Влияние моды в современном общественном сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:00, реферат

Описание работы

Мода является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только со стороны ученых, но и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни. В научной и научно-популярной литературе, мода неоднократно выступала в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Мода. История моды……………………………………………………………5
Влияние моды………………………………………………………………….10
Великие дизайнеры и их произведения………………………………………19
Вывод…………………………………………………………………………...0
Список используемой литературы……………………………………………0

Работа содержит 1 файл

Гуманитарный Институт.docx

— 361.76 Кб (Скачать)

Гуманитарный  Институт (ННФ) 
 
 
 
 
 

«Влияние моды в современном общественном сознании» 
 
 
 
 

Выполнила: Литвинова Елена

(Экономический  фак.)

Проверил: Буров А. Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 г.

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………………3
  2. Мода. История моды……………………………………………………………5
  3. Влияние моды………………………………………………………………….10
  4. Великие дизайнеры и их произведения………………………………………19
  5. Вывод…………………………………………………………………………...0
  6. Список используемой литературы……………………………………………0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Мода является одним из самых широко известных  феноменов социальной жизни, неизменно  пользующихся живым интересом не только со стороны ученых, но и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни. В научной и научно-популярной литературе, мода неоднократно выступала в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды и др. В социологической науке также имеется немало работ, посвященных моде и раскрывающих различные аспекты этого сложного и многогранного явления, масштабы которого таковы, что, как отмечает А.Б.Гофман: «Трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы ни сказывалось его влияние»1.  
Моду можно рассматривать и как некий инвариант, некую совокупность норм социального поведения, господствующих в определенных пространственно-временных рамках. Сама мода – глоток свежего воздуха, от которой ждут новизны, креатива. Закрепление модных стандартов приведет к тому, что они, оставшись стандартами, перестанут быть модными, превратившись в аналог униформы.  
С другой стороны, в результате наблюдений над современной индустрией моды с вложенными в нее огромными капиталами, с разветвленной сетью организаций, выполняющих различные функции, включая не только производство в промышленных масштабах модной одежды, но и культивирование высокой моды, издание модных журналов, создание и поддержку брендов, исследования рынка и т.д., - все чаще вызывают вопрос: а не становится ли сама мода социальным институтом? Что если наблюдаемая смена «мод» - не более чем кажимость? В отличие от моды двадцатых, тридцатых, сороковых, пятидесятых, не говоря уже о шестидесятых годах XX столетия, вызывающих однозначные ассоциации с определенными и целостными образами женщин, мода последнего десятилетия производит впечатление утраты лица и беспорядочного метания от стиля к стилю. Происходящие в ней сезонные изменения, с одной стороны, чересчур радикальны (от мини к  
макси, от узкого к широкому, от острого к тупому - и наоборот), но в этом и есть особенная черта: сочетать несочетаемое, одеваться обескураживающе! Быть может, такая разностильность - естественное свойство культуры рубежа тысячелетий… Вспомним, что мода рубежа XIX- XX вв. тоже удивляла современников реминисценциями к стилям прошлого.  
Актуальность темы работы обусловлена:  
а) важной ролью моды как одного из важных элементов человеческой культуры, служащего источником социальных инноваций и основой установления устойчивых социальных связей между людьми;  
б) недостаточной разработанностью данной темы в научной литературе.  
Теоретическую основу составили фундаментальные труды в области исследования социальных структур, социальных институтов и процессов, моды как социального феномена, ее историко-культурных, семиотических, экономических, социально-психологических аспектов. В их числе работы таких ученых, как: Р.Арнольд, Р. Барт, ЕЛ.Басин, К.Белл, П.Бергер, Е.С.Богардус, П.Бурдье, И.Бреннинкмейер, Т. Лукман, Р.Бернс, Г.Блумер, Ж.Бодрийяр, Ф.Бродель, М.Вебер, Т.Веблен Э.Э., Виолле-де-Люк, Ф.Дэвис, А.Б.Гофман, Е.Кац, В.М.Краснов, К.Кемпбелл, П.Коэльо, Ж.Деррида, В.Дильтей, Э.Дюркгейм, др.  
Отмечая значительную научную ценность проведенных исследований, вместе с тем необходимо отметить, что, некоторые выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами требуют дальнейшего развития в теоретическом и практическом плане, а ряд научных положений нуждается в корректировке, в свете изменившихся социально-экономических, моральных и эстэтических условий развития моды на современном этапе.
 
 
 
 

Мода. История  моды.

Мода – это  форма проявления культуры, это отражение  действительности, проявляющееся в  манере поведения, а главным образом, в одежде. Мода меняется очень часто. Мода задает определенные правила поведения и манеры одеваться, а человек, не соблюдающий эти правила, рискует прослыть «немодным». При этом существуют правила, которые никогда не выходят из моды, например, классический стиль в одежде. В широком смысле слова, мода – это господство определенного вкуса с некой сфере жизни. Как правило, мода непродолжительна и часто меняется, иногда возвращаясь к давно забытому.

Каменный век, несколько десятков тысяч лет  назад. В Европе надолго похолодало: прошли времена господства мягкого  тропического климата, когда люди думали скорее об украшениях, чем об одежде. Слонов, носорогов и бегемотов сменили северные олени, медведи и львы, чей мех и шкуры, сшитые с помощью сухожилий и волос, успешно играют роль теплой одежды: звериные лапы стали бретелями, а спинки с хвостами — юбками. Мужчины одевались скромней женщин, у мужчин не было бретелек, они перевязывали шкуры животных через правое плечо. Украшениями служат клыки и кости животных, камни, янтарь.

2900 до н. э.  Шумеры в Месопотамии не носят шкуры животных на плечах. Они оборачивают их вокруг пояса наподобие юбки. Конаке из козьего или овечьего руна с длинной шерстью, а потом из ткани, имитирующей их, оставалось популярным до Средневековья. В Вавилоне одевались в длинные шерстяные шали, часто поверх туник — рубах с короткими рукавами. Такой ансамбль заканчивался бахромой и был разноцветным, но самым любимым был красный цвет. Мужчины завивали бороды и волосы на голове, да так, что они выглядели искусственными.

2000 до н.э  Одежда разделяется: на драпировки — ткани, которые оборачивают вокруг тела и закрепляют пряжками и поясами, и сшитые вещи, скроенные по форме туловища, рук, ног. Кочующие всадники монгольских степей носят шитую одежду. Египтяне, как и все народы Средиземноморья, ходят в драпировках. Используют главным образом льняные ткани натурального белого цвета. Египетская религия считает шерсть, ткань животного происхождения, материалом порочным. Нефертити заворачивается в хаик — большое прозрачное царское покрывало. Её муж, фараон Эхнатон, носит, как и все мужчины-египтяне, традиционную набедренную повязку — хенти.

1500 до н.э Драпировки из льна в мелкую складочку прохладны и прозрачны. У женщин на головах парики из волос, которые длиннее их собственных, а поверх — легкие венцы, сплетенные из золотых нитей. Танцовщицы и рабыни носят только пояса — низшему сословию доступна лишь нагота. Мужские головы чаще всего бритые; парики надевают только по праздничным дням.

Египтяне —  страстные поклонники белого цвета, который не очень ценят их соседи: ливийцы, сирийцы, финикийцы, евреи  — их туники и шали расшиты или  раскрашены во все цвета радуги.

3500 лет назад  в Греции в Эгейском море  господствовали торговцы с Крита.  На этом острове все было  не так, как в других местах: женщины не сидели дома, а принимали  участие в общественной жизни.  Их костюм тоже был необычен. Они единственные в Средиземноморье  носили скроенную и сшитую  одежду. Очень узкий корсаж тесно  сжимал талию и приподнимал  грудь, чаще всего обнаженную, над пышной юбкой с большими воланами. Внешний вид мужчин был попроще: две-три набедренные повязки, наложенные друг на друга. Как и женщины, мужчины Крита любили завитые волосы, ленты и большие шляпы.

800 до н.э Греки носят прямоугольные куски шерстяной или льняной ткани, закрепляя их на плечах двумя застежками-фибулами, а на поясе — ремнем. Женщины заворачиваются в пеплос — отрез плотной ткани два метра длиной и полтора шириной. Хитоны — одеяния, меньшие по размеру и более лёгкие, сшиты в форме труб. Хитоны до колен служат для юношей нижней рубашкой. Надеваемый сверху короткий плащ, который застегивают пряжкой на одном плече, называется хламида. Другой вид плаща — гиматий — мог служить и ночным покрывалом. Часто мужчины и женщины носят одну и ту же одежду. Так, опальный Фокион настолько обнищал, что не мог выйти из дома вместе с женой, потому что у них был единственный костюм на двоих.

Готы, германцы, бургундцы не знают себе равных в искусстве украшения металла чеканкой, эмалями и инкрустациями.

В Средние века простые люди одеваются довольно однообразно. Короткое платье — обычная  одежда крестьян. Пастухи носят узкие  штаны брэ и шапероны — колпаки, закрывающие плечи. В длинных монашеских рясах с капюшоном работают в полях. Паломники отправляются в путь в фетровых шляпах, украшенных ракушками.

1350. Крестьяне освобождаются от сеньоров. Ремесленники и торговцы в городах образуют экономические группы — цеха, гильдии. В Италии и Франции и художников и поэтов новая цель: поиски красоты.Мужчины носят короткие костюмы.

Одежду  отныне подгоняют по фигуре шнуровкой. Становится необходимой фантазия —  рождается мода. Церковь рассматривает такие шляпы «с рогами» как дьявольский знак. Дети кричат вслед женщинам, одетым подобным образом, «au hennin!». С тех пор слово «геннин» означает высокий женский головной убор.

1450. Франция заканчивает Столетнюю войну, Англия — начинает войну Алой и Белой Розы. В Италии — эпоха Ренессанса: дамы говорят на древней латыни, возрождается просвещение. В Тоскане прядут шелк. Для праздников создается «необычная» одежда. Женщины носят длинный расшитый упелянд с волочащимся шлейфом, под ним облегающий котт — нижнее платье. Верх мужских шапочек обматывают шарфом, конец которого спускается на верхнюю одежду. Встречаются короткие кафтаны турецкого происхождения. Раскрашенные по частям чулки-штаны делают ноги разноцветными.

В эпоху Ренессанса парфюм надолго заменил чистоту. Недобрая слава общественных бань и строгие предписания церковной Реформации убили средневековую привычку к частому мытью.

1630. Европейские страны борются за превосходство. Испания и Италия теряют свое влияние. Законодательницей моды становится Франция.

На смену эпохе  моды барокко пришла эпоха моды рококо: «интимный» костюм, то есть богато орнаментированные  платья с правильными линиями  и маленькими деталями.

1778. Рродился Джордж Браммел — английский денди, абсолютный законодатель мод. 1849. Появилась английская булавка, которая позднее станет модным аксессуаром. 1853. Леви Страусс создал первые джинсы.

1868. Корсет — душа дамского костюма. Для хрупких он надежная поддержка, для других — средство создания нужного силуэта.

Настоящую революцию  совершает Поль Пуаре, отменив корсет. Он заставил признать платье живых и энергичных расцветок, которое подчеркивает фигуру лентой, проходящей под грудью. Вес дамского наряда уменьшился с 3 килограммов до 900 граммов.

1905. 21 января родился дизайнер Кристиан Диор.

1926. Коко Шанель впервые продемонстрировала свое маленькое чёрное платье. Оно не произвело большого эффекта на фоне модных тогда ярких красок и ждало признания до 30-х годов.

1941. Война, тяжелые годы. обувь делают на деревянной подошве, юбки стали короче. Девушкам стоит больших усилий быть модными, а для стиляг все просто: шляпа на затылке, большой обвисший пиджак и зауженные брюки.

1947.Пока еще неизвестный кутюрье Кристиан Диор совершает переворот: теперь линии будут удлиненными и расширенными. В моде узкая талия и подчеркнутые бедра.

1960. Мода на хрупкий тип женщины. На пике популярности модель Твигги и мини. В СССР в 1960-х годах популярны вязаные наушники собственного изготовления.

1988. Японцы, голландцы, итальянцы, американцы, англичане и особенно французы — модельеры повсюду.

Белокурые локоны, волосы ежиком, зеленые или черные ирокезы, куртки или большие пальто, мини-юбки или макси-платья, обувь всех цветов, плоская или на каблуке, ретро или завтрашнего дня… Можно носить все. Все, за исключением того, что носили в прошлом году.

1990. Мода на стиль унисекс, на минимализм, на «экологический стиль».

2000 г. В моду  входят стразы, яркий стиль, так  называемый гламур.

С 2008 г. Эпатаж набирает обороты, в моду входит все забытое  старое. 

 

Влияние моды.

Как влияет на нашу жизнь мода? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, но понятно точно, что дизайн и мода стремяться охватить все аспекты окружающей человека среды. Для того, чтобы понять какое-то явление в настоящем, необходимо проследить его историю. Чувство прекрасного свойственно человечеству испокон веков. Едва человек осознал себя человеком, он начал украшать свое тело и одежду, орудия труда и окружающее его пространство (пещеру, хижину, дом и очаг). Сегодня трудно сказать, чем руководствовался древний человек при оценке «красиво-некрасиво». Понятие красоты у него, наверное,  вначале было неразрывно от понятия «полезно». И хотя впоследствии человек окружил себя поистине красивыми, но зачастую бесполезными вещицами, суть сочетания «красиво-полезно» потаённо осталась и по-прежнему отражает некую гармонию вещей и явлений с учетом достижений человеческого разума. Но почему мы так хотим окружить себя именно красивыми дорогими вещами, создать неповторимый интерьер своего дома, носить дизайнерскую одежду, выпущенную в одном экземпляре? Наверное, нам важно чувствовать себя комфортно во всем, что нас окружает, в тоже время быть не похожими друг на друга, иметь свой собственный стиль.  Мы уверенны, что от правильно выбранного дизайна, например квартиры, жизнь станет более стильной, современной и счастливой. Выходит, что мы сами хотим  оказаться под влиянием современного дизайна окружающего нас мира. Мода возникает как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам, речи, так называемым модным «знакам». Часто мода выступает в роли регулятора человеческого общения, входит в массовою привычку и охраняется силой общественного мнения. В детстве нас родители учат, чтобы мы не делали как все, чтобы были самостоятельными. Но совершенно другая манера поведения нам свойственна, когда мы взрослеем: мы либо находим себе идеал и подражаем ему во всем, либо следуем массовым тенденциям поведения, боясь пойти против общества, боясь быть изгнанными. Интересное явление. Так  как каждый человек в разной степени пытается следовать постоянно меняющимся тенденциям моды и дизайна, мода с течением небольшого периода времени оказывает влияние на самого человека, причем не только на внешность, но и на мышление. К примеру, с появлением показов модной одежды образуются новые эталоны красоты. Динайнеры-модельеры  конца 80-х начала 90-годов предпочитают высоких стройных девушек с большими, широко поставленными, желательно светлыми, миндалевидной формы глазами, с большими чувственными губами, либо маленькими и пухлыми, с длинными прямыми волосами, с параметрами 90-60-90 (меньше можно, больше нежелательно). Вкусы мужчин соответственно меняются. Женщины в свою очередь стремятся соответствовать стандартам. Таким образом, средний вес молодой девушки за последние 25 лет уменьшился на 10-15 кг., не говоря уже о других частях тела, которые стало возможно изменить при помощи оказываемых услуг салонов красоты и  по средствам пластической хирургии. Выходит, что дизайнеры могут влиять своей деятельностью на человека. Какой они нам образ нарисуют, так мы и будем выглядеть? Ну не сразу, конечно, пока наше сознание привыкнет и перестроится… По-моему, дизайн и мода – такое же влияние на толпу как и религия… Восприимчивость к моде и характер следования ей во многом зависят от самого человека, от его самостоятельности, уровня сознания, культуры, нравственного и эстетического развития.

Информация о работе Влияние моды в современном общественном сознании