Влияние моды в современном общественном сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:00, реферат

Описание работы

Мода является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только со стороны ученых, но и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни. В научной и научно-популярной литературе, мода неоднократно выступала в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Мода. История моды……………………………………………………………5
Влияние моды………………………………………………………………….10
Великие дизайнеры и их произведения………………………………………19
Вывод…………………………………………………………………………...0
Список используемой литературы……………………………………………0

Работа содержит 1 файл

Гуманитарный Институт.docx

— 361.76 Кб (Скачать)

На все общество мода распространяется только там и  тогда, где и когда существует возможность подражания одних социальных групп (или классов) другим путем  заимствования определенных культурных образцов. В традиционном и сословном  обществе обычай и право более  жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами. Например, в средние века в Европе представителям низших сословий было запрещено носить одежду ярких цветов, тогда как знать могла носить яркие цветные ткани. Использование  определенных материалов, видов отделок, форм регламентировалось указами королей. Например, французский король Карл VIII в 1480 г. запретил всем, кроме высшего  дворянства, носить одежду из золотой  и серебряной парчи, шелка, украшать платье драгоценными камнями, регламентировал  длину носков обуви в соответствии с социальным статусом и титулом. Впервые указал на особенные черты  общества, в котором появляется и  действует массовая мода, немецкий социолог Г.Зиммель в конце XIX в. Он выделил следующие признаки: 
1. В обществе должны существовать различия между социальными слоями по престижу (поэтому в первобытном обществе не было моды). 
2. Представители низших слоев стремятся занять более высокое положение в обществе и имеют для этого возможности (т.е. не существует жестких социальных перегородок). Этим признакам соответствует капиталистическое общество. Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты: 
1) динамичность; 
2) социальная дифференциация и мобильность; 
3) открытость (развитые каналы коммуникации); 
4) избыточность (развита система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов). 
Мода представляет собой процесс, постепенно развивающийся внутри старых социальных форм. Появление моды в XII—XIII вв. в городах Западной Европы было связано с развитием городской культуры, с потребностью в новых формах коммуникации, более поверхностных и непродолжительных. Местом подобных контактов стали городские площади и улицы, где встречались паломники, посетившие святые места, купцы и странники, побывавшие в дальних странах, рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и идеи, развивалось производство, сначала в виде городского цехового ремесла, ориентированного на изготовление изделий на продажу, затем в виде мануфактуры. Но местом рождения моды были прежде всего двор короля и дворцы придворной знати.

Социально значимое значение мода приобретает в XIX в. в  результате буржуазных революций (прежде всего Великой французской революции) и промышленного переворота, когда  сформировалось общество «равных возможностей», в котором были отменены прежние  границы и запреты и стало  развиваться массовое производство, позволяющее удовлетворять потребности в разнообразных и дешевых товарах для массового потребителя, возникли новые каналы коммуникации и средства связи: почта, телеграф, железные дороги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Современная мода остается детищем городских мегаполисов. 
Г. Зиммель выдвинул «элитарную концепцию» моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп — эта концепция получила название «концепция эффекта просачивания». Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы. Таким образом, модные стандарты и образцы постепенно «просачиваются» сверху вниз, достигая низших слоев общества, распространяясь в обществе в целом — так возникает массовая мода. Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Массы вновь стараются овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому социальному статусу. И так бесконечно. 
Однако в XX в. элитарная теория моды подверглась критике (в частности, американским социологом Г.-Дж. Блумером) за преувеличение роли элиты в процессе функционирования моды. Мода связана с массовым выбором и массовым поведением. В современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и является законодателем моды вследствие своего промежуточного относительно неустойчивого положения в обществе: с одной стороны, стремясь повысить свой социальный статус, он подражает элите, с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. В XX в. многие новые «моды» возникли в низших слоях общества — джаз, джинсовая мода и т.п. Известный дизайнер одежды К. Лагерфельд сказал в 1980-х гг.: «Кто пренебрегает улицей — глупец. Именно улица определяет моду последних двадцати лет». 
Неустойчивое социальное положение явилось причиной столь активного участия в моде женщин в связи с эмансипацией в XIX—XX вв. и молодежи во второй половине XX в. 
Мода является социальным регулятором, демонстрируя, с одной стороны, социальное неравенство в обществе, обозначая различия между социальнымигруппами (различные социальные группы имеют разные возможности и стимулы для участия в модном поведении, модные образцы имеют различную стоимость и т.д.), с другой стороны, мода сглаживает различия между социальными группами, являясь фактором демократизации современного общества. 
Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием. Еще в XIX в. появились трактовки моды как подражания (Г. Спенсер: «Мода по своей сути является подражанием»). Решающую роль в истории моды сыграли два стимула: уважение и соревнование, которые проявлялись в подражании из уважения и в подражании из соперничества. Подражание из уважения (подражание из-за почтительности) преобладало при абсолютизме, когда вкусы короля становились безусловными модными стандартами. Короли и их приближенные были законодателями моды — ярким тому примером был «Король — Солнце» — король Франции Людовик XIV. В буржуазном обществе эта роль переходит ко всем, кто на виду: в XIX в. подражали актерам (Тальма, М.Таль-они, С.Бернар), поэтам (лорду Дж.Байрону), политическим деятелям (С.Боливару, Дж. Гарибальди), в XX в. — кинозвездам, популярным поп- и рок-музыкантам, политикам, топ-моделям. 
На ряду с подражанием существует и противодействие отдельных лиц или социальных групп друг другу с помощью моды, например, английской аристократии и буржуазии (особенно членов религиозных сект) накануне и во время буржуазной революции в XVII в. 
В основе подражания лежит имитационный рефлекс. Более глубоким и широким явлением стало взаимное уподобление, которое называется социальной идентификацией и имеет прямое отношение к модному поведению. Идентификация — внутренний социально-психологический механизм общения, создающий основы для сознательного уподобления и одновременно сознательного обособления. Посредством моды проявляется уподобление человека членам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп. Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к общепринятой моде, получило название антимоды. Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Так, во время Великой французской революции антимодой являлась манера одеваться санкюлотов. Во второй половине XX в. негативное отношение к общепринятой моде стало присуще молодому поколению. После второй мировой войны протест молодых людей принял самые разнообразные формы, проявляющиеся в молодежных субкультурах: в 1940-е гг. — зути в США и зазу во Франции; в 1950-е гг. — битники и байкеры в США, тедди-бойз в Великобритании, стиляги в СССР; в 1960-е гг. в странах Запада — рокеры, «моды» (модернисты), хиппи; в 1970-е гг. — хиппи, бритоголовые и панки; в 1980-е гг. — панки, «новые романтики», рэпперы, «зеленые»; в начале 1990-х гг. — «гранж». Антимода часто превращается в массовую моду или по меньшей мере оказывает влияние на официальную моду. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950—1960-е гг. были одеждой молодых людей, протестующих против господствующих порядков, — битников, хиппи, «левых» студентов. Именно альтернативные субкультуры содержат огромный инновационный потенциал, который осваивает современная мода. Например, у хиппи были заимствованы тенденция к индивидуализации облика человека в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей, несущих на себе печать времени, эклектизм, с помощью которого каждый стремился выразить свое «я». У субкультуры панков были заимствованы кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров и т.п. еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции. 
Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества. Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них. Мода исключает подлинный выбор, предлагая человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная функция моды. Американский социолог Дж. К. Гэлбрейт указал на то, что обладание модными стандартами и образцами связано с определенной психической реакцией. Эти блага вызывают у потребителя чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают его от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе, улучшают его физическое самочувствие, содействуют пищеварению, сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии с общепринятыми стандартами, удовлетворяют психические запросы. В противном случае индивид чувствует себя ущемленным, вне нормы. 
Принадлежность человека к той или иной социальной или возрастной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей. Следование моде тесно связано с конформизмом, который является частным случаем социальной идентификации. Конформизм предполагает некий конфликт между личностью и группой, расхождение их взглядов, желаний, интересов. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям группы, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться конформизму и необходимостью индивидуального вьщеления, обеспечивая одновременно и то, и другое. Следование моде может быть формальным или активным. В случае формального следования моде ее предписания выполняются лишь в том случае, когда они не противоречат личным убеждениям человека. 
Последователи моды проявляют разную степень активности, что дает возможность классифицировать их по признаку модной ориентации (об этом подробнее см. в п. 8.5.3.). Наиболее активное участие в распространении моды принимают лидеры моды. Лидеры моды не создают ее. Они не появляются до тех пор, пока новая мода не создана. Как правило, создателями конкретной моды являются не ее лидеры. Лидеры — первые распространители модных стандартов и образцов. Выделяют официальных лидеров моды (лидеры интернационального или национального масштаба распространяют модные образцы через средства массовой информации) и неофициальных (лидеры в своей группе). Ранее лидерами моды были короли, их фавориты и фаворитки и придворные. В XIX в. эту роль стали играть актеры и публика в театре, в XX в. — деятели массовой культуры, поэтому их имена и образы использовали в рекламе разнообразных модных товаров (актрисы рекламировали мыло, певцы — шампуни, знаменитые спортсмены — туалетную воду и т.п.). В основе моды лежат именно массовые стандартизированные образцы, так как мода является формой массового поведения. 
Моду исследовали и как психологический феномен, изучая причины ее возникновения и изменения с точки зрения индивидуальной психологии. Мода удовлетворяет важные потребности человека в качестве механизма, разрешающего конфликт между социальным конформизмом и индивидуальной свободой. Г. Зим-мель дал такое определение: «Мода представляет собой некоторую особенную форму из числа тех, путем которых жизнь пытается осуществить компромисс между тенденцией к социальному уравнению и склонностью личности к проявлению своей индивидуальности». Другие исследователи моды делали акцент на психологической функции моды, которая является способом эмоциональной разрядки, удовлетворяет потребность человека в новых ощущениях: «Смысл существования моды — нарушение постепенности развития ряда массовых явлений, периодическое радикальное изменение (один раз в шесть-восемь лет) — это встряска, с помощью которой человек освежает свои ощущения» (Л. Петров). Психологический подход к моде позволяет выявить психологические причины изменения моды: 1) причина сменяемости модного поведения — в психологическом законе «угасания ориентировки»: многократное воздействие приводит к тому, что ориентировочный рефлекс слабеет, гаснет, воспринимаемый образ теряет свое значение (модный объект теряет постепенно ценность современности); 2) новый раздражитель только тогда дает эффект, когда он превосходит «норму адаптации» к прошлым раздражителям. Новый образец может стать модным только тогда, когда прежний образец утратит модные значения. Поэтому важно предложить новое в нужный момент, когда для восприятия нового созреют условия. В истории моды было множество примеров неудачных попыток преждевременно внедрить новую моду. Например, в 1922 г. во Франции провалилась кампания по пропаганде длинных юбок, а в 1969—1972 гг. — попытка ввести в моду длину макси. Великие модельеры обладали чутьем, позволяющим им угадывать тот момент, когда потребитель уже «созрел» для восприятия новых форм. Французская писательница М.Дюрас так, например, написала об известном кутюрье И. Сен-Лоран: «Он из года в год предлагает женщинам не просто то, чего они ожидают, а то, чего они ожидают, не осознавая этого». 
Свою трактовку моды как психологического явления предложили психоаналитики (З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Флюгель и др.), которые связывали ее возникновение с бессознательными процессами. 3. Фрейд дал такое толкование происхождения моды: «Новая мода возникает из призывов к свободе, красоте и значимости». Психоаналитики трактовали следование моде как способ преодоления чувства неполноценности человека, возникающего в результате неудовлетворенности своим социальным положением. Приверженность моде компенсирует отсутствие престижа: «Изменение в одежде дает иллюзию изменения личности, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье — она уже чувствует себя леди» (П.Нистром). 
Подобный подход к изучению моды привел и к ее эротической интерпретации, которая трактовалась как выражение сексуальных потребностей. Дж. Флю-гель предложил теорию «движения эрогенных зон», которая объясняет изменения европейского костюма (прежде всего женского) исходя из того, что мода является важным моментом сексуального соревнования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Великие дизайнеры. Их произведения.

Первые упоминания о Высокой моде (моде «От кутюр») приходятся на период модернистского изобретательства – середину XIX века. Именно тогда и стали появляться первые салоны мод и первые модельеры.

Высокая мода –  это…

• Это искусство шитья высочайшего качества…

• Это творения ведущих мировых салонов мод, которые задают тон, стиль и направление  вселенской моде…

• Это неповторимые и уникальные модели, которые производятся в самых известных салонах…

• Это фантазии, превращенные в реальность… 

Кристиан Диор (1905-1957), самый удачливый творец моды после второй мировой войны, включается в логичный процесс развития моды послевоенного периода (с её огрубением и маскулинизацией), напомнив об основной задаче моды, которая заключается в том, чтобы «наряжать женщин и делать их более красивыми». Созданный им новый стиль (New Look), революционизирующее удлинение юбки явились, по его словам, реакцией на бедность. В книге «Я дамский портной» он писал: «Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки». Грандиозный успех Диора свидетельствует о господствующей роли одаренного тонким инстинктом времени и духа времени создателя мод, ибо у истоков моды всё еще стоит портной-модельер с его богатым воображением. Он черпает свое вдохновение везде, где только можно. Мадам Скьяпарелли, например, в один из сезонов обязана своими творениями магическому действию американского цирка «Барнем и Бейли». Живопись и экзотические балетные постановки, большие выставки и веяния времени, фильмы, путешествия и хорошие книги представляют собой сырьё для работы модельера. Он может, покинув свое время, погрузиться в нежную романтику ушедших эпох, или отважно «оседлать» современность.

Платье из коллекции представленной в Москве.

Джа́нни Верса́че 2 декабря 1946 15 июля 1997 итальянский модельер, основавший в 1978 году марку «Gianni Versace», под которой выпускалась элитная одежда, аксессуары, косметика, парфюмерия и мебель. После смерти кутюрье марка была переименована в «Versace» . Начал карьеру как простой портной в салоне своей матери, шил кукол, а в 9 лет создал первое платье, подбитое бархатом. В 25 лет отправляется в Милан, где в 1978 году с грандиозным успехом прошла первая презентация коллекции мужской и женской одежды «Версаче». А в начале 90-х — выпустил версию кожаных изделий, верхней одежды, духов, мебели и прочей домашней утвари. Версаче черпал своё вдохновение в абстрактном искусстве, творчестве Энди Уорхола, итальянском искусстве эпохи ренессанса.Версаче не скрывал своей гомосексуальной ориентации, прожив 11 лет совместно со своим спутником жизни — модельером Антонио д’Амико.. В своем особняке “Лаго ди Комо”, расположенном на берегу озера Комо в Италии, он любил проводить время в компании своих друзей — Элтона Джона, Мадонны, Джорджа Майкла

Застрелен в  городе Майами-Бич (пригороде Майами) серийным убийцей гомосексуальной ориентации Эндрю Кьюнененом без какой-либо видимой причины, похоронен у озера Комо (северная Италия).

Элтон Джон, над оформлением диска которого работал дизайнер в 19911994 годах, посвятил ему свой альбом «The Big Picture» (1997).

После смерти Версаче во главе его фирмы встала младшая сестра, Донателла Версаче.

Наряд выполнен ателье Версаче.

Джоржио Армани. Родился в 1934 году . Начиная с 1970 года создает новые модели одежды в нескольких домах моды Италии, в 1974 году мир увидел первую коллекцию Giorgio Armani, показ которой прошёл с большим успехом. 1975 год стал началом пути к славе и успеху Armani, когда Джорджо Армани, вместе с Серджо Галлеоти, регистрирует в Италии компанию Giorgio Armani s.p.a. В настоящее время компания Armani — одна из ведущих законодателей в мире моды. Выпускает эксклюзивные, коллекционные и красивые линии мужской и женской одежды, коллекции обуви, аксессуары, галантерею, часы и ювелирные изделия. Такие популярные линии и направления компании как Giorgio Armani, Emporio Armani, Armani Exchange, Armani USA, Jeans сделали Armani одним из ведущих производителей стильной одежды, галантереи, парфюмерии и обуви. Кроме одежды и обуви Armani, по договору с парфюмерной компанией L’Oreal идет выпуск знаменитой парфюмерии, духов и туалетной воды Armani

 

Одежда, выпускаемая  модным домом Армани делится на 5 линий: Giorgio Armani (одежды от кутюр); Armani Collezioni (1979), линия готовой одежды, состоящая в основном из свитеров ручной вязки и облегающих костюмов по фигуре; Emporio Armani (1981), линия,в которой подчеркнуто дерзкий итальянский стиль сочетающийся с непринужденной элегантностью; Armani Exchange (1991), рассчитана на массовый рынок; Armani Junior, коллекция для юных модников.

В 1987 Джорджо запустил линию офтальмологических оправ и солнцезащитных очков Armani Occhiali. 1994 ознаменован появлением линии одежды для горнолыжного спорта. В 1996 увидели свет коллекции одежды для зимних видов спорта Armani Neve (Snow) и гольфа, а также линия Armani Classico.

Эскиз платья, которое  Армани претворил в жизнь.

 
 

И самый на мой взгляд гениальный, креативный дизайнер 21 века – это Алексанр МакКуин.

Александр МакКуин  17 марта 196911 февраля 2010, Лондон, Великобритания) — английский дизайнер модной одежды. Известен своими вызывающими показами. Командор ордена Британской империи, четырежды признавался лучшим британским модельером года.

В 23 года Александр  МакКуин представил свою первую коллекцию модной одежды. В 27 лет, после представленных 8 авторских коллекций, был приглашен французским Домом моды Givenchy на должность заместителя главного дизайнера. Впоследствии он оставил Givenchy, присоединившись к Gucci Group, для того чтобы разрабатывать свою собственную марку — Alexander McQueen.

Александр МакКуин был открытым геем. В 2000 он году заключил гражданский брак с британским кинодокументалистом Джорджем Форсайтом.

Музы

  • Журналистка Изабелла Блоу;
  • Актриса Сара Джессика Паркер;
  • Певица Lady Gaga.

Некоторые вещи из его коллекций:

   

Вывод.

Общим для всех социологический концепций моды является признание моды как важного  социального феномена, оказывающего влияние на социум. Вместе с тем, при объяснении социальных характеристик моды в различных теориях акценты существенно отличаются. Это связано, прежде всего, с тем, что в основе концепций моды лежат различные методологические установки, задающие соответствующие направления исследования.

Последний мотив  лежит в основе возникновения  моды. Мода — это прежде всего, новые образцы поведения, применяемые престижными слоями для того, чтобы выделиться из общества, и перенимаемые другими членами общества с тем, чтобы выглядеть как представители преуспевающих, престижных слоев.

Французский психолог Г. Тард считал моду наряду с обычаем основным видом подражания. Причиной возникновения моды являются «законы подражания», лежащие в основе жизнедеятельности общества. Если обычай — это подражание предкам, то мода — подражание современникам. Пока существует социальное неравенство, не может быть единой моды.

Современная мода обладает широкими социально-значимыми  возможностями. Ее главная социальная функция — служить способом выявления  новых культурных образцов. Известный  французский кутюрье Пьер Карден дал такое определение моде: «Мода — это способ выражения. Другими словами, мода — это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте» 
 
 
 

Список  используемой литературы.

  1. Видео-лекции Александра Васильева (историк моды) с сайта YouTube.ru
  2. Веблен Т. «Теория праздного класса» М; Просвещение, 1984.
  3. Гофман А.Б. Мода и люди, или новая теория моды и модного поведения. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2000. - С. 4.
  4. Орлова Л. В. «Азбука моды» -  М; Просвещение, 1988.
  5. Ролан Барт «Система моды, статьи по семиотике культуры» М; изд  им. Сабашниковых, 2003.
  6. Р. Молхо «Быть Армани» М; изд. Азбука классика, 2008.

Информация о работе Влияние моды в современном общественном сознании