучение, и воспитание между собой  переплетаются". Обучение - это передача определенных знаний, а воспитание - организация характера. Знание само по себе не ведет к росту духовности. а служит преимущественно профессиональной подго­товке. Еще Апокалипсис провозглашал: "много знания - много печали", а древние греки говорили, что многознание уму не научает. Надо отличать знание от мудрости. Последняя означает умение человека осмысливает с нравственно-философских позиций любые явления. Знание приобретает значимость для человека, когда оно соединяется с его моральными принципами и личными идеалами, выработанными в процессе воспитания. Поэтому воспитание как вторая компонента образования не менее, если не более важна, чем первая - обучение, т.е. приобретение знаний.

Само слово "образование" говорит о том, что человек  формирует себя, создает свой образ. Цель образования - формирование личности. Помогая усваивать добытое другими образование делает человека более свободным, является способом саморазвития и поэтому требует активности субъекта.

Между тем ныне образование сталкивается с пассивностью студентов и снижением их интереса к профессии. Это связано с  тем, что на образование смотрят  с узко практических позиций. Произошло отчуждение образования от духовной культуры. Мы все больше обращаемся к уму своих питомцев, а не к их совести.

 Довоенное  поколение инженеров училось  еще у тех преподавателей, которые  знали традиции Толстого и  Достоевского, Герцена и Чернышевского,  Руссо и Ге­те. Ныне культурная  традиция прервана. Все, что выходит  за пределы чисто технических  решений, в большинстве случаев  воспринимается не только студента­ми,  но и (стыдно сказать) часто  преподавателями как нечто второстепенное, не заслуживающем внимания. Культурная  подготовка инженеров? Изучение  ими философии, истории? Все  это иногда допустимое , но третьеразрядное! В итоге мы воспитали несколько поколений технократически мыслящих людей, лишенных твердых нравственных устоев. Высшая школа в значительной степени утратила свою главную - воспитательную - функцию.

Все эти обстоятельства требуют не только перестройки учебного процесса, но и перестройки самих  преподавателей. Необходимо создать систему непрерывного повышения квалификации преподавателей применительно к изменениям, происходящим в учебном процессе под воздействием научно-технического прогресса. Такая система помимо традиционных и подчас уже себя изживших форм повышения педагогического мастерства и научного уровня педагогов должна включить в себя, в частности, систематическое овладение компьютерной грамотностью и изучение иностранных языков с последующей аттестацией преподавателей и материальным стимулированием. Введение гуманистической компоненты в учебный процесс должен быть несовместим с технократическим мышлением.

Технократический  способ мышления, учет только экономической  выгоды, бюрократизм, понимание человека как придатка машины, недооценка развития социальной сферы - все это явления одного порядка - нашей некультурности. А каковы результаты такого технократического подхода? Результат один: наша страна оказалась на обочине современного научно-технического прогресса и развития мировой цивилизации. Из 110 открытий, получивших техническое применение и тем самым определивших облик современной цивилизации, 65% принадлежит США, 15% - ФРГ и 10% - Японии. Что касается нашей страны, то мы можем назвать только одно открытие подобного рода - лазер.

Что касается "чисто" профессионально подготовки, то система  образования сегодня выпускает  усредненных специалистов, которые  в лучшем случае обладают послушанием, пунктуальностью, способностями к  однообразным заученным действиям. Это - заводские специалисты конвейерного производства. Деятельность этих специалистов по мере его автоматизации, роботизации  и компьютеризации становится все менее эффективна. Производству все более требуются люди инициативные, творческие, ставящие под сомнение традиционные решения и вместе с тем люди, обладающие высококвалифицированными знаниями. Возникает необходимость реформы все системы образования, превращения ее из системы, обслуживающей производство, в систему, направленную на производство (формирование) личности. Возникла необходимость перехода от понимания образования как предпосылки производственного процесса к его оценки как цели производства человека.

В ходе этой революции  образования огромную роль должна сыграть  информационная техника. Использование этой техники обуславливает установление комму­никационных связей между обучающимися индивидами, развивает логику мышления. Вместо того, чтобы объяснять как решать уравнения учителя будут учить как применять математические методы, как сформулировать задачи, чтобы их могла решать машина.

Революция образования  призвана выработать модель специалиста, способного выполнять свои функции  в условиях сложного и динамичного  производства. Это относится, прежде всего, к подготовке инженеров в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса, которое особенно заметным стало со второй половины 19 века. Это ускорение повлекло за собой ускоренное развитие всей культуры, к которой люди не смогли сразу адаптироваться. В 1899 году Э.Геккель писал: " Как известно, вся область нашей современной культуры - медицина и технология, промышленность и сельское хозяйство, горноделие и лесоводство, сухопутный и водный транспорт - получили во второй половине XIX века такой могучий размах, что наши предки XVIII столетия растерялись бы в нашей обстановке, если бы могли воскреснуть" . Каким было бы удивление Э.Геккеля сейчас, если бы он воскрес! Как бы быстро не развивалась техника в конце 19 столетия, люди рождались, жили и умирали примерно в одной и той же технической среде. Теперь впервые в истории человечества темпы смены многих поколений техники опережают темпы смены поколений работников. Ф.Рапп, отмечая, что в прошлом на протяжении многих поколений не происходило никаких заслуживающих упоминания технических нововведений, писал, сто "наши современники на протяжении одного поколения пережили такие нововведения, как радио, автомобиль, самолет, телевидение, автоматизация, компьютерная и атомная техника". На глазах одного поколения людей произошла смена четырех поколений компьютеров и роботов. При этом техника морально стареет быстрее, чем физически.

В условиях, когда  поколения машин сменяются быстрее, чем поколения людей необходима "гибкая технология" системы образования, ее умение быстро перестраиваться для своего соответствия техническим потребностям и другим областям человеческой практики. Возникают проблемы непрерывного образования и самообразования. "Старые времена, когда вы получили квалификацию и могли бы полагаться на нее всю жизнь, или, по крайней мере, в течение нескольких десятилетий, прошли" - утверждает один из руководителей Института информатики США И.Адамс. Высказывается мнение о том, что 25-летний инженер должен проходить курс переподготовки 8 раз в течение своей 40-летней карьеры. "Современному обществу, - пишет Т.Стоуньер, - необходима новая система образования человека в течение всей его жизни. При быстрых изменениях информационной среды люди должны иметь возможность время от времени получать новое образование. В будущем периоды рабочей деятельности человека будут чередоваться с периодами его переподготовки".

Важная причина, в силу которой к инженеру предъявляются  повышенные и новые требования, заключается  в том, что изменяются задачи инженера в процессе функционирования, и особенно в процессе проектирования новой техники. До сих пор техническая система проектировалась и конструировалась исходя из определенных технических показателей - энергоемкости, материалоемкости, надежности и др. После подобного проектирования и конструирования определялись функции человека в технической системе и соответствующие требования к человеку. Теперь изменилась сама логика проектирования. Оно идет как бы "от человека": качества и возможности человека берутся, как отправные для определения технических характеристик проектирует.[5] 

3. Влияние новых технологий на развитие искусства

В результате технической  революции произошли кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и  в искусстве. Новые технологии оказали влияние на художественную среду и в результате возник новый феномен искусства - цифровые искусства.

Под цифровыми  искусствами понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой. Возникшее новообразование  активно обсуждается специалистами  широкого спектра областей, относящихся  как искусстве, культуре, так и науке, технике. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трехмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы и интернет обнаружили небывало широкие творческие возможности. На уже устоявшиеся художественные формы - кино, двухмерную анимацию, видеоискусство, музыку - цифровые технологии также сильно повиляли, способствуя созданию новых жанровых подвидов.

Используя язык цифровой культуры, появление цифровых искусств сразу же противопоставило себе все остальное искусство - традиционное, которое именуется по отношению  к цифровому аналоговым. Цифровое искусство - открытая система, поэтому развивается в контексте всего искусства и активно взаимодействует с аналоговым искусством, оказывая на него влияние. Так, в первую очередь подверглись влиянию цифровых искусств наиболее традиционные виды изобразительного искусства - живопись, графика, скульптура. Начали появляться голографические изображения, имитирующие картину, скульптуру, рельеф, даже архитектуру. Наиболее активно арт-медиа повлиял на синтетические искусства - хэппенинг, перформанс.

Что дали новые  технологии для искусства? Ответ  на этот вопрос одновременно зафиксирует  основные черты современного искусства, сформировавшегося под влиянием технологий.

1. Интерактивность  - возможность для зрителя вступать  в контакт с художником и  даже участвовать в создании  произведений.

2. Новые художественные  средства.

3. Элитарность  цифрового (чаще всего сетевого  и медиа) искусства.

Наиболее прогрессивным  из направлений современного искусства  сегодня является видео-арт, который заметно прогрессировал благодаря цифровым технологиям. Он является наиболее демократичным в производстве видом искусства, где кроме камеры, которую можно взять напрокат, почти ничего не надо. Если бы не цифровые технологии в области видео, то сегодня мы бы окончательно распрощались с таким явлением, как независимое кино. Впрочем, с экспонированием видео-арта есть проблемы, так как нужная для качественного показа техника стоит недешево.

WЕВ-дизайн и VJ-инг более всего близки салонному искусству, с которым, находят полное взаимопонимание и слияние. Как это свойственно для традиционного салонного искусства, web-дизайн и VJ-инг используют художественные средства, избегая концептуальной независимости и подчиняясь желаниям заказчика. Именно с WЕВ-дизайном чаще всего путают сетевое искусство, которое к нему не имеет никакого отношения и действительно является ноу-хау, возникшим в результате появления цифровых технологий, но не в визуальной сфере, а коммуникациях.

Сетевое искусство  сегодня уже не ограничивается интерактивными Интернет-проектами, оно выходит в реальность, создавая сети, которые объединяют людей и создают новые горизонтальные средства коммуникации от человека к человеку, минуя пропагандистскую машину масс-медиа. В этой области искусства «аналог и цифра» переживают наиболее интересные коллизии. Начавшись как сугубо цифровое, сетевое искусство парадоксальным образом эволюционировало в аналоговое, сильно повлияв на такие явления, как акционизм (появился медиа-активизм) и хэппенинг (появился флешмоб). Примечательно то, что искусство никнеймов и виртуалов естественно соединяется с самым радикально аналоговым искусством, существующим только в момент его создания и требующим непосредственного присутствия автора/зрителя/участника.

Огромное влияние  цифровые технологии оказали на музыку. Благодаря «цифре» возникла электронная  культура («drum'n'bass», «хаос», «easy», «techno»), которая на протяжении уже четвертого десятилетия остается ведущей в сфере внеакадемичной музыки. Электронные средства сейчас являются мощным средство для синтеза любого музыкального направления, в том числе и классической академической музыки с современной. Так наиболее популярным является синтез рок и поп-музыки, в танцевальной музыке - это «ambient», «gothic dark wave» и «emo». Электроника здесь, как и в роке 60х и 70х придает звучанию психоделический оттенок. Частично из-за преобладания шумовых эффектов, сливающихся с гармонией, из-за средних и медленных темпов, а также ритмов в стиле фанк.

Сегодня цифровые технологии все глубже проникают  в нашу жизнь и быт, период восхищения ими сменился периодом рефлексии  и критики. Особенно сильно это заметно  в области масс-медиа. Телевидение все больше играет роль душеприказчика для человечества и ставит его в положение слуги нарастающего товарооборота. Оно активно ассимилирует открытия художников, использует эти открытия в рекламе. В этой ситуации художники либо подыгрывают, либо пытаются сопротивляться, что так же является полезным тренажером для РR-стратегий.[6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Делая вывод , что наука во многом очень близка к искусству, поскольку исследователи также выстраивают фигуры изыскания и производят определённые операции, чтобы представить свои мысли: В каком-то смысле учёные и научные направления, в целом – племена и народы, действуют подобно художникам или ремесленникам, пытающимся вылепить мир из незнакомого по большей части материала – Бытия…Исследователи – суть художники, которые работая с неведомой прежде материей Бытия, создают из него множество явленных миров, которые они часто, но ошибочно отождествляют с самим Бытием. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    

[1] http://bibliotekar.ru/filosofiya/143.htm - Библиотекарь. Ру (Библиотекарь Точка Ру) - электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений.

Информация о работе Взаимодействие искусства и техники. Влияние техники на развитие искусства