Византийская культура (IV-XIV в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром
своеобразной и воистину блестящей культуры

Содержание

Введение
1.сер.IV-пер. Пол.VII вв. - период разложения
рабовладельческого строя и становления средневекового общества.
• Первые столетия существования Византийского государства
• Духовная жизнь тогдашнего общества
2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.
• Расцвет византийского искусства
• Церковное богослужение
3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся
дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.
• "Источники знания" Дамаскина.
• Культура Византии в это время
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Византия.docx

— 64.25 Кб (Скачать)

 средневековья  -  идея  союза  христианской  церкви  и  "христианской  империи".                                                            

      Духовная  жизнь  тогдашнего  общества  отличается  драматической 

 напряженностью;  во   всех  сферах   знания,  литературе   искусстве  

 наблюдается   удивительное  смешение  языческих   и  христианских идей,

 образов,  представлений, колоритное  соединение  языческой мифологии  с 

 христианской  мистикой. Эпоха становления новой,  средневековой культуры 

 рождает талантливых,  порой отмеченных печатью гениальности  мыслителей,

 писателей,  поэтов. Индивидуальность художника   еще не растворилась в  

 церковно-догматическом   мышлении.                                   

       Коренные изменения происходят  в сфере изобразительного искусства 

 и эстетических  воззрений византийского общества. Византийская эстетика 

 развивалась  на основе всей духовной культуры  Византии. Она во многом 

 опиралась   на  античные   воззрения   о  сути   прекрасного,  однако  

 синтезировала  и  переосмысливала их  в  духе  христианской идеологии. 

 Отличительной   чертой   византийской  эстетики   был  ее   глубокий  

 спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед  телом, она вместе с тем 

 пыталась  снять  дуализм  земного   и  небесного,  божественного   и  

 человеческого,  духа и плоти. Не отрицая  телесной красоты византийские 

 мыслители  красоту души, добродетель, нравственное  совершенство ставили 

 много   выше.   Большое  значение   для  установления   византийского  

 эстетического  сознания  имело раннехристианское   осмысление мира  как 

 прекрасного  творения божественного художника.  Именно поэтому красота  

 естественная  ценилась выше, чем  красота,  созданная руками человека, 

 как бы "вторичная"  по  своему  происхождению.

      Византийское искусство генетически  восходило к эллинистическому  и 

 восточнохристианскому  художественному  искусству. В   ранний период  в 

 византийском  искусстве как бы  слились рафинированная платоничность и

 трепетная  чувственность позднеантичного  импрессионизма-с наивной, порой

 грубоватой  экспрессивностью  народного   искусства  Востока. Эллинизм 

 долгое время  оставался главным, но не единственным, источником, откуда 

 византийские  мастера черпали изящество форм, правильность пропорций, 

 чарующую  прозрачность колористической гаммы,  техническое совершенство 

 своих произведений. Но  эллинизм не мог  в  полной мере  противостоять 

 мощному потоку  восточных  влияний, нахлынувших  на  Византию в первые 

 столетия  ее  существования.  В.  Это  время  ощущается воздействие на

 византийское  искусство египетских,  сирийских,  малазийских, иранских 

 художественных  традиций.

      В IV-V вв. в искусстве  Византии  были еще сильны позднеантичные 

 традиции.   Если   классическое   античное   искусство   отличалось  

 умиротворенным  монизмом, если оно не знало  борьбы духа и тела, а его  

 эстетический  идеал воплощал гармоническое  единство телесной и духовной 

 красоты,  то уже в позднеантичном художественном  творчестве намечается 

 трагический  конфликт духа и  плоти. Монистическая  гармония сменяется  

 столкновением  противоположных  начал, "дух как бы  пытается сбросить 

 оковы   телесной  оболочки".  В  дальнейшем  византийское  искусство  

 преодолело   конфликт   духа   и   тела,   его   сменила   спокойная  

 созерцательность, призванная увести человека  от  бурь земной жизни  в 

 сверхчувственный  мир чистого духа.  Это "умиротворение"  происходит в  

 результате  признания  превосходства   духовного  начала над телесным,

 победы духа  над плотью.  Основной эстетической  задачей византийского  

 исскуства   отныне  становится  стремление   художника  воплотить  в  

 художественном  образе  трансцендентную  идею.

      В VI-VII вв. византийские художники  сумели не только впитать эти 

 многообразные  влияния, но и,  преодолев их, создать свой  собственный 

 стиль в   искусстве. С  этого времени   Константинополь превращается  в 

 прославленный  художественный центр средневекового  мира, в "палладиум  

 наук и  искусств".  За ним следуют   Равенна, Рим, Никея,  Фессалоника, 

 также   ставшие   средоточием  византийского   художественного   стиля.

      Расцвет  византийского  искусства   раннего  периода  связан  с  

 укреплением  могущества империи при Юстиниане.  В Константинополе в это 

 время   воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы.  Непревзойденным 

 шедевром  византийского творчества стал  построенный в 30-х годах VI в. 

 храм  св.  Софии.  Впервые  в  нем   была  воплощена идея грандиозного 

 центрического  храма, увенчанного куполом. Блеск  разноцветных мраморов,

 мерцание  золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали

 иллюзию беспредельности  пространства собора, превращали  его в подобие 

 макрокосмоса, символически приближали к образу Вселенной. Недаром он

всегда оставался  главной  святыней  Византии. . 

   Другой  шедевр византийской архитектуры  - церковь св. Виталия  в 

 Равенне - поражает изысканностью и элегантностью  архитектурных форм. 

 Особую славу  этому  храму принесли его   знаменитые мозаики не  только 

 церковного,  но  и  светского  характера,  в  частности  изображения  

 императора  Юстиниана и императрицы Феодоры  и их свиты. Лица Юстиниана 

 и  Феодоры   наделены  портретными  чертами,  цветовая  гамма  мозаик 

 отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью. 

      Другие направления в искусстве  ранней Византии, воплотившиеся  в  

 мозаиках  Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра,  Паренцо, знаменуют отказ 

 византийских  мастеров  от античных  реминисценций.  Образы  становятся 

 более аскетичными,  не только чувственному, но и  эмоциональному моменту 

 в таком  искусстве уже нет места, зато  духовность достигает необычайной силы.

      Церковное богослужение  превратилось  в  Византии в  своего  рода 

 пышную мистерию.  В полумраке  сводов византийских  храмов сумеречно  

 сияло множество  свечей и  лампад, озарявших  таинственными отблесками 

 золото мозаик,  темные  лики икон, многоцветные  мраморные  коллонады, 

 великолепную  драгоценную  утварь.  Все   это  должно было, по замыслу 

 церкви, затмить  в душе человека эмоциональную  приподнятость античной 

 трагедии, здоровое  веселье мимов, суетные волнения  цирковых ристаний и 

 даровать  ему  отраду  в  повседневности  реальной  жизни.

      В прикладном искусстве Византии  в меньшей мере, чем в архитектуре 

 и  живописи,  определилась  ведущая  линия   развития  византийского  

 искусства,  отражающая  становление  средневекового  миросозерцания. 

 Живучесть  античных традиций здесь проявлялась  как в образах, так и в  

 формах  художественного   выражения.  Вместе  с  тем   и сюда проникали 

 постепенно  художественные традиции народов   Востока. Здесь, хоть и  в 

 меньшей мере  чем в  Западной Европе,  сыграло свою  роль воздействие 

 варварского  мира.

      Музыка  занимала  особое  место   в  византийской  цивилизации. 

 Своеобразное  сочетание  авторитарности  и   демократизма  не могло не 

 сказаться  на и на характере музыкальной  культуры, которая представляла 

 сложное   и  многоликое  явлениедуховной   жизни  эпохи.  В  V-VII  вв.

 происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры

 вокального  искусства.  Музыка  обретает  особый  гражданский статус,

 включается  в  систему  репрезентации государственной власти. Особый

 колорит   сохраняла  музыка  городских   улиц,  театральных  и цирковых 

 представлений  и народных  празднеств, отразившая богатейшую  песенно-

 музыкальную  практику  многих народов,  населявших  империю.  Каждый из 

 этих видов   музыки имел свой собственный  эстетический и  социальный

 смысл и   в то  же время,  взаимодействуя, они  сливались в  единое  и  

 неповторимое  целое. Христианство очень рано  оценило особые возможности 

 музыки как  искусства универсального и в то же время обладающего силой

 массового  и индивидуального психологического  воздействия, и включило ее

 в свой  культовый ритуал. Именно культовой  музыке было суждено занять 

 доминирующее  положение  в  средневековой   Византии.

      Если подвести итог по первому  периоду существования Византии, то 

 можно сказать,  что в этот период сформировались  основные особенности  

 византийской  культуры.  Прежде всего,  к ним следует отнести то, что

 византийская  культура  была  открыта   другим  культурным  влияниям  

 получаемым  извне.  Но  постепенно  уже   в  ранний период они синтез- 

 ировались  главной,  ведущей греко-римской культурой.

      Культура ранней Византии была  городской культурой. Крупные  города 

 империи,  и в первую очередь Константинополь,  были не только центрами 

 ремесла и  торговли, но и очагами высочайшей  культуры и образованности,

 где  сохранялось  богатое  наследие  античности.

      Борьба светской  и церковной  культур  особенно характерна для

 первого периода  истории  Византии. В истории   Византийской культуры  

 первые века  существования Византии были  временем острой идеологической 

 борьбы,  столкновения  противоречивых  тенденций,  сложных   идейных  

 коллизий, но  и временем плодотворных исканий,  интенсивного духовного  

 творчества, позитивного развития  науки и  искусства.  Это были века, 

Информация о работе Византийская культура (IV-XIV в.)