Виды речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.

Содержание

Введение

1. Виды речевой деятельности.

1.1. Говорение.

1.2. Чтение.

1.3. Письмо.

1.4. Слушание.

2. Этапы речевого действия

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

виды речевой деят-ти.rtf

— 161.14 Кб (Скачать)

      В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

      1.4. Слушание.

      Это восприятие звуковых сигналов и их понимание; Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.

      Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора и количеством информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.

      Причиной такого разрыва является ряд типичных недостатков слушания:

      бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;

      обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;

      узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

      Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы:

      Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать?

      1. Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного выступления, телепередачи, речи собеседника. Полезным может оказаться:

      Получение информации. Это главная цель слушания в профессиональной деятельности, однако полезную для себя информацию можно почерпнуть не только из лекций и речей на производственных совещаниях, но и бытовых разговоров.

      Развлечение. Это одна из важных потребностей человека. Цель развлечения присутствует в обычных разговорах и в слушании некоторых телепередач.

      Воодушевление. Часто человек слушает не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это также одна из потребностей человека.

      Анализ фактов и идей. Необходим для более полного восприятия речи и включения полученной информации в структуру имеющегося опыта и знаний.

      Улучшение собственной речи. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной речи.

      2. Факторами эффективного слушания являются:

      Отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубеждённое, кооперативное отношение слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, т.к. у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора.

      Интерес слушателей. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются практически полезными и новыми идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен проявлять энтузиазм, говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия.

      Мотивация слушателей. Внимание слушателей усиливается, если речь затрагивает вопросы, связанные с основными жизненными потребностями и чувствами человека. Такими мотивами являются самосохранение, интерес к собственности, желание расширить влияние, забота о репутации, привязанности, сентиментальность, вкус.

      Эмоциональное состояние. Нежелательные эмоции, которые мешают непрерывному вниманию, могут исходить из состояния подавленности слушателя, его отношения к оратору, его возражений по поводу утверждений оратора.

      3. Как слушать?

      Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:

      1) умение концентрироваться;

      2) умение анализировать содержание;

      3) умение слушать критически;

      4) умение конспектировать.

      Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приёмы:

      Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.

      Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи.

      Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет её развивать.

      Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.

      Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста.

      Умение анализировать опирается на следующие приёмы:

      определение цели речи;

      определение композиции речи;

      определение главной темы речи;

      определение главных идей оратора;

      определение форм аргументации;

      определение форм резюмирования и заключительных выводов.

      2. Этапы речевого действия.

      Результат речевой деятельности сверяется с целью, определяется в соответствии с ситуацией и если возникает коммуникативные неудачи, то коммуникант снова проходит все этапы речевой деятельности. Для того чтобы текст был адекватно-воспринят, необходимо, чтобы реципиент настроился на ту же волну, что и автор. На этом этапе могут проверяться ошибки: соответствует ли текст речевой ситуации; раскрывает ли предмет речи, спланирована ли последовательность текста, адекватна и целесообразно подобраны языковые средства, правильно ли построены предложения, нет ли избыточных предложений - все это осуществляет этап контроля.

      В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

      По мнению О.Я. Гойхмана и Надеина Т.М., исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Как примеры речевых ситуаций можно рассмотреть: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п.

      В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

      1. Подготовка высказывания.

       На этом этапе происходит осознание мотива высказывания, целей, потребностей, осуществляется вероятное прогнозирование результатов речи на основе прошлого опыта и учета обстановки. Эти подготовительные решения протекают с большой скоростью почти на подсознательном уровне. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания.

      2. Структурирование высказывания. На этом этапе осуществляется выбор слов, их грамматическое оформление. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок. При этом в оперативной памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов.

      3. Переход к внешней речи. На этом этапе осуществляется звуковое оформление высказывания. Это самый ответственный этап.

      О результатах речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. по обратной связи.

      Восприятие речи связано с пониманием замыслов, мотивов высказывания, а также с оценкой содержания высказывания, его идеи, позиции самого говорящего и т.п.

      Понимание передаваемого сообщения зависит от целого комплекса факторов, включающих в себя явный и скрытый контексты высказывания. Явный контекст включает то, что подлежит как бы непосредственному наблюдению. Этот вид контекста делится на вербальный (словесный) и невербальный (жесты, поза, мимика). Скрытый контекст представляет собой ту часть коммуникации, которая не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки участников процесса общения, их личностные характеристики, среди которых можно отметить уровень образования, возраст, характер, принадлежность к определенной группе и др. В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам. 

 

       Заключение

      В своей курсовой работе я постаралась подробно рассмотреть вопрос о сущности речевой деятельности, как одного из основных видов деятельности. Также подробно осветила виды, формы речи, и ее структурную организацию.

      Таким образом, я пришла к выводу о том, что речевая деятельность - это сложный процесс, который может быть представлен как активная речь - экспрессивная, и как речь воспринимаемая - импрессивная. Также речь может быть как внешней, так и внутренней, представлена в виде письма, говорения, слушания и чтения.

 

       Список литературы

      1. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990.-494 с.

      2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3кн. Кн.1.М.:Просвещение,1995.-576с.

      3. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М.. 1981.Пиаже Ж. Избранные психологические труды.

      4. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. -М., 1969.

      5. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986

      6. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение. 1985. - 272 с.

      7. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Соловьева Н.Н. Учусь общаться: читаю..., слушаю..., говорю..., пишу... Учебное пособие по культуре речи и речевому общению. -М., 1996.

      8. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. - М.,1997.

Информация о работе Виды речевой деятельности