Византийская культура (IV-XIV в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром
своеобразной и воистину блестящей культуры

Содержание

Введение
1.сер.IV-пер. Пол.VII вв. - период разложения
рабовладельческого строя и становления средневекового общества.
• Первые столетия существования Византийского государства
• Духовная жизнь тогдашнего общества
2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.
• Расцвет византийского искусства
• Церковное богослужение
3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся
дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.
• "Источники знания" Дамаскина.
• Культура Византии в это время
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Византия.docx

— 64.25 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ХПИ» 
 
 
 

Кафедра  етики, естетики и истории культури 
 
 
 

Реферат с дисциплины ″Культорология″

На тему

Византийская  культура (IV-XIV в.) 
 
 
 
 
 
 

      Студентки гр.БФ-27д

      Курбет  Р.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Харьков 2008

Содержание 

Введение

1.сер.IV-пер. Пол.VII   вв.   -   период   разложения   

 рабовладельческого  строя  и   становления   средневекового   общества.

  • Первые столетия  существования Византийского  государства
  • Духовная  жизнь  тогдашнего  общества

 2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.

  • Расцвет  византийского  искусства 
  • Церковное богослужение 

 3.XII-сер.XV  вв.  -  последний период,  характеризующийся

 дальнейшим  развитием феодализма и началом  его разложения.                    

  • "Источники знания"  Дамаскина.
  • Культура Византии в это время

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В своем  реферате я  хотел  бы  рассказать о  культуре  Византии, 

 одном из  государств, которое  внесло большой   вклад в  развитие 

 культуры  в Европе Средних  веков.  В истории  мировой культуры 

 Византии  принадлежит  особое,  выдающееся  место.  В художественном 

 творчестве  Византия  дала  средневековому   миру   высокие  образы  

 литературы  и  искусства, которые  отличались  благородным  изяществом 

 форм,  образным  видением  мысли,    утонченностью   эстетического   

 мышления,   глубиной философской  мысли.  По  силе выразительности   и 

 глубокой  одухотворенности Византия  многие  столетия  стояла  впереди  

 всех  стран   средневековой Европы. Прямая  наследница  греко-римского 

 мира  и  эллинистического Востока, Византия  всегда оставалась центром  

 своеобразной  и воистину блестящей культуры.  Если пытаться отделить 

 византийскую  культуру  от  культуры  Европы , Переднего  и  Ближнего 

 Востока,  то наиболее  важными будут   следующие факторы :                             

      1.  В  Византии  была  языковая  общность  (основным  языком был 

 греческий);

      2. В Византии была религиозная  общность (основной религией было

 христианство  в форме православия);

      3. В Византии при всей многоэтничности,  существовало этническое 

 ядро, состоящее  из греков.

      4.   Византийскую   империю    всегда   отличали   устойчивая   

 государственность  и централизованное управление. 
 
 

    
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

      Процесс развития Византии был  не прямолинейным. В нем были  эпохи 

 подъема и  упадка, периоды торжества прогрессивных  идей и мрачные годы 

 господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового  

 прорастали  рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена. 

 Неиссякаемым  источником  культуры  было  народное  творчество.  Под  

 покровом  традиций и  стереотипов жило, действовало  и пробивало себе 

 дорогу  новое,  творческое начало.

      Всю тысячелетнюю историю Византии  можно условно разделить на  три 

 периода   :   1.сер.IV-пер.пол.VII   вв.   -   период   разложения   

 рабовладельческого  строя  и   становления   средневекового   общества.

           2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие  феодализма в  

 Византии.

           3.XII-сер.XV  вв.  -  последний   период,  характеризующийся 

 дальнейшим  развитием феодализма и началом  его разложения.                    

      Первые столетия  существования  Византийского  государства можно  

 рассматривать   как  важнейший  этап  в   формировании  мировоззрения  

 византийского  общества, опиравшегося на традиции  языческого эллинизма 

 и принципы  христианства. В  ранней Византии  новый расцвет  переживает 

 философия   неоплатонизма.  Появляется  ряд   философов-неоплатоников -

 Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий  Ареопагит.  Неоплатонизм 

 непосредственно   примыкал   и  сосуществовал   с  ранневизантийской  

 философской  мыслью.  Но неоплатонизм  требовал  от  своих приверженцев 

 специальной  философской подготовки, особого  мышления, поворота мозгов.

 Он был  элитарен, то есть недоступен  широким массам, в чем и сказалась 

 его историческая  обреченность.

      Формирование христианства как  философско-религиозной системы  было 

 сложным и  длительным процессом.  Христианство  впитало в себя  многие

 философские  и религиозные учения того  времени. Христианская догматика 

 сложилась  под сильным влиянием не только  ближневосточных религиозных  

 учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности

 божества, один  из центральных  догматов христианского   вероучения, -

 это,  по  существу  переосмысленная  триада  неоплатоников.  Однако 

 христианство,  несмотря   на  наличие   общих   с   манихейством  и   

 неоплатонизмом  черт, принципиально отлично от  манихейского дуализма и 

 неоплатоновского  монизма.  Само  христианство  являлось  не  только 

 синкретическим  религиозным  учением, но  и  синтетической  философски-

 религиозной  системой,  важным компонентом которой являлись  античные

 философские  учения. Это, может быть, объясняет  в некоторой степени и  

 то, что христианство  не только  боролось с античной  философией, но  и 

 использовала  ее в своих  целях. На смену  непримиримости  христианства 

 со  всем,  что несло клеймо  язычества,  приходит  компромисс  между

 христианским  и  античным  миросозерцанием.  В  самом  неоплатонизме  

 образовалось  два  течения:  одно -  радикальное, настроенное против

 христианства,  другое  -  более  умеренное.  Постепенно  берут  верх 

 сторонники   компромисса с христианством.   Происходил   процесс  

 отталкивания,  обособления   и  одновременно   сближения,  слияния   

 неоплатонической  философии и   христианского богословия,  который  

 завершается   поглощением  неоплатонизма   христианством.    

      Наиболее образованные и дальновидные  христиански богословы поняли 

 необходимость   овладения  всем  арсеналом   языческой  культуры  для  

 использования  ее в создании  философских  концепций. В трудах  Василия 

 Кесарийского, Григория Нивского и Григория  Назианзина, в речах Иоанна 

 Златоуста   можно увидеть сочетание  идей  раннего  христианства  с 

 неоплатонической  философией,  порой   парадоксальное  переплетение  

 риторических  идей с новым идейным содержанием.  Такие мыслители, как  

 Василий   Кесарийский,   Григорий  Нивский   и  Григорий   Назианзин, 

 закладывают   собственно   фундамент  византийской   философии.  их   

 философские  построения уходят глубокими  корнями в историю эллинского 

 мышления.  В  центре  их  философии   находится  понимание  бытия   как 

 совершенства,  что   ведет  своеобразному   оправданию  космоса,   а  

 следовательно,  мира  и человека.  У Григория  Нисского эта  концепция 

 порой приближается  к пантеизму.              

      В   переходную   эпоху   гибели   рабовладельческого   строя  и  

 становления  феодального общества коренные  сдвиги происходят во всех 

 сферах  духовной  жизни  Византии.  Рождается   новая  эстетика, новая 

 система   духовных  и  нравственных  ценностей,  более соответствующая 

 складу  мышления  и  эмоциональным  запросам  средневекового человека.

 Патристическая  литература,  библейская  космография,  литургическая  

 поэзия,  монашеская   повесть,  всемирная   хроника,  христианская   

 агиография,  пронизанные  религиозным   миросозерцанием,  мало-помалу 

 овладевают  умами византийского общества  и приходят на смену античной 

 культуре.

      Меняется и сам человек той  эпохи, его видение мира, его  отношение 

 к  вселенной,  природе,  обществу.  Создается   новый  по  сравнению с 

 античностью  "образ  мира",  воплощенный   в  особую  знаковую систему 

 символов. На  смену античному  представлению  о  героической личности,

 античному  пониманию мира, как мира смеющихся  богов и бесстрашно идущих

 на смерть  героев, где высшее благо - ничего  не бояться и ни на что  не 

 надеяться  (очень  симпатичная философия),  приходит мир  страждущего, 

 раздираемого  противоречиями,  маленького,  греховного  человека.  Он 

 бесконечно  унижен и слаб, но он верит  в свое спасение в иной жизни  и в 

 этом пытается  найти утешение. Христианство с небывалой интенсивностью 

 выявляет  мучительное раздвоение внутри  человеческой личности. Меняется 

 и представление  человека о космосе, о времени,  о пространстве, о ходе 

 истории : на смену замкнутым историческим  циклам античных писателей, 

 обусловленное  волей Бога, библейское видение  поступательного движения 

 истории   ранневизантийских  историков   и  хронистов.

      В ранней Византии кристаллизуется   одна из фундаментальных идей 

Информация о работе Византийская культура (IV-XIV в.)